Закон "О рекламе". Федеральный закон N 38-ФЗ: суть

В последнее время рекламы стало невероятно много. Она окружает нас повсюду: в интернете, на улице, по телевидению и т.д. Естественно, такая обширная и сложная система, как реклама должна подлежать строгому регулированию. Федеральный закон "О рекламе" с комментариями будет разобран в этой статье.

Сфера применения закона

В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" представленный процесс является донесением определенной информации любым законным способом, с использованием любых средств и в любой форме. Информация может быть направлена неопределенному кругу лиц. Адресована она при этом на привлечение внимания к объекту процесса. Формирование и поддержание интереса к определенному объекту - вот что является главной целью рекламы.

Сфера применения Федерального закона довольно большая. Так, вторая статья гласит о политической рекламе, о справочно-информационных или аналитических материалах, об информации о товарах и т.д. Все требования, устанавливаемые настоящим законом, относятся, как правило, к изготовителю товара, но распространяются на граждан, исполняющих услуги и работы по рекламированию.

Требования к рекламной продукции

Статья 5 Федерального закона "О рекламе" закрепляет основные требования к рекламным процессам. Закон говорит о том, что эти процессы могут носить добросовестный и недобросовестный характер. Вот что свойственно недобросовестной рекламе:

  • содержание некорректных или лживых сведений о рекламируемом товаре, а также о товарах других производителей;
  • наличие информации, порочащей честь и достоинство лица, в том числе и конкурентного;
  • наличие запрещенных способов рекламы: презентация под видом другого товара, неверный товарный знак, неправильные сведения об изготовителе и т.д.

Отдельно стоит рассказать про недостоверную рекламу. В ней содержатся:

  • характеристика товара, не соответствующая действительности;
  • неправильные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед другой продукцией;
  • недостоверные сведения об условиях доставки, о стоимости, об ассортименте и т.д.

Реклама ни в коем случае не должна призывать к насилию, противоправным действиям, содержать материалы порнографического характера и т.д.

Виды рекламы

Статьи 7-10 Федерального закона "О рекламе" закрепляют основные виды рекламных процессов. Так, статья 7 указывает вначале на то, что нельзя рекламировать ни при каких обстоятельствах:

  • взрывчатые вещества;
  • незарегистрированная продукция;
  • товары без сертификации;
  • товары без лицензии;
  • продукция, реализация которой запрещена на территории Российского государства;
  • наркотические, табачные, некоторые алкогольные средства;
  • медицинские абортивные услуги.

Далее законопроект указывает на основные виды рекламы. Здесь выделяются:

  • социальная реклама;
  • политическая реклама;
  • реклама продукции и услуг при дистанционном способе ее продажи;
  • реклама стимулирующих мероприятий.

Некоторые специалисты выделяют и другие классификации.

Особенности рекламы

Реклама, как и любое другое явление, обладает рядом особенностей. В частности, здесь присутствуют:

  • Телевизионная реклама. Организуется в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего ФЗ. Здесь говорится о невозможности прерывать рекламой религиозные и агитационные передачи, а также передачи, длительность которых занимает менее 15 минут. Устанавливаются нормы бегущей строки и длительность рекламных пауз.
  • Радиореклама. Основная особенность здесь - продолжительность рекламных пауз, длительность которых должна составлять не более 20% от времени суточного вещания.
  • Реклама в печатных изданиях. Должна сопровождаться пометкой, а занимать должна не более 45% объема издания.
  • Реклама в кино. Не допускается прерывание ленты. Единственно возможные варианты - бегущая строка либо показ ее перед фильмом.
  • Реклама по электросвязи. Не допускается такой тип рекламы без согласия абонента и адресата.
  • Наружная реклама. Должна устанавливаться в соответствии с нормами и правилами использования стендов, рекламных щитов, электронных табло и т.д.

Таким образом, Федеральный закон "О рекламе" закрепляет довольно большое количество правил и требований.

О саморегулировании

Четвертая глава Федерального закона "О рекламе" (N 38-ФЗ) повествует о процессах саморегулирования в рекламной области. Что это вообще такое? Речь здесь идет об объединении рекламодателей, создаваемом в целях защиты интересов своих членов и представительства. В объединении устанавливаются и соблюдаются определенные этические нормы, обеспечивается строгий контроль над этими нормами.

Саморегулируемые рекламные организации имеют достаточно широкие права. Здесь, в частности, стоит выделить:

  • представление своих законных интересов;
  • обжалование нормативных актов в суде;
  • рассмотрение дел антимонопольным органом;
  • разработка правил профессиональной деятельности;
  • оформление жалоб;
  • сбор и хранение информации о членах организации;
  • ведение реестра членов организации.

Саморегулирование - достаточно частое явление в сфере рекламы.

Участие антимонопольного органа

Выше уже было упомянуто об активном участии антимонопольного органа в рекламной сфере. Этот орган, согласно Федеральному закону №38 "О рекламе", вправе осуществлять достаточно большое количество функций.

В частности, здесь стоит выделить:

  • выдачу рекламодателям предписаний о нарушениях;
  • предъявление в суд исков о запрете той или иной рекламы;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о недействительности отдельных нормативных актов локального типа;
  • применение мер ответственности;
  • организацию проверок и многое другое.

К слову, проверки рекламных компаний проводит не только антимонопольный орган. О проведении проверок стоит рассказать далее.

Проверки рекламы

Статья 35.1 Федерального закона "О рекламе" (с изменениями от 28.03.2017) гласит о том, что государственный надзор в области производства и показа рекламы должен осуществляться в порядке, установленном законами РФ. Предметом проверок является банальное исполнение должностными лицами требований, устанавливаемых рассматриваемым Федеральным законом.

Какие должны быть основания для проведения проверок? Вот о чем говорит закон:

  • истечение сроков исполнения предписания об устранении нарушений;
  • поступление в государственные органы жалоб и заявлений от граждан;
  • выявление грубых нарушений в ходе проверок, невыполнение рекламными компаниями обязательных требований;
  • наличие приказов от руководителей о проведении проверок.

Проверка должна длиться не более двадцати рабочих дней. Однако в исключительных случаях может быть продлена.

Ответственность за нарушения

Федеральный Закон №38-ФЗ "О рекламе" закрепляет ответственность рекламодателей за нарушение установленных требований. Так, статья 38 законопроекта гласит о том, что нарушение законодательства о рекламе влечет за собой гражданскую ответственность для юридических и физических лиц (из ряда индивидуальных предпринимателей). Иск в арбитражный суд может поступить при выявлении антимонопольным органом фактов распространения недостоверной рекламы. Может быть возбуждено дело и об административном правонарушении - в основном для рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Выплачиваемые недобросовестными сотрудниками рекламных служб штрафы поступают в федеральный бюджет - около 40 процентов от суммы штрафа. 60 процентов поступает в бюджет субъекта.

Комментарии