Вездеход-амфибия УАЗ "Ягуар": фото, характеристики

Амфибия УАЗ «Ягуар» - это практически ушедший в забвение проект от ульяновских автомобилестроителей. В свое время он по праву мог считаться гордостью отечественных производителей. Несмотря на то что создание этого вездехода начиналось несколько десятков лет назад, он до сих пор не потерял актуальности. Рассмотрим историю его создания, а также характеристики и особенности машины.

Разработка и создание

В 1977 году на автомобильном комбинате в Ульяновске была начата разработка специальных автомобилей повышенной проходимости, ориентированных на нужды армии и аграрной сферы. Руководил проектом известный конструктор Л. А. Старцев. Проект начал разрабатываться под эгидой Министерства обороны и получил наименование вездеход-амфибия под кодовым шифром УАЗ «Ягуар».

Основное предназначение нового внедорожника – транспортировка личного состава, грузов, монтаж специальных технических приспособлений и буксировка прицепных устройств весом до 750 килограмм. Машина выполнена на базе модификации 3151. В 1978 году была представлена документация, в которой существенный объем занимали чертежи различных устройств. Связано это с тем, что на амфибии планировалось монтировать несколько инновационных узлов. Среди них: лебедка, ходовые винты с валом отбора мощности, откачивающие помпы, водяное рулевое управление и еще несколько новшеств.

Испытания

За шесть месяцев в 1980 году были испытаны четыре модели УАЗ «Ягуар». Тесты проводились в различных климатических условиях:

  1. В Астрахани на степном ландшафте при температуре свыше +40 градусов по Цельсию.
  2. В Якутии зимой.
  3. На горном массиве в Памире, на высоте над уровнем моря 4600 метров.

В итоге амфибия была испытана в диапазоне температур от –45 до +47 градусов. При этом вездеход продемонстрировал прекрасные показатели и с успехом преодолел большую часть препятствий. Параллельно с обкаткой техники велась доработка документации, в том числе и оснащение системой откачки воды и стояночным тормозом.

Во втором квартале разработчики выпустили еще два опытных экземпляра машины УАЗ проекта «Ягуар». В них были учтены предыдущие недоработки и изъяны конструкции. Общая дистанция, пройденная при тестировании образцов вездехода, составила порядка 150 тысяч километров. В результате Министерства обороны и автомобильной промышленности приняли решение о налаживании серийного выпуска модификации.

Усовершенствование

В течение трех лет (1986-1989 гг.) на правах реализации договора между комбинатом и КГБ была разработана и испытана модель УАЗ 3907 «Ягуар», фото которой представлено выше. Автомобиль предназначен для пограничников, получил второе название «Баклан».

Среди дополнительных возможностей машины можно отметить следующие аспекты:

  • Наличие шести пар лыж.
  • Оснащение радиостанцией и локационной системой.
  • Вооружение в виде ручного пулемета.

Данная модель оборудовалась карбюраторным силовым агрегатом типа 4141610. Мощность мотора составляла 77 конских сил при максимальном скоростном пороге в 100 км/ч. Расход горючего в смешанном режиме составил около 12 литров на каждые 100 километров пути.

Особенности конструкции

Вездеход УАЗ «Ягуар» оснащался рамой модификации 3151. Она усовершенствовалась путем приварки на фронтальной и задней части удлинителей, которые обеспечивали возможность монтажа лебедки, а также служили бамперами для установки кронштейнов гребных винтов и прочего дополнительного оснащения.

Конструкторы приняли решение особо не усложнять проект, в связи с чем использовались мосты, оборудованные колесными редукторами. Короткие фронтальные рессоры заменили удлиненной вариацией, что дало возможность сделать ход амфибии плавней. Поскольку разрабатываемая модификация УАЗ 3907 «Ягуар» предназначалась и для перемещения в воде, кузов вездехода сделали абсолютно герметичным. Это позволило защитить машину от влаги и риска загрязнения двигателя и прочих внутренних деталей и узлов.

