Инклюзивное образование. Возможно ли оно в России?

Образование ребенка - это одна из главных проблем при его формировании. Особенно это важно тогда, когда в семье растет инвалид. В соответствии с Российским Законодательством, каждый из них имеет право на получение образования, а также на профессиональную ориентацию, социальную адаптацию и предоставление тех образовательных условий, которые выберут родители. Но на практике данная ситуация выглядит несколько иначе. Именно поэтому в психолого-педагогической практике не так давно оформилась новая система обучения - инклюзивное образование.

Оно подразумевает такую организацию учебного процесса, при которой он становится абсолютно доступным для всех. Это осуществляется за счет того, что инклюзивное обучение максимально приспосабливается ко всем нуждам каждого ребенка.

Основные принципы его следующие:

  • Ценность любого человека не может зависеть от его достижений и способностей.
  • Каждому ребенку дана способность думать и чувствовать.
  • У любого человека есть возможность и право на коммуникацию, а также на то, чтобы его услышали.
  • Все люди необходимы друг другу.
  • Полноценное инклюзивное образование возможно только в том случае, если осуществляется в системе живых отношений, поскольку каждый ребенок нуждается в дружбе и поддержке ровесников.
  • В образовательном процессе должно быть разнообразие.

Поэтому, эффективным оно будет только в том случае, если будут соблюдаться конкретные условия:

  • должны ставиться адекватные цели для всех учащихся;
  • созданы условия для максимально возможного раскрытия потенциала ребенка-инвалида;
  • постоянная и максимально возможная поддержка каждого;
  • формирование в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях совмещенных групп здоровых и особенных детей.

Однако инклюзивное образование в России только начинает зарождаться. Поэтому, существует ряд проблем, с которыми постоянно сталкиваются все участники этого процесса, особенно на первом этапе. Основные можно сформулировать таким образом.

Во-первых, восприятие такой образовательной ситуации учителями. Дело в том, что эффективным инклюзивное образование станет только в том случае, если педагоги смогут соответствовать тем профессиональным ролям, которые оно от них требует. Но не все учителя готовы рисковать, соглашаясь на превращение общеобразовательного класса в "солянку" из обычных детей и особенных.

Таким образом, возникает психологический барьер. Учителя боятся, что они не смогут справиться, избегают такой ответственности и особого риска. Поэтому неуверенность, страх педагогов значительно мешают их профессиональному и личностному развитию в области инклюзивного обучения.

Во-вторых, не все родители детей-инвалидов способны решиться на то, чтобы отдать своего ребенка в обычный класс. Опасения вызывает то, что их там могут обидеть.

Более того, семьи обычных детей, как правило, бывают против того, что в классе будут присутствовать особые учащиеся. Они опасаются, что все внимание учителя будет направлено только на них, "затормаживая" учебный процесс. В то время, как другие дети, не будут обеспечены необходимой для них поддержкой.

В-третьих, особые сложности возникают во взаимоотношениях со сверстниками. Практика показывает, что имеется очень много проблем в этой области. Но, как правило, сверстники относятся к таким нетипичным детям в соответствии со взрослой позицией и установками педагогического коллектива и своих родителей.

Поэтому нужно разрешить выделенные проблемы и психологически подготовить субъектов образовательного процесса. Только в этом случае инклюзивное образование сможет устойчиво внедриться в российскую систему обучения.

Комментарии