Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры. Правила русского языка

В современном русском, английском и во всех других языках существует косвенная и прямая речь. Грамотное владение ими позволяет правильно передать на письме сказанное кем-то. Поэтому для носителей языка и изучающих его чрезвычайно важно разбираться в понятиях прямой и косвенной речи и правильно применять их непосредственно на практике. Важно еще то, что в русском языке достаточно сложные правила пунктуации, и, в зависимости от темы, пунктуационные знаки расставляются по-разному.

К сожалению, огромное количество людей, изучающих русский язык, допускают неправильное построение предложений с косвенной речью.

Определения

Итак, начнем с определений. Что же такое косвенная или прямая речь? Прямая речь - это текст, который дословно передается от лица говорящего без видоизменений.

Косвенная речь - это способ включить чужие слова в собственный текст, сохранив их первоначальный смысл. Можно сказать понятым языком, что это некий пересказ слов, принадлежавших третьему лицу.

Прямую речь от косвенной на письме отличает наличие слов автора и собственно самой прямой речи. Слова автора указывают на лицо, которому и принадлежит приведенное высказывание. Важно отметить, что и носители русского языка часто допускают ошибки в построении предложения с косвенной речью. И особенно тяжело данная тема дается иностранцам, изучающим русский.

Далее мы подробно рассмотрим правила применения обоих видов речи - и прямой, и косвенной. Обратим внимание на знаки препинания и на особенности построения предложений с названными конструкциями.

Правила употребления косвенной речи

Чтобы составить предложения с косвенной речью, нужно изучить правила постановки знаков препинания в таких ситуациях. Стоит отметить, что косвенная речь в сложноподчиненном предложении, как правило, выступает в роли придаточной части. Придаточная часть, которая содержит косвенную речь, может присоединяться к главной с помощью некоторых союзов и союзных слов:

  • чтобы;
  • который;
  • будто;
  • якобы;
  • когда;
  • что;
  • откуда;
  • какой;
  • где;
  • куда и др.

Союз и соответствующие слова для косвенной речи

Союз "что" применяется в речи, чтобы заменить повествовательное предложение и выражает уверенность говорящего в том, что информация является достоверной:

  • Он ответил, что не хочет идти в университет, потому что ненавидит его всем сердцем.

Или, например, такие союзы, как: "будто" и "как будто", могут указывать на то, что говорящий в некотором роде сомневается в достоверности информации, которую он излагает:

  • Дедушка сказал, будто он позавчера был во Франции на выставке.

Что касается таких относительных слов, как: "который", "что", "какой", "где", "куда" и тому подобные, они применяются в тех ситуациях, когда происходит замена прямой речи без всяких изменений на предложения с косвенной речью. Примеры:

  • Дина сказала, что любит Никиту всем ее сердцем, но то, что он поступает неподобающе по отношению к Алине, ее очень огорчает и заставляет задуматься.
  • Дедушка, проходящий мимо меня на бульваре, остановился и спросил, где расположена ближайшая аптека.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью: правила

Перечислим некоторые правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.

Важно отметить, что иногда в косвенной речи можно встретить дословные выражения из речи другого человека. Они на письме выделяются кавычками.

Если прямая речь содержит побудительное предложение, то применяется союз "чтобы" при использовании предложений с косвенной речью. Примеры:

  • Он сказал, чтобы я принес воды дедушке, потому что на улице ужаснейшая жара.
  • Мама приказала горничной, чтобы та немедленно помыла полы в нашем доме.

Если в прямой речи нет вопросительных местоимений и наречий, то, как правило, при использовании косвенной речи применяется союз-частица "ли". Например:

  • Бабушка спросила, знаю ли я, кто такой Иосиф Виссарионович Сталин, и я, конечно же, ответила ей.

А вот если прямая речь содержит вопросительные местоимения и наречия, то при замене ее на косвенную они трансформируются в союзные слова.

Что касается замены личных местоимений, то при использовании косвенной речи они употребляются в соответствии с тем, кто передает речь другого человека.

Как правило, предложения с косвенной речью расположены после слов автора и на письме должны выделяться при помощи запятой.

Правила употребления прямой речи

Чтобы передать прямую речь, следует придерживаться определенных правил. Так, если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней необходимо поставить тире. Например:

  • Лена упала и начала вопить:

- А-я-я-я-й, мне же больно!

Если же прямая речь не начинается с абзаца, а идет в строку, то перед ней нужно поставить двоеточие, а после него - кавычки. Например:

  • Алиса прыгала от счастья и кричала: "Ура, наконец-то я получила диплом!"

Но стоит отметить, что в ситуации с цитатами, которые находятся в придаточной части предложения, двоеточие ставить необходимости нет. Например:

  • Психолог Дэвид Даннинг писал, что "у некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам".

Схемы предложений с косвенной речью и прямой

Условными обозначениями для составления схем предложений с прямой речью являются заглавные буквы "А" и "П". Буква "А" указывает на слова автора, а буква "П" - на непосредственно прямую речь. Например:

  • Даша сказала: "Выйди вон из этой комнаты!"

Схематически это будет выглядеть примерно так: А: "П!"

Что касается предложений с косвенной речью, то, как правило, их схемы выглядят как схемы обычных простых и сложных предложений.

Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор предложения с косвенной речью и прямой проводится для того, чтобы быть уверенным на сто процентов в правильности расставленных знаков препинания. То есть синтаксический разбор помогает глубже ориентироваться в теме и правильно употреблять предложения с прямой и косвенной речью.

Названный разбор выполняется в следующей последовательности:

  1. Необходимо определить, где слова автора, а где прямая речь.
  2. Сделать синтаксический разбор слов автора.
  3. Объяснить постановку знаков пунктуации.

Пунктуация при прямой речи: правила

В ситуации, когда прямая речь стоит в середине конструкции и разрывается словами автора, перед ними и после ставится тире:

  • "Я хочу с тобой, - шептал Николай, - отправиться хоть на край света!"

Если слова автора расположены на стыке двух предложений, то перед словами автора ставится сначала запятая, а потом тире. После слов автора необходимо поставить точку и еще одно тире:

  • "Нина, что ты творишь? - спросил Андрей. - Ты сошла с ума!"

Распространенные ошибки при употреблении косвенной и прямой речи

Неправильное построение предложений с косвенной речью встречается все чаще и чаще. С этим, несомненно, необходимо бороться. Но как? Ответ прост: нужно периодически повторять те элементарные правила, которые учителя давали нам еще в далеком пятом классе.

Ведь если даже носители русского языка делают грубые и глупые ошибки, то что можно говорить о тех, кто изучает русский язык как иностранный?! Они стараются больше общаться с носителями языка, чтобы лучше ориентироваться в нем. Но чему иностранцы научатся, если сами носители порой делают непростительные ошибки в своей речи?!

От ошибок нужно немедленно избавляться. Даже Б. Шоу в своем произведении "Пигмалион" жестко критиковал людей с отвратительной речью. Он говорил, что непростительно и отвратительно для образованных людей говорить подобным образом.

Часто допускаемые ошибки в построении предложений с косвенной и прямой речью

Итак, ниже будут приведены самые распространенные ошибки и неправильное построение предложений с косвенной речью и прямой. Ошибки часто еще совершают, когда используют слишком громоздкие конструкции.

  • Слишком много придаточных частей:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру, которую, вероятно, оставил мой кот, которого мне презентовал мой отец в честь дня рождения, когда я отмечала его в аквапарке.

Правильно было бы разделить эту конструкцию на несколько предложений:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру. Ее, вероятно, оставил мой кот, подаренный мне на день рождения моим отцом. День рождения в тот раз я отмечала в аквапарке.

  • Использование идентичный синтаксических конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, а Лена купила кучу невкусных кислых фруктов, а потом она шла с ними по дороге, а фрукты рассыпались и разбились об асфальт, и Лена начала вопить, она же так хотела поесть эти фрукты.

Чтобы это предложение звучало приятно и красиво, его нужно разделить на несколько конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, и накупила кучу невкусных кислых фруктов. Но, когда она шла с ними по дороге, фрукты рассыпались на асфальт и разбились. Лена начала вопить, потому что хотела поесть их.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью может выразиться еще в таком явлении, как смещение конструкции в сложных предложениях:

Последнее, о чем она сказала, это о нашем предстощем разводе, о наших проблемах и о том, как она меня ненавидит.

Для контраста приведем это предложение в правильном варианте:

Последнее, о чем она сказала, - это наш предстощий развод и наши проблемы, а еще, как сильно она меня ненавидит.

Важность правильного употребления предложений с косвенной и прямой речью

Интересным фактом является то, что у каждого человека есть своя собственная манера построения предложений. Например, кто-то предпочитает часто использовать придаточные части, кто-то применяет простейшие конструкции, кто-то нагромождают свою речь вводными словами и т. д. Однако нужно всегда отдавать себе отчет в том, как вы говорите. Возможно, вы предпочитаете ту манеру, которая является совершенно неправильной. Поэтому так важно знать правила и совмещать их со своими предпочтениями в речи.

Недаром говорил великий древнегреческий философ Аристотель, что "речь должна отвечать законам логики".

Комментарии