Лиссабонский договор: цели, основные положения, значение
Лиссабонский договор, подписанный лидерами ЕС в декабре 2007 года, призван реформировать Европейский союз в условиях расширения до 27 стран-участниц. Договор разработан после провала Конституции ЕС на референдумах во Франции и Нидерландах и призван упростить процесс принятия решений в ЕС.
О необходимости реформирования Евросоюза
Лиссабонский договор явился ответом на необходимость реформирования Евросоюза в связи с расширением его состава. За период с 2004 по 2007 годы в ЕС вошли 12 новых стран, и число членов ЕС увеличилось до 27.
В этих условиях стала очевидна неэффективность предыдущих систем управления и принятия решений в Евросоюзе. Кроме того, провал проекта Конституции ЕС на референдумах во Франции и Нидерландах продемонстрировал необходимость менять подходы к реформированию ЕС:
- Усложнение процесса принятия решений из-за увеличения числа членов ЕС до 27.
- Ослабление роли Еврокомиссии в связи с представительством в ней теперь по одному делегату от каждой страны.
- Неэффективность системы ротации председательства в Евросовете.
Таким образом, к 2007 году вызрела острая необходимость реформ, целью которых было сделать Евросоюз более дееспособным и эффективным в принятии решений. Лиссабонский договор должен был стать инструментом этих перемен.
В преддверии глобальных вызовов нового тысячелетия от эффективности функционирования структур ЕС зависела его роль в решении мировых проблем, а значит, и авторитет этой "сверхдержавы".
Лиссабонский договор призван был заложить прочный фундамент, на котором Евросоюз мог бы строить свою политику на десятилетия вперед.
Основные положения Лиссабонского договора
Лиссабонский договор является международным договором, подписанным лидерами 27 стран ЕС в декабре 2007 года. Он призван реформировать систему управления и принятия решений в Евросоюзе, а также придать ему больший вес на международной арене.
Договор вносит поправки в три основополагающих документа ЕС: Договор о Европейском Союзе, Договор об учреждении Европейского Сообщества и Договор о Евратоме. После ратификации договоров странами-членами поправки вступают в силу, и сам Лиссабонский договор теряет силу как отдельный документ.
Основными направлениями реформ, предусмотренных Лиссабонским договором, являются:
- Реформа институтов ЕС: введение поста Председателя Европейского Совