ВАЗ-21126, двигатель. Характеристика и особенности
На ВАЗе-21126 двигатель рядный, имеет распределенный впрыск, четырехтактный и распределительные валы находятся в верхней части. Как и на большинстве современных ДВС, охлаждение жидкостное, закрытое, циркуляция происходит принудительно. Смазка элементов двигателя производится методом разбрызгивания под давлением. Двигатели устанавливаются на современные модели ВАЗ – "Приору" и последующие.
Отличительные особенности мотора
Производится установка двигателя ВАЗ-21126 на всю серию Lada Priora, а также на ее модификации. Некоторые автомобилисты без особых переделок ставят такие моторы на "десятки" и двенадцатые. Своеобразный тюнинг, позволяющий использовать больше возможностей, – установка ГУРа, кондиционера, возможна без переделок. Одновременно происходила разработка мотора серии 11194, поэтому большая часть компонентов одинакова, независимо от того, что рабочий объем отличается существенно. В задачу разработчиков при проектировании входило значительно увеличить ресурс двигателя. А достигнуть цели можно, если повысить срок службы всех отдельных узлов.
На автомобиль «Приора» двигатель 21126 разрабатывался на основе аналогичного агрегата модели ВАЗ-21124. Но у них имеется множество отличий: уменьшенные масса и размеры всех элементов. Например, поршни при одинаковых габаритах имеют на модели 21126 массу на сотню граммов меньше. Высота блока ДВС 197,1 мм – это расстояние между осью вращения коленчатого вала двигателя до верхней плоскости. Конструктивных отличий от используемого на моторе 21124 блока 11193-1002011 нет. Основные особенности – это крайне высокое качество обработки цилиндров, а также измененная в большую сторону высота.
Основные характеристики мотора
Двигатель ВАЗ-21126 имеет рабочий объем 1,6 литра (если точнее, то 1,597). Нормальная степень сжатия у мотора 11, всего 4 цилиндра. Суммарная мощность при частоте вращения 5600 об/мин – 98 л. с. или 72 кВт. Коленчатый вал на холостом ходу вращается с частотой 800-850 оборотов. При скорости вращения коленчатого вала 4000 оборотов двигатель развивает максимальный момент 145 Н*м. Такими данными обладает двигатель 21126. Цена бывшего в употреблении механизма составляет 25000 рублей и выше. Новые стоят намного больше.
Характеристики цилиндро-поршневой группы:
- Ход поршня 75,6 мм.
- Диаметр цилиндра мотора 82 мм.
- Количество клапанов – 16.
- Работают цилиндры по схеме 1-3-4-2.
Впрыск распределенный, управление при помощи электронного цифрового блока. Работает двигатель на 95-м неэтилированном бензине, воспламенение смеси происходит свечами зажигания типа АУ17ДВРМ или BCPR6ES (NGK). Масса двигателя в собранном виде - около 115 кг.
Поршневая группа двигателя
Разработка поршневой группы – это заслуга фирмы Federal Mogul. Специалисты сделали мотор с элементами, масса которых существенно ниже, нежели в двигателях типа ВАЗ-21124 – предшественниках. Но если сравнивать с ВАЗ-2110, то станет видно, что масса поршневой группы уменьшилась примерно на треть. Диаметр поршней остался неизменным, но высота значительно уменьшилась. Также используются более тонкие поршневые кольца и меньшие пальцы. Это прямо отражается на скоростных и мощностных характеристиках двигателя. Чем легче ему раскручивать себя, тем большую мощность он сможет отдать к коробке.
В нижней части поршней есть лунки небольшой глубины. Отверстие для установки шатунного пальца смещено относительно оси на половину миллиметра. Диаметр отверстия для установки поршневого пальца - 18 мм. Фиксация производится при помощи стопорных колец, установка шатуна в поршне - с минимальным зазором. Благодаря этому обеспечивается наименьшее смещение оси шатуна вдоль шейки коленвала.
Кривошипный механизм
Обязательно производится хонингование – нанесение мелкого рисунка в виде сетки на внутренней поверхности гильзы цилиндра. Качество рабочей поверхности получается высоким, так как осуществляется обработка по технологиям Federal Mogul. Маркировка блока двигателя ВАЗ-21126 16 клапанов с индексом 1002011, она нанесена на металлическую поверхность. Окраска блока такой модификации – серая.
Цилиндры 21126 имеют три класса, размеры отличаются на 0,01 мм (обозначаются буквенными индексами А, В и С). Коленчатый вал, используемый на моторе, имеет индекс 11183-1005016. Посадочные размеры у него точно соответствуют коленвалу ВАЗ-2112. Но с несколькими отличиями: на модификации 11183 увеличен радиус кривошипного механизма (37,8 мм), полный ход поршней - 75,6 мм. Чтобы отличить кривошип от других моделей, на противовесе имеется соответствующее обозначение.
Приводные механизмы двигателя
На коленчатом вале установлен шкив зубчатого типа, обозначается индексом 21126. Зубья у шкива рассчитаны под работу с ремнем газораспределительного механизма, у которого полукруглый зуб. Чтобы не соскальзывал ремень во время работы, на одной стороне имеется небольшой поясок из металла (реборда). С обратной стороны монтируется шайба. На коленчатом вале устанавливается демпфер – модель 2112. Он необходим для привода навесного оборудования и генератора.
На шкиве еще установлен зубчатый диск, который нужен для работы датчика положения коленвала. Чтобы приводить в движение дополнительное оборудование – генератор, насос ГУРа, используется ремень поликлинового типа длиной 1115 мм, он имеет обозначение 2110-1041020. Если нет гидроусилителя, то используется поликлиновый ремень типа 2110-3701720, длина которого составляет 742 мм. При наличии на автомобиле кондиционера, приводится все оборудование в движение ремнем типа 2110-8114096, длина которого - 1125 мм.
Поршневые кольца и пальцы
Диаметр колец 82 мм, они тонкие, в отличие от традиционных для ВАЗ. Высота:
- Компрессионные – 1,2 мм (верхнее), 1,5 мм (нижнее).
- Маслосъемное – 2 мм.
Внешний диаметр у пальцев 18 мм при длине 53 мм. Разница с предшественниками существенная. Благодаря использованию легких элементов получается добиться увеличения мощности, КПД, крутящего момента.
Набор скорости у автомобиля происходит быстрее. Но это отражается на всех остальных агрегатах автомобиля – необходимо использовать более эффективную систему торможения, устанавливать качественные вентилируемые диски, колодки. Поэтому при самостоятельном проведении тюнинга обращайте внимание на все мелочи.
Шатун двигателя 21126
Агрегат этот применяется более тонкий, контакта с коленвалом у головки шатуна нет, что существенно улучшает характеристики двигателя. Благодаря применению такой конструкции получилось уменьшить трение в узлах, что существенно увеличило мощность и КПД. Класс точности поршня должен соответствовать аналогичным показателям цилиндра блока ДВС. Маркировку поршней можно найти на поверхности днища.
На ВАЗ-21126 двигатель имеет шатун более облегченный, нежели на модели 21124. При изготовлении применяются новейшие технологии. Длина – 133,32 мм. Часть заготовки шатуна изламывается – получается крышка. Благодаря такому способу удается максимально точно совместить поверхности изделий. Крепеж крышки осуществляется при помощи болтов, повторное применение которых недопустимо. Вкладыши для шатунов имеют ширину 17,2 мм.
ГБЦ двигателя ВАЗ-21126
В головке блока два распределительных вала и 16 клапанов, от модели 2112 отличается тем, что площадка для установки автоматического натяжителя ремня немного больше. Также изменен в большую сторону размер площадки под фланцы выпускных труб. Клапаны, пружины для них, гидравлические толкатели и распредвалы – точно такие, как на модели 2112, отличий никаких нет. Обозначения шкивов распределительного вала:
- Два круга, расположенные рядом с зубьями, по обе стороны от метки – выпускной.
- Один круг с левой части метки – впускной.
При помощи гидравлических толкателей получается автоматически компенсировать зазоры в приводах клапанов. Поэтому при эксплуатации автомобиля с таким мотором отпадает необходимость в проведении регулировки зазоров клапанов. Оригинальная конструкция системы автоматического натяжения ремня ГРМ новейшего типа, применены ранее не применявшиеся виды роликов. Ремень из 137 зубьев с иным типом профиля. Это повлекло за собой установку новой конструкции помпы, более эффективной, нежели используемые ранее.
Топливная и выпускная системы
Каталитический нейтрализатор, используемый на двигателе 21126, характеристики которого сильно зависят от выпускной системы, используется более совершенный. Диаметр его больше, нежели на модели 21124.
Разные типы катколлекторов способны обеспечить соответствие стандартам токсичности Евро-3 и Евро-4. На двигателе устанавливаются 4 катушки зажигания – по одной на каждую свечу. Это позволяет избавиться от высоковольтных проводов.
Топливная система мало чем отличается от той, которая использовалась на ранних моделях. Рампа из нержавейки, форсунки - "Бош", "Сименс", ВАЗ. Впрыск фазированный, управляется при помощи датчиков, исполнительных устройств, подключенных к микроконтроллерной системе управления типа "Январь-7.2" или М-7.9.7.