Переключатель скоростей на велосипеде на руле: установка и настройка
Переключатель скоростей на велосипеде на руле используется в оснащении городских, горных и спортивных модификаций. От качественной работы этого узла зависит комфорт и безопасность передвижения. Перед началом эксплуатации транспортного средства следует проверить работу данного блока. Настройка скоростей производится путем натяжки или ослабления контрольного тросика.
Общая информация
Современный переключатель скоростей на велосипеде на руле дает новые возможности в оптимизации езды по различным участкам дорог. На таком байке намного проще выполнять различные трюки, перемещаться по неровным и горным трассам. Главное, правильно настроить рассматриваемый узел. Чтобы это сделать самостоятельно, необходимо изучить основные части механизма, включая рычаг переключения и трансмиссию.
В последний блок входит комплект деталей, позволяющих взять на себя часть нагрузки, передаваемой велосипедисту. Он также облегчает подъем в гору и передвижение по пересеченной местности.
Устройство
В трансмиссионный узел входят следующие основные элементы:
- Ручка переключателя скоростей на велосипед.
- Передний фиксатор, помогающий цепи перемещаться по ведущим звездочкам. Крепится он к раме возле педалей.
- Система звезд различного диаметра и количества зубцов, установленная на шатунах при помощи специальных болтов.
- Задний переключатель, который находится в области заднего колеса и позволяет перемещать цепь по ведущим звездочкам кассеты.
- Трещотка, включающая в себя несколько звезд, отличающихся по числу зубьев и размеру. На более дорогих моделях этот узел фиксируется на барабан.
- Цепь. Передает заданную скорость от педалей к колесам. Требует регулярной очистки и смазки.
- Манетки. Посредством этих элементов велосипедист управляет переключателем скоростей на велосипеде на руле. Устанавливается деталь возле ручек, правый шифтер отвечает за задний контроллер, левый – за передний. Принцип работы манеток заключается в изменении натяжения троса, вследствие чего производится переключение скоростей.
- Тросы. Они соединяют шифтеры с переключателем и отвечают за корректный переход между скоростями, который во многом зависит от правильного натяжения тросика.
- Рубашка. Эта деталь представляет собой жесткую трубку, проходящую через трос и закрепленную на раме.
Стоит отметить, что самыми надежными цепями считаются элементы матового серого колера. Детали с желтоватым оттенком имеют низкое качество, а никелированные цепи относятся к среднему сегменту.
Принцип работы
Прежде чем узнать, как отрегулировать переключатель скоростей на велосипеде, необходимо понять его принцип работы. Функционирование рассматриваемого узла заключается в натягивании троса переднего контролера, что дает возможность перебросить рамку на звезды большего диаметра. При ослаблении тросика цепь перекидывается на звездочки меньшего размера.
Само переключение производится непосредственно при помощи манеток шифтерного типа, размещенных на руле. Задняя часть контролируется правым шифтером, передний переключатель управляется левым аналогом. В результате цепь перебрасывается среди передних либо задних звезд.
Какие переключатели скоростей на велосипеде лучше?
Существует три основных типа механизмов переключения велосипедных передач:
- Устройство внешнего воздействия.
- Внутренний механизм переключения.
- Комбинированная система.
Внутренний тип появился раньше внешнего механизма. Еще в 1902 году компанией Sturmey-Archer был изготовлен подобный аналог, который можно назвать прародителем многоскоростных втулок. Рассмотрим каждый из типов более подробно.
Внутренний тип переключения скоростей
В основе подобной конструкции находятся планетарные втулки без использования кассет. В узел трансмиссии входит всего две звезды. Все элементы спрятаны внутри. Как правило, в таком механизме отсутствует передний переключатель скоростей на велосипеде на руле.
Такое устройство применяется на прогулочных, шоссейных, городских и складных байках. Рабочая система размещена внутри задней планетарной трубки. Регулировку такого переключателя лучше доверить специалистам.
Внешний аналог и комбинированная система
Этим механизмом оборудуется большинство многоскоростных велосипедов. Он применяется как на горных, так и на прогулочных версиях. Устройство переключателя состоит из контроллера и звездочек разного диаметра. Весь узел образует кассетную систему, положение скоростей в которой меняется при помощи заднего и переднего регулятора.
В подобном устройстве может участвовать от трех до 24-х скоростей. Настройку такого приспособления можно произвести самостоятельно, предварительно изучив принцип работы и устройство механизма.
Комбинированная схема представляет собой микс внешнего и внутреннего механизма. Фиксируется он на задней втулке. Подобный тип не пользуется особой популярностью, поскольку сочетает в себе все недостатки рассмотренных выше модификаций. Настройка узла производится только специалистом.
Переключатель скоростей Shimano
На современном рынке имеется масса марок, ориентированных на велосипедные аксессуары. Одними из лучших переключателей считаются японские модели Shimano и американская конструкция от фирмы Sram.
Рассмотрим модификации и характеристики профессиональных переключателей «Шимано»:
- Варианты XTR занимают ведущие позиции по сочетанию качественных показателей и цены. Модификации отличаются малой массой, применяются преимущественно на гоночных байках.
