Представители РИО, Российского исторического общества, опровергли существование «потемкинских деревень». Они считают, что это не более чем миф о создании Потемкиным у Екатерины II иллюзии процветания Крыма. В отечественной истории эта тема относится к наиболее обсуждаемым.
Выдающийся государственный деятель
Григорий Потемкин — выдающийся военачальник и государственный деятель, один из самых влиятельных сподвижников Екатерины Великой. Он занимал высокое положение при дворе, пользовался расположением монархини и стал самым могущественным человеком в государстве.
Учебники истории, издававшиеся в СССР, представляют Григория Потемкина как выдающегося государственного деятеля, который стал правой рукой Екатерины II в ее стремлении укрепить абсолютистскую власть. Он принимал участие во многих важных исторических событиях, в их числе — Пугачевское восстание в 1774 году.
По предложению Потемкина в 1775 г. было упразднено Запорожское казачество, которое могло стать центром нового восстания. В 1776 году он был удостоен такого титула, как князь Священной Римской империи. Затем он осуществил план по присоединению Крыма к Российской империи. Это произошло в 1783 г., и он стал именоваться светлейшим князем Таврическим.
В народном сознании с именем князя неразрывно связан миф о создании им бутафорских поселений в Крыму. Более того, это выражение стало частью русского языка и используется как синоним обмана. Однако современные исследователи утверждают, что это не более чем выдумка.
Откуда ветер дует
Соперников и разного рода недоброжелателей у Григория Александровича было великое множество. И миф о «потемкинских деревнях» сформировался еще до путешествия в Крым императрицы. Пошли слухи, что дела там очень плохи, что имеют место растраты. Екатерина решила в 1787 г., летом, отправиться на полуостров с инспекцией.
В РИО утверждают, что впервые термин «потемкинские деревни» обозначился в послании де Линя, который был австрийским дипломатом. Оно было написано в 1787 г., во время возвращения из Крыма. Примечательно, что уже тогда люди понимали, что это не более чем слухи, а не достоверная информация.
Австрийский дипломат писал:
Уже распространились смехотворные басни, будто по нашему пути перевозили картонные деревни на расстояние в сотню лиг; что корабли и пушки были нарисованы, кавалерия - без лошадей и т. д.; города без улиц, улицы без домов и дома без крыш, без дверей и окон.
Эти истории были забыты, о них вспомнили только через десять лет. Тогда в издании «Минерва», которое выходило в Гамбурге, появилась статья Георга фон Гельбига. Он служил в Петербурге, в посольстве Саксонии, секретарем. Им в биографии Потемкина было упомянуто об этом мифе.
В РИО обращают внимание: Гельбиг не был непосредственным участником путешествия в Крым императрицы, а лишь передавал слухи, которые не имели никаких подтверждений.
Спустя годы в своих воспоминаниях Иоанн Эренстрем, который был шведским дипломатом, упомянул о «потемкинских деревнях». Это явление было затронуто и иными известными авторами, например Карлом Марксом, а также Александром Герценом.
Вот два довода, которые опровергают это заблуждение, о которых сообщает РИО.
Первый опровергающий довод
Первый довод: Потемкин действительно занимался украшением городов и поселений, но не скрывал, что это всего лишь декорации.
До наших дней дошли многочисленные свидетельства, включая мемуары, дневники и другие документы. В них вояж российской самодержицы в Новороссию и в Тавриду освещен во всех подробностях. И намеков на бутафорские поселения в них нет, хотя упоминания о декорациях встречаются неоднократно.
Второй опровергающий довод
Еще один довод связан с удовлетворенностью Екатерины масштабом государственных реформ, проведенных в Новороссии, о чем она сама упоминала в своих письмах.
Вот одно из таких упоминаний:
Чтобы видеть, что я не попусту имею доверенность к способностям фельдмаршала князя Потемкина, надлежит приехать в его губернии, где все части устроены как возможно лучше и порядочнее; войска, которые здесь таковы, что даже чужестранные оные хвалят неложно; города строятся; недоимок нет.
В окружении императрицы также находились сенаторы. Речь, в частности, идет об Андрее Шувалове, Степане Стрекалове. По приказу государыни они проводили проверку работы губернских органов управления. Они официально подтвердили процветание региона под руководством Потемкина, и в их отчетах не было никаких упоминаний о фиктивных деревнях.
Таким образом, в РИО пришли к выводу, что представление о «потемкинских деревнях» — это фальсификация, многие годы использовавшаяся для очернения российской действительности.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание