Изобразительное искусство ислама

Искусство ислама – это тип художественного творчества, преимущественно в странах, где государственной религией стало мусульманство. В своих основных чертах оно сформировалось в период Средневековья. Именно тогда арабские страны и регионы, куда было принесено мусульманство, сделали огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Особая привлекательность исламского искусства, его своеобразие и традиции смогли заставить его выйти за рамки времени и пространства и сделаться частью общечеловеческого достояния.

История

Исламская культура возникла как феномен в седьмом веке нашей эры. Но принципы этой религии, изложенные ее богословами, и в основном исходящие из интерпретации Торы, запрещали изображение живых существ. Еще более суровые правила касались невозможности воплощать в живописи или скульптуре Бога (Аллаха). Поэтому когда эта религия распространялась из аравийских пустынь на восток, вплоть до Индии, и сталкивалась с местными культурами, она вначале относилась к ним враждебно. Во-первых, ислам считал искусство других стран языческим, а, во-вторых, там господствовали изображения различных божеств, людей и животных. Но с течением времени мусульманская культура все же впитала в себя некоторые принципы искусства, переработала их и создала собственные стили и правила. Так возникло изобразительное искусство ислама. К тому же, подобно тому, как мусульманское богословие в каждом регионе имеет свои особенности, так и культура стала зависеть от страны и ее традиций.

Характерные черты изобразительного искусства ислама

Прежде всего, канон этой культуры был разработан в архитектуре и орнаменте. Он основывался на традициях византийского, египетского, а также персидского искусства доисламского периода. В некоторых странах запрет на изображение людей и животных носил очень эфемерный характер, как, например, в Иране. Позже возникли исламская живопись и пластические формы искусства. Для мусульманской культуры характерно строительство зданий с большими куполами, большое внимание, которое уделялось внутренним росписям, мозаике и интерьеру, а не внешнему виду, яркие и сочные цвета, симметрия, наличие арабеск и, так называемых мукарнасов. Это своды в виде сот, с многочисленными впадинами и углублениями.

Разновидности

Исламское искусство наибольшее свое развитие получило в области архитектуры. В этом стиле строились не только религиозные сооружения, как, например, мечети или медресе, но и светские здания. Одним из важнейших типов этого искусства является каллиграфия, оставившая нам богатое наследие орнаментальных композиций. В Иране и мусульманской Индии широкое распространение получили такие редкие виды изобразительного искусства ислама, как живопись и миниатюра. И практически во всех странах, где исповедовали эту религию, были развиты такие популярные прикладные типы творчества, как ковроткачество и производство керамики.

Архитектура

Принято выделять такие главные виды искусства ислама в этой области – египетский стиль, татарский, мавританский и османский. Остальные типа архитектуры считаются второстепенными или же производными от основных. Мусульмане разработали свои правила строительства и украшения зданий, когда ислам сделался государственной религией в разных странах, количество молящихся увеличилось, и для их собраний необходимо было возводить мечети. Вначале архитекторы исходили из функциональных потребностей. То есть, для мечети необходим был зал, где собираются люди, михраб (ниша, обращенная к Мекке), минбар (кафедра), двор с галереями, водоем для ритуальных омовений, и минареты, откуда звучат призывы к молитве. К первым таким храмам относится Купол Скалы (Иерусалим, седьмой век нашей эры). В своей основе она имеет восьмиугольник и стоит посреди двора с галереями. Кроме мечетей и религиозных училищ – медресе – специфические мусульманские черты имеют разные общественные здания. Это в основном караван-сараи (постоялые дворы), хаммамы (бани), крытые базары.

Страны и регионы

Искусство ислама обрело свое развитие в египетском стиле архитектуры. Примером могут служить мечети Ибн-Тулуна (девятый век) и султана Хассана (14 столетие) в Каире. Эти храмы производят впечатление мощи, имеют внушительные размеры. Они покрыты причудливыми мозаичными надписями, а их стены орнаментированы арабесками, то есть, стилизованными геометрическими и растительными элементами. Такие повторяющиеся украшения, заполняющие все пустоты, символизировали рассуждения исламских теологов о бесконечной «ткани Вселенной». Своды в мечетях имеют форму купола, а опираются они на колонны в форме сталактитов. В качестве типичного экземпляра иранской и среднеазиатской архитектуры приводят мавзолей династии Самадинов в Бухаре. В мусульманской Персии в основном любили использовать при строительстве зданий изразцы в форме звезд и крестов, из которых выкладывали различные композиции.

Мавританский стиль

Изобразительное искусство ислама, как и его архитектура, достигли своего расцвета во времена господства арабов в Испании. Самым ярким его проявлением можно назвать дворец правителей Альгамбра в Гранаде. Это роскошное сооружение с множеством богато украшенных комнат и залов окружено стеной с башнями и крепостями. Особого внимания заслуживает, так называемый Миртовый двор с колоннадой. Из него можно выйти в зал Посланников, крытый куполом. По преданию, там правители Гранады принимали представителей других стран. Другим известным двором является Львиный. Он назван так, потому что фонтан, который находится посредине, опирается на 12 скульптур, изображающих этих животных. Во дворце много и других залов – Двух сестер, Судебный – отделанных роскошной мозаикой комнат и покоев с балконами, портиков. Здания Альгамбры расположены среди садов и цветников. В таком же стиле построена и Великая мечеть в Кордове (Мескита).

Индия

Особенности искусства ислама прекрасно воплощены в таком шедевре мусульманского зодчества, как Тадж-Махал. Это произведение поздних времен. Оно относится к семнадцатому веку и построено по приказу правителя исламской династии Моголов в Индии Шаха-Джихана Первого. В плане это сооружение имеет срезанный квадрат с куполом наверху, стоящий на искусственной платформе из мрамора. По углам здания стоят минареты. Мавзолей выстроен из белого мрамора и розового песчаника и украшен драгоценными камнями. Здание также орнаментировано золотыми надписями на черном фоне. Поэтому он эффектно выделяется посреди неба и зелени. Внутри он имеет богатый интерьер, украшенный орнаментами из золота, серебра и мозаикой из драгоценностей.

Турция

Искусство стран ислама достойно представлено и в этой стране. Вначале турки строили свои мечети так же, как и арабы. Но с пятнадцатого века, после завоевания Византии, на их искусство очень повлияла архитектура захваченной ими империи. По типу здешних храмов они стали строить мечети прямоугольной формы, с множеством куполов и прилегающих зданий, а также внутренним двором – айваном. Наибольшего расцвета турецкая архитектура достигла в эпоху Османов, особенно в творчестве Синана. Этот зодчий спроектировал и построил огромное количество мечетей, но лично сам он особо выделял три: две в Стамбуле (Шах-Заде и Сулейманийе), и одну в Эдирне (Селимийе). Эти сооружения выделяются утонченными минаретами, огромными куполами и стрельчатыми арками.

Каллиграфия

Изобразительное искусство ислама имеет такую важную отрасль, как мусульманская прикладная живопись. Она развилась из художественного копирования Корана – священной Книги. Затем ее стали использовать для оформления мечетей. Письмо это называлось арабской вязью или же «куфическим», потому что считалось, что оно происходит из этого иракского города. В различных исламских странах каллиграфия была доведена до высшей степени совершенства. Мастер этого письма одновременно был стилистом, математиком и художником. Виды каллиграфии в мусульманских странах даже были канонизированы. В XV-XVII столетиях появился новый вид письма – так называемая кита, где уставным почерком одного или нескольких видов создавалась целая картина. Орудием художника было тростниковое перо (калам), сам способ очинки которого определял стиль. Каллиграф должен был продемонстрировать свой изысканный вкус не только умением изящно выводить арабскую вязь, но и знанием пространственной геометрии, а также владением искусством орнамента – геометрического, растительного, зоо- или антропоморфного.

Миниатюра

Особенности изобразительного искусства ислама состоят еще и в том, что в этой религии не допускают антропоморфности Бога. Поэтому художественное творчество было исключено из сакральной области и осталось только в светской культуре. А вот его распространение зависело уже от разных стран. В Коране нет прямого запрета на изображение людей и животных, но в хадисах – исламских преданиях – такие порицания есть. В основном живопись распространялась в качестве украшения предметов роскоши и книжных иллюстраций – миниатюр. В основном она достигла наибольшего расцвета на территории Ирана, в Средней Азии и индийской Империи Моголов. Персидская миниатюра основана на настенной живописи этой страны доисламского периода. Она развилась из книжных иллюстраций, но иранские художники достаточно быстро сделали из нее самостоятельный жанр. Они разработали превосходную живописную систему, в которой цвет, форма, композиция и экспрессия были объединены для создания одного целого. Персидские художники намеренно использовали плоскостной тип изображения, а не трехмерный. Герои этой живописи, как правило, идеализированы и живут в прекрасном мире. Мастерскими миниатюр чаще всего служили шахские библиотеки, или китабхане. С восемнадцатого столетия на иранскую живопись стала оказывать сильное влияние европейская техника и традиции.

Прикладное искусство: керамика и ткачество

Эти отрасли получили развитие в Иране, Азербайджане, Средней Азии, Турции. Особенно славилась архитектурная керамика. Это могла быть узорная кирпичная кладка или резная терракота. Но самой известной была облицовка зданий с помощью многоцветной расписной майолики. Именно она придает такой шик и блеск восточным дворцам. Что касается росписи посуды, то здесь свою роль сыграли запреты на использование серебра и золота в хозяйственных нуждах. Однако исламские мастера пытались придать глиняным сосудам сияние и блеск. Для этого стали изготавливать свинцовую глазурь, а также старались создать нечто подобное китайскому фарфору. Так была изобретена белая эмаль для покрытия посуды, а также эффекты золота и серебра в поливе. Самые древние ковры были найдены в Египте. Они принадлежат девятому веку. Ковроткачество родилось из изготовления подстилок для намаза. Видов этого искусства было два – орнаментальный, где переплетались узоры и геометрические фигуры, и изобразительный, со сценами охоты, битв и пейзажей. Последний вид менее распространен. Наибольшую славу завоевали яркие и пушистые персидские ковры, и особая техника турецких мастеров.

Значение искусства ислама

Несмотря на то что мы говорим о культурных особенностях определенной религии, смысл этого термина распространяется и на светскую жизнь. В мусульманском мире живопись, архитектура, и другие виды искусства отражают восприятие людьми духовности, ценностей и того, что их окружает. Главной особенностью этой культуры является стремление к красоте, которая является признаком божественности. Геометрические формы и орнаменты словно раскрывают шифры языка Вселенной, а повторяющиеся узоры свидетельствуют о ее бесконечности. Прикладное же искусство пытается сделать прекрасными повседневные вещи. Культура ислама оказала огромное влияние на развитие Западной Европы, начиная со Средних веков.

Комментарии
пролистала, еще не читала, но увидела это то, что мне надо, искала сайт с картинками, и нашла!!!
-3
где рисунки