- Deore, Saint, Slx – используются на велосипедах различных категорий с 27 передачами.
- Переключатель скоростей Shimano LX, Dura-Ace, Hone занимают третье место в этой линейке, ориентированы на веломашины с максимальным числом скоростей.
- Tourney – агрегирует с 21-й передачей, предназначен для спокойной езды.
Sram
Эти модели можно разделить на две группы: для спортивной и любительской езды. К первой категории относятся следующие вариации:
- ESP 7,0 – переключатели сделаны из очень прочных компонентов, предназначены для регулировки 24-х скоростей.
- ESP 4,0/5,0 – имеют стоимость ниже, чем у профессиональных аналогов, выдерживают до 24-х передач, ориентированы на туристические модели байков. Кроме того, Sram 4,0 могут комплектоваться дешевыми гибридными конструкциями для горных велосипедов.
- ESP 3,0 – предназначены для прогулочных и городских устройств.
Возникает вопрос, какие переключатели скоростей на велосипед лучше? Кардинальных различий в регулировке и функционировании разных линий контроллеров нет. Например, восьмискоростные модификации Alivio, Acera, Altus можно заменить девятискоростными аналогами Deore, LX/XTR. То же доступно сделать и в обратном порядке.
Регулировка
Как отрегулировать переключатель скоростей на велосипеде? Для начала рассмотрим корректировку заднего узла. Этот механизм используется на большинстве современных байков. Он состоит из следующих элементов:
- Рамки, длина которой влияет на число передач.
- Пары роликов, отвечающих за натяжку и направление цепи.
- Параллелограммного механизма.
- Крепежа.
- Ограничителей верхней и нижней скорости.
- Регулировочного винта.
- Направляющего троса.
Сборка переключателя скоростей на велосипеде на руле, а также его настройка, может понадобиться, когда скорость не переключается, цепь перепрыгивает через звездочки, слышатся посторонние звуки или скрежет при работе устройства.
Регулировка узла осуществляется следующим образом:
- Убедиться, что регулятор скоростей установлен вертикально и параллельно велосипеду.
- Байк следует перевернуть колесами вверх, что обеспечить доступ к регулировочным винтам.
- Цепь нужно спустить на самую маленькую звездочку, используя повороты манетки на правой части руля.
- Разблокируйте переключатель путем послабления винта крепления троса.
- При помощи отвертки и регулировочного винта Н необходимо настроить цепь таким образом, чтобы звездочки, на которых лежит цепь, расположились на одной линии.
- Трос рукой максимально натягивается, после чего закрепляется винтом.
- Далее проверяется работа узла. Если возникают проблемы с переброской на больших звездах, нужно поворачивать рукоять против часовой стрелки, натягивая трос.
- Затем цепь перебрасывается на самую маленькую звездочку при помощи манетки.
- Посредством винта L корректируется положение так, чтобы самая большая звездочка разместилась в одной плоскости с лапкой контроллера.
Настройка переднего узла
Виды переключателей скоростей на велосипеды на руле указаны выше. Далее разберем регулировку фронтального элемента. Узел состоит из следующих деталей:
- Рамки, через которую проходит цепь.
- Механизма с пружиной.
- Верхнего и нижнего ограничителя (H/L).
- Фиксатора и троса.
Настройка переключателя состоит из таких этапов:
- Цепь необходимо выставить спереди на самую маленькую звезду, а сзади – на максимальный аналог.
- Используя шестигранник, отпускают винт крепления троса.
- При помощи отвертки и винта L корректируют положение рамки так, чтобы расстояние от внутренней части до цепи было 4 мм.
- Тросик натягивают и закрепляют винтом.
- Вторая звездочка настраивается после переброски цепи на заднем переключателе на наименьшую звезду.
- Проверяют, не цепляется ли цепь. Если такая проблема существует, необходимо натянуть сильнее трос, используя манетку. Расстояние от цепи до рамки должно быть около 3-х мм.
- Третью звездочку настраивают при помощи винта Н. Если имеется необходимость, увеличивают зазор, выдвигая рамку наружу.
Устранение неполадок
Ремонт переключателя скоростей на велосипеде на руле может потребоваться в следующих случаях:
- Растяжение троса. Эту проблему доступно диагностировать, если при езде цепь перемещается без звука и с трудом ложится на большие звездочки. Кроме того, на эту неполадку указывает нежелание цепи перескакивать на малые звезды. Проблема устраняется путем регулировки барабана на шифтере. Настройку следует проводить до тех пор, пока цепь не начнет плавно принимать нужное положение.
- Разрыв троса. Для исправления этой проблемы следует заменить деталь. Для этого нужно разобрать манетку, демонтировать старый элемент, установить, закрепить и смазать новый трос.
- Заедание пружины механизма. Устранить неполадку поможет очистка и промывка детали.
- Поломка или деформация рамки либо винта. Такая проблема часто возникает после удара. Лучше всего заменить неисправные элементы.
Сколько стоит переключатель скоростей на велосипед? В зависимости от фирмы и предназначения, узел можно приобрести по цене от 500 до 3500 рублей.