Авиационное топливо: требования к качеству
Авиационное топливо – продукт нефтяного производства, отвечающий за работу двигателей различных типов воздушного транспорта. В зависимости от состава, сферы применения и эксплуатационных характеристик, топливо бывает разных видов. Выделяют два основных: авиационный керосин (еще его называют реактивным топливом) и авиационный бензин.
Каждый двигатель разрабатывается с учетом использования конкретного вида топлива, обеспечивающего необходимую скорость и надежность. Если использовать горючее, не предназначенное для данного типа двигателя, то можно снизить его рабочий ресурс и характеристики мощности самого летательного аппарата.
Реактивное топливо для самолетов
Авиационное топливо – керосин для реактивных двигателей – используют для заправки большинства самолетов. Оно бывает различных марок. В нашей стране применяется шесть различных типов, особенности выбора зависят от условий и характеристик самого летательного аппарата. Например, в сфере дозвуковой авиации применяется керосин марки ТС-1, содержащий большое количество серы в составе. А сверхзвуковые самолеты работают на марках ТС-8 или ТС-6. Маловысотные летательные аппараты заправляются керосином ТС-2.
Керосин – для авиации и не только
Керосин относят к светлым видам нефтепродуктов. Производится он путем прямой перегонки или вторичной переработки нефти. Температура кипения этого продукта, в зависимости от состава, может варьироваться в пределах от 150 до 250 градусов.
Вот основные сферы применения керосина:
- Авиация. Здесь керосин выступает как авиационное топливо для хладагента и винтовых двигателей, как смазочный продукт для топливных установок. Он отлично зарекомендовал себя по многим характеристикам, в частности, повышению износостойкости двигателя и низкотемпературным свойствам.
- Ракетостроение. На сегодняшний день керосин широко используется в качестве ракетного топлива, хотя и с невысокой эффективностью. В дальнейшем для этой цели планируют применять этан или пропан.
- Производство. Керосин служит отличным сырьем для производства полиэтилена и полипропилена, а также других синтетических материалов.
- Отопление. В странах, где нет центральной отопительной системы, широко применяют керосин. Он отличается высокими характеристиками пожаробезопасности, эффективен и экономичен в использовании.
- Освещение. Хотя повсеместно применяется электричество, керосиновые лампы тоже не спешат сдавать свои позиции.
Популярные виды авиационного топлива у нас и за рубежом
На зарубежном рынке выделяют несколько типов топлива для авиации. Их различают по предельной температуре кипения, по особенностям фракционного состава, по температуре вспышки (например, самыми высокими показателями обладает керосин для морской авиации), и так далее.
Самым популярным продуктом является авиационное дизельное топливо с улучшенным фракционным составом, широко применяемое в гражданской авиации. Например, марки "Джет А-1". К нему предъявляется ряд строгих требований. А вот в развивающихся странах требования к топливу практически ничем не регламентированы.
Авиационный бензин
Основная сфера применения авиационного бензина – поршневые двигатели самолетов и вертолетов малого объема. От автомобильных двигателей они отличаются системой принудительного впрыска топлива, а значит, и требования к авиационному топливу должны быть несколько иными.
В состав авиационных бензинов входят тщательно проверенные компоненты, полученные в результате особых технологических процессов. Например, ароматизации нефти или каталитического риформинга. Продукты, полученные в результате вторичной переработки, с содержанием олефиновых углеводородов, в производстве авиационного топлива не применяются.
Сегодня, по сравнению с обычными марками бензинов для автомобильной промышленности, авиационных сортов вырабатывается сравнительно мало – всего 2%. Кстати, некоторые модели двигателей в авиации способны работать на стандартном бензине марки А-95. Но все же авиационный бензин отличается большей стабильностью и качественным составом.
Показатели качества авиационного бензина:
- Детонационная стойкость. Определяется на топливо-воздушной смеси различного состава.
- Температура кристаллизации – чем она ниже, тем выше качество.
- Особый фракционный состав.
- Отсутствие смолистых веществ или наличие их в минимальном количестве.
- Отсутствие сернистых соединений и кислот.
- Высокая теплота сгорания.
- Высокие антидетонационные свойства.
- Отличная стабильность при хранении.
Все эти характеристики определяют качество авиационных топлив, а значит, и степень надежности работы двигателя.
Классификация марок и состав
Бензин для авиационных двигателей различается по показателям сортности. Именно этот критерий отвечает за мощность, развиваемую двигателем. Например, у бензина марки Б-91/115 второе число как раз и является показателем сортности, а первое – это октановое число.
В отличие от автомобильного бензина, авиационный не разделяется на зимние и летние сорта. Ведь в полете всегда практически одна и та же температура, которая мало зависит от смены сезона. Зато к любому типу топлива в авиации добавляют больше тетраэтилсвинца и строго регулируют нормы содержания серы и смол. Чтобы гарантировать необходимые показатели теплоты сгорания и температуры кристаллизации, в состав также добавляют толуол, изомеризат, пиробензол и другие компоненты.
О наличии особых добавок в составе свидетельствует и цвет авиационного топлива. Он, как правило, ярко-желтый, ярко-зеленый или оранжевый.
Стандарты качества
В нашей стране существуют особые требования к характеристикам авиационного топлива. Помимо строгого соблюдения стандартов экологичности по классификации «Евро», есть особый технический регламент, регулирующий требования именно для авиационных бензинов и дизельного реактивного топлива.
Например, в бензине, применяемом в авиации, должны отсутствовать ПАВ и химические вещества, или же присутствовать в минимальном количестве, не влияющем на эксплуатационные свойства. Он должен обладать высокой стабильностью к окислению. Допустимо в его составе содержание тетраэтилсвинца. А в бензин с показателями сортности не менее 130 допустимо добавлять голубой краситель.
В топливе для реактивных двигателей должны отсутствовать посторонние примеси, такие как вода, сера, смолистые вещества. Строго регламентируются температура кристаллизации и кинематическая вязкость, причем показатели могут различаться для двигателей летательных аппаратов с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью.
Что касается сферы использования, то авиационный бензин применяется только в двигателях летательных аппаратах. Применение в любых других целях его строго запрещено.