В начале 2017 года в России вступил в силу законопроект, прозванный как "налог на Google". Разберемся, чем хорошим и не очень грозит его введение для мировых корпораций и отдельных пользователей, как его прокомментировали эксперты, возможно ли избежать его уплаты.
Краткая справка о законопроекте
"Налог на "Гугл", 1 января 2017 года вступивший в действие, был принят Государственной Думой РФ более полугода до этого - 15 июня 2016 г. Законопроект обязал иностранные компании, занимающиеся продажами своей продукции либо услуг через интернет, уплачивать со своей деятельности НДС. Поэтому на вопрос: "Сколько процентов "налог на "Гугл"?" легко можно ответить - 18 %.
Первоначальный проект, предложенный депутатами от "Справедливой России" и ЛДПР Владимиром Парахиным и Андреем Луговым, предполагал введение данного налога на продукцию не только зарубежных IT-компаний, но и российских. Однако в этом варианте он подвергся суровой критике. Настоящую же версию проекта поддержали 330 депутатов из 383.
Плюсы и минусы законопроекта
Несомненных плюсов у закона о "налоге на "Гугл" два. Первый - это дополнительные поступления в государственную казну. Подсчитано, что в 2017 году поступления от деятельности иностранных IT-компаний могут превысить 10 млрд рублей. Второе преимущество состоит в том, что закон не коснулся российских разработчиков - это сделает их продукцию более доступной и тем самым более привлекательной.
Однако недостаток законопроекта тоже касается разработчиков - тех, кто продвигают свои проекты на зарубежных Play Market, App Store и др. Естественно, что им нецелесообразно повышать цены на уже вышедшие игры и приложения - введение закона отразится на стоимости новых разработок. Поэтому второй, весьма существенный минус коснется конечных потребителей: сумма продукции повысится согласно НДС, а покупатель будет вынужден оплачивать ее из своего кошелька.
Комментарии экспертов
Ознакомимся с комментариями по "налогу на "Гугл" экспертов, которых напрямую затронул новый проект:
- Николай Небышенец, генеральный менеджер Wargaming на территории стран СНГ, сообщил журналистам, что давно ожидал введения подобного налога в России - по тенденции мировой практики. Для потребителей продукции его компании сбор коснулся в первую очередь внутриигровых приобретений. Он считает, что бремя 18 %-го налога, в конце концов, будет переложено на плечи игроков.
- Илья Карпинский, зам. руководителя игровой линии Mail.Ru Group, считает, что следствием принятие законопроекта будет рост цен на приложения, игры, программы, выставляемые на площадках иностранных интернет-маркетов. Однако это не отпугнет от последних российских разработчиков, которые именно с помощью того же "Плэй Маркета" или "Апп Стор" получают подавляющую часть своих доходов.
- Сергей Орловский, основатель Nival, отмечает главнейшее упущение недавно принятого "налога на "Гугл" - двойной НДС. Первый раз его уплачивает платформа, к примеру Steam или Google Play, продавая программу потребителю. Второй раз налог за одно и то же наименование отправляется в государственную казну при перечислении средств за проданную продукцию от интернет-площадки разработчику данного приложения. Эксперт также считает, что налог ослабит и без того шаткие позиции рынка электронных услуг, что, в свою очередь, может привести в существенному сокращению его многообразия.
- Антон Юдинцев, сооснователь Gaijin Entertainment, делится печальным выводом - введение нового налога прежде всего ударит по карману непосредственных потребителей, что приведет к снижению объемов покупок электронных услуг. Такой оборот дел будет неблагоприятен для российских разработчиков мобильных приложений и приведет к замедлению развития отечественного IT-сектора.
Опыт других стран
"Налог на "Гугл" в России - не единственный в своем роде. Крупные американские технологические корпорации выплачивают подобные НДС в Нидерландах, Люксембурге и Ирландии. Но при этом именно эти государства предлагают минимальную налоговую нагрузку, эдакий "налоговый рай".
С 2015 ведутся обсуждения о введении на территории ЕС единого налога, подобного российскому, который также затрагивал бы интересы упомянутых IT-компаний из США. Похожие на НДС сборы с технологических фирм и корпораций действуют на территории Южной Кореи и Японии. Однако по величине они заметно уступают российскому "налогу на "Гугл" - 10 % и 8 % соответственно.
Кто платит "налог на "Гугл"
Возможны две схемы перечисления казне "налога на Google":
- Уплата налогового сбора иностранной корпорацией. В этом случае последняя должна оказывать электронные услуги частному лицу (российскому гражданину) согласно прямому договору.
- Уплата налога адресатом, которому была предоставлена услуга. В этом случае потребителем может быть только юридическое лицо - ИП, российская организация, представительство какой-либо иностранной компании в РФ. Платеж уплачивается ими как налоговыми агентами.
Компании-налогоплательщики
По сведениям ФНС, на учет уже встали 111 иностранных технологических компаний. Среди них можно отметить такие корпорации:
- Google, в частности Google Play (по названию этой корпорации и окрестили закон в СМИ);
- Apple (в т. ч. App Store);
- Microsoft;
- Financial Times;
- Aliexpress;
- Facebook Inc;
- eBay;
- Netflix International B.V., Wargaming Group Ltd;
- Bloomberg;
- Steam;
- Chelsea и др.
Подобные им отечественные корпорации - "Яндекс", Rambler&Co, Mail.Ru Group, также платят налоги, следуя российскому законодательству.
Потребители, аккумулирующие действие закона
"Налог на "Гугл" уместен тогда, когда упомянутая выше иностранная компания реализует свою электронную продукцию или услугу российскому покупателю - лицу, находящемуся на территории РФ. Им может быть:
- ИП, организация, зарегистрированная на территории России.
- Физическое лицо, которое:
- проживает в пределах РФ;
- оплачивает счет картой российского банка или оператора электронных денежных переводов;
- имеет сетевой адрес, определяющий его местонахождение на территории Российского государства;
- использует для оплаты услуг телефонный номер, чей международный код является российским.
Что облагается новым налогом
18 % "налог на "Гугл" в России сегодня уплачивается с покупок или пользования следующими видами продукции и сервисов:
- видео, аудио, графические изображения, музыка, электронные книги;
- мобильные приложения, компьютерные программы, видеоигры;
- хостинг-провайдеры;
- рекламные площадки;
- интернет-аукционы;
- площадки для размещения различных объявлений о продаже, покупке, аренде, предоставлении услуг и т. д.;
- автоматизированные поисковые услуги;
- регистрация доменов;
- облачные хранилища данных;
- предоставление статистик посещения.
С полным перечнем продукции и услуг можно ознакомиться при чтении новой статьи № 1742 Налогового Кодекса РФ. Стоит отметить, что под Google-налогообложение не попадает:
- предоставление услуг, товаров, работ, заказанных через интернет, но доставленных или выполненных без его помощи;
- продажа, передача прав на владение информационными данными на материальных носителях, в т. ч. программного обеспечения, компьютерных игр;
- предоставление доступа во Всемирную паутину;
- консультации посредством электронной почты.
Обойти налог на Google: миссия выполнима
Введение нового налога отнюдь не обрадовало пользователей, часто покупающих приложения и платные дополнения, расширения и премиум-версии к ним через Google Play, App Store и пр. Коснулся он и пользователей, чей профиль в играх привязан к "Гугл"-аккаунту. На данный момент доступны три неофициальных способа сэкономить 18% от новой стоимости контента:
- Совершить покупку через "Фейсбук", привязав свой аккаунт к профилю в этой соцсети.
- Оплатить через систему Pay Pal.
- Сменить страну местонахождения в Play Market на Беларусь, Украину или любую другую, в которой не действует подобный налог. Делается такая операция через специальные приложения, меняющие эту информацию в ID пользователя.
Закон затронул и многих предпринимателей, рекламирующих свою продукцию либо услуги через Google AdWords. Как обойти "налог на "Гугл" вполне легально в этом случае? Существуют следующие способы:
- Оплата рекламы через аккаунт юридического лица, зарегистрированного в США.
- Оплата рекламных объявлений через частное, физическое лицо, проживающее в Соединенных Штатах.
- Покупка или аренда старого аккаунта Google AdWords, регистрация которого была произведена до 2007 года. Первая операция будет стоить порядка 3000 евро, а вторая - около 200 долларов. Этот случай весьма ненадежный - при передаче аккаунта легко можно оказаться жертвой мошенников.
- Возмещение уплаченного налога из бюджета - схема действует только для налогоплательщиков на многим невыгодной системе общего налогообложения.
- Оплата подачи рекламного объявления через лицо, зарегистрированное в Беларуси либо Украине. Недостаток способа в том, что имея, например, украинский аккаунт Google AdWords, нужно и все счета оплачивать картой банка этой страны.
"Налог на Google", призванный увеличить поступления в российский бюджет, по мнению экспертов и обычных пользователей, является несвоевременным, недоработанным и ненужным. Следствием его принятия стало то, что иностранные IT-корпорации переложили уплату введенного для них НДС на потребителей своей продукции и услуг, увеличив стоимость последних на 18 %, что не могло не повести за собой уменьшения количества покупок. Так как главными поставщиками контента для российского покупателя были отечественные разработчики, нововведение болезненно задело и их.