Константин Аксаков: биография, деятельность и интересные факты

В текущем году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского философа, драматурга, лингвиста и поэта. Константин Аксаков прожил всего лишь 43 года.

Он являлся видным деятелем движения славянофилов России начала – середины XIX века. Его взгляды, предполагающие предоставление прав сельской общине, были прогрессивными для своего времени, омраченного крепостным рабством. От деда, суворовского генерала, Константину достались личностные качества: патриотизм и пылкость.

Детство, юношество

Род Аксаковых происходил от варяга, служившего киевским князьям. Еще в допетровской Руси в нем были дворяне, «государевы люди». 29.03.1817 года в деревне Аксаково Оренбургской губернии родился Константин Аксаков. Биография его детских лет связана с поместьем отца, Сергея Тимофеевича, писателя и литературного критика. Из-под пера родителя вышли чудесные сказки «Городок в табакерке», «Аленький цветочек». У Константина были младшие брат Иван и сестра Вера, они дружили между собой.

Семья Аксаковых в быту придерживалась старорусских традиций. Константин воспитывался в духе хлебосольства и широкой жизни. В 1826-м Аксаковы переехали в Москву.

Студенческие годы

Константин Аксаков получил среднее образование в пансионате Погодина. Еще в подростковом возрасте проявились его жажда к знаниям и литературный талант. Юноша был идеалистом, человеком непрактичным и немеркантильным. Пятнадцатилетним он поступил на словесное отделение Московского университета, на кафедру профессоров Победоносцева, Надеждина.

В студенческие годы будущий публицист вместе с Виссарионом Белинским, Иваном Тургеневым, Василием Бакуниным, Василием Боткиным участвовал в кружке немецкой философии писателя Станкевича, затем – в обществе славянофилов Самарина, Хомякова. Атмосферу этих собраний Иван Тургенев отобразил в романе «Рудин». Молодым людям претила атмосфера казенного псевдопатриотизма, они искали в философии простоту и искренность. Себя со студенческой скамьи и до последних дней Аксаков называл «славянофилом и гегельянцем».

Магистерская работа Константина Сергеевича представляла собой исследование о месте Ломоносова в русской литературе. Цензурный комитет долго не принимал ее, принуждая студента делать правки. С молодых лет у начинающего критика начались проблемы с официальной цензурой. Пытливый аналитический ум Аксакова был высоко оценен, ему предложили ученую карьеру в Киеве. Однако уезжать из Москвы молодой человек не собирался.

Поэзия

Первые стихи Аксаков Константин публиковал в журналах «Отечественные записки», «Телескоп», «Московский наблюдатель». Поэзия Аксакова культивировала идеалы романтизма, свойственного Гете, она пришлась по душе его современникам благодаря легкости звучания и отличиям от державопоклонных од.

Его читателям запоминались образы русской природы, философские темы, выражение человеческих чувств.

Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков. Стихи его - «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима» - одновременно возвышенны и просты. Умеет поэт душевно писать и о малой родине, и о любви. В его стихах ощущается уют сельского дома, очарование русской природы. Искренны и просты его стихотворения «А.В.Г.», «Тяжело на душе».

Позже П. И. Чайковский написал музыку на один из его измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок.

Проза Аксакова

Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе романтизма и с неоспоримым талантом. Работая над ними, славянофил превращался то в философа, то в лирика. Например, в повести «Бражник» он создал картину Страшного суда над почившим весьма достойным человеком, не пьяницей, но бражником.

Интересна своим художественным замыслом повесть «Облако». В ней мы вначале знакомимся с одухотворенным и мечтательным отроком Лотарием Грюненфельдом, проводящим время за созерцанием природы. Затем он предстает перед читателем молодым человеком, уже не столь безгрешным. Лотарий разучился видеть хорошее в людях, равнодушие затронуло его чувства. Но когда в его жизни встретилась девушка, полюбившая его, то все наносное как будто смыло светлыми воспоминаниями детства об одухотворенной природе, о высоком чистом небе с облаками.

Написание пьес

В 40-е годы Константин Аксаков создал несколько произведений для театра. Драматические произведения Константин Сергеевич писал под псевдонимом Еврипидин, среди них «Князь Луповицкий», «Освобождение Москвы», «Почтовая карета».

В драме «Освобождение Москвы» Константин Сергеевич показал роль народа главной в деле освобождения столицы от польских завоевателей. Данный спектакль запретили сразу после премьеры в Малом театре. Впрочем, драматургом Аксаков был посредственным, его пьесы отличались умозрительностью, их идейность превалировала над художественностью. Особенной популярностью у публики они не пользовались.

Литературная критика

Поприще литературной критики оказалось для Аксакова более успешным. Константин Сергеевич писал о том, что волновало его современников - образованных людей России. Он издал брошюру по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где написал об эпичности произведения, о правдивости изображения в нем помещичьих психотипов Ноздрева, Манилова, Собакевича. Однако самым главным в поэме Николая Васильевича Аксаков считает «русскость», «дух и образ великого, могучего пространства». Он также упоминает удивительный по художественной силе и метафоричности гоголевский образ вечной русской песни, которая, не умолкая, вечно летает над огромной державой, слышная то в одном месте, то в другом.

Аксаков в журнале «Московитянин» диспутировал с Виссарионом Белинским по этому же произведению Николая Васильевича. Его визави считал слабостью произведения «попытки Гоголя предстать национальным пророком», а лиризм поэмы назвал неуместным. Константин Сергеевич, для которого народная идея всегда была первейшей и главнейшей, не мог промолчать в такой ситуации.

К тридцати годам Константин Аксаков опубликовал ряд других литературоведческих статей в «Московском сборнике».

Историческая публицистика

В 1847-1852 гг. из-под его пера выходят в свет рецензии на «Историю России» профессора С. М. Соловьева. В них ощущается трепетное отношение к судьбам Родины как к живой памяти, вестнику старины, учителю жизни. Публицистическое произведение Аксакова настолько глубоко комментирует «Историю», что в гимназиях их изучали одновременно. Впрочем, если своей статьей герой нашего повествования популяризует профессора Соловьева, то в стихотворной форме он уже дружески подтрунивает над ним:

Идеолог движения славянофилов

Московский дом Аксаковых в конце 40-х годов слыл литературным салоном, который посещали Тургенев, Гоголь, Погодин, Белинский, Загоскин.

В 38-летнем возрасте Аксаков Константин Сергеевич написал мемуарное произведение «Воспоминания студенчества», а также «О внутреннем состоянии России». В этих работах критик презентовал взгляды на социальное и государственное устройство Родины. Он полагал, что первичной социальной общностью для России является крестьянская община. Славянофильская политическая платформа базировалась на понятиях «земли» и «государства», при помощи которых обосновывался особый исторический путь России.

Аксаков усматривал антагонизм между государственной царской властью и земским (общественным) началом. Имперской власти Константин Аксаков определил лишь функцию «охранения народной жизни» и защиты. По мнению Константина Сергеевича, неотъемлемыми реквизитами российского общества должны быть суверенные права народа: печати, слова, мнения. Причем они не могут ограничиваться или же регулироваться государством.

«История пошла путем неверным»

Во взглядах славянофилов на историю России выразилось мнение о трагическом ее изломе императором Петром I, искусственно возвысившим государство над социумом. Именно в таком неестественном статусе державы-идола Аксаков Константин усматривал грядущие язвы российского общества: взяточничество, крепостное рабство, церковный раскол.

Свои взгляды Аксаков изложил в письме Александру II, впоследствии издавшему указ об отмене крепостного права и этим заслужившему эпитет «Освободитель».

Критика западной демократии

Произведения Константина Аксакова, в частности статья «Голос из Москвы» 1848 года, отрицают ценность революционного опыта Европы для России. Он критиковал опыт западных демократий за «обоготворение правительства», чрезмерную политизацию общественной жизни. Коренной же интерес российского общества, по мнению Аксакова, лежала в области духовно-религиозной.

Еще одна его работа - «О русском воззрении» - расставляет все точки над I в проблеме «национальное - гуманистическое». Публицист обосновывает право культурного и социального суверенитета русского народа, который имеет право не копировать западную демократию. Примечательно, что философ и писатель на практике применял свою прорусскую позицию. Он, житель столицы, носил бороду, одевался в зипун и ермолку (крестьянскую зимнюю шапку).

Последние годы жизни

Казалось бы, жизнь удалась. Авторитетом в научных, политических и писательских кругах пользовался Аксаков Константин Сергеевич. Биография его свидетельствует о множестве единомышленников. Дом Аксаковых по-прежнему является модным московским литературным салоном. В него вхожи Лев Толстой, Тарас Шевченко, Иван Тургенев...

Все разрушилось в один день. В 1859 году у Аксакова умер отец, Сергей Тимофеевич. Сын крайне тяжело перенес утрату, будучи душевно привязанным к родителю. Имея от природы крепкое здоровье, он просто на глазах исхудал, ослаб и заболел туберкулезом. Через полтора года после смерти папы Аксаков Константин Сергеевич умер, пребывая на лечении на средиземноморском острове Зант.

Его похоронили на кладбище Симоновского монастыря, рядом с могилой отца. В XX веке Аксаковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Заключение

Убежденным славянофилом вошел в историю Константин Аксаков. Биография (краткая в нашем изложении, но такая богатая на самом деле) его содержит сведения о многих чудачествах. Он отказывался в своем быту от западного, при этом носил крестьянский наряд, который в XIX веке уже практически вышел из употребления. Друзья подтрунивали над ним, но понимали: для Константина Сергеевича это очень важно. Его рассуждения и взгляды отличались общинной моралью. Он ратовал за возвращение в общественную жизнь России уничтоженных имперской властью нетленных моральных ценностей.

При этом философ и писатель был нелицемерен, принципиален и честен. Гегельянец и славянофил Аксаков не признавал ни имперской идеологии, ни прозападной. Люди, и даже оппоненты, его уважали и ценили. Он не написал, подобно Льву Толстому, Николаю Гоголю, Ивану Тургеневу, эпохальных произведений, однако был верным и надежным другом для всех них. Константин Аксаков чутко и глубоко понимал литературный процесс, был известным ученым-лингвистом, одним из самых видных специалистов в области истории России.

Комментарии