Индивидуальный теплообменник в системе охлаждения гарантировал на плаву функционирование силового агрегата в допустимом термическом режиме. Установленная на вездеходе лебедка способна работать на ходу при включенной первой передаче, а также в случае разматывания троса на задней скорости. Подъемное устройство приводится в действие при помощи коробки отбора мощности.

Салонная часть армейского автомобиля выполнена в аскетичном стиле. Невзирая на минимум удобств, внутри предусмотрены пара мягких кресел и два продольно-откидных сиденья. Такое решение позволяло перевозить бригаду или отделение военных порядка семи бойцов.

Эксплуатация

Самой интересной чертой в конструкции вездехода УАЗ проекта «Ягуар» является плавучесть амфибии. Она показала возможность преодоления водных преград с двумя десятками человек на борту. Первые модели оборудовались водными рулями, способствующими повышению маневренности на воде, однако такое решение привело к возникновению неоднозначных ситуаций.

Один из тестов на реке Волге показал, что после маневров водный руль просто исчез. Скорее всего, он отломался в результате столкновения с твердым препятствием. Кроме того, что испытатели не заметили потери руля, маневренность вездехода осталась на том же уровне. Передние колеса вполне справились с функцией управляемости, в результате чего водный руль признали ненужным дополнением.

Если отметить проходимость рассматриваемого авто в условиях плохих дорожных условий, модель не уступала базовой модификации 3151. Единственным минусом считается высокая масса машины, которая на 400 килограмм превышала аналогичный показатель предшественника. При этом оба варианта оборудовались моторами объемом 2,5 литра. Недостаток в какой-то мере нивелировался плоским днищем, позволяющим обеспечить выход из больших сугробов или болотистых участков. Кроме того, наблюдались ситуации, когда амфибия реально плавала в жидкой грязи.

Что говорят специалисты?

Плавучие параметры автомобиля УАЗ «Ягуар», фото которого представлено выше, спроектированы таким образом, чтобы максимально поразить воображение рядового пользователя. По результатам ряда испытаний комиссия сделала вывод, что данная амфибия нуждается в более мощном моторе. На последующие модификации устанавливали трехлитровый двигатель.

Поскольку на вездеходе отсутствовала раздаточная коробка дифференциального типа, ресурс работы мостов был выше, чем у дорожных автомобилей аналогичной категории. После установки более мощного силового агрегата специалисты отметили увеличение крутящего момента и показателей скорости как на суше, так и в воде.

Конкуренты

Среди зарубежных аналогов можно отметить машины марки Gibbs. В этом сегменте зарубежный разработчик представляет два варианта, относящиеся к современным амфибиям:

  1. Модель Phibian славится тем, что является представителем абсолютно нового вида плавающих внедорожников. Оснащена она дизелем с турбиной, мощность которого составляет 500 лошадиных сил. Имеется выбор типа передвижения в трех вариациях: водомет, передний или полный наземный привод. На борт помещаются три члена экипажа, 12 пассажиров либо 1500 килограмм груза.
  2. Амфибия Humdinga I – это вездеход, оборудованный мотором с расположением цилиндров типа V8 с наддувом. Мощность агрегата составляет 350 конских сил, привод – постоянный полный. В зависимости от конструкционных особенностей амфибия может транспортировать до 750 килограмм различного груза или семи человек.

Обе модификации могут перемещаться со скоростью до 26 узлов, для трансформации из воды на сушу вездеходам требуется не более десяти секунд.

В завершение

Несмотря на то что вездеход-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» проявил себя отлично на испытаниях, в его судьбу вмешалась экономика. Отсутствие финансов и спонсоров поставило крест на дальнейшем развитии проекта.

Закрыли его окончательно в 1990 году. Тем не менее вопрос по этой машине нельзя назвать полностью решенным. Такая амфибия пригодится не только в армии, но и в рыболовецкой, охотничьей и аграрной сферах. В большой степени будущее автомобиля УАЗ-3907 проекта "Ягуар" зависит от своевременного финансирования и веры в развитие этой техники.

Комментарии
На воде - скорость всего 5 км в час,вроде как(!!!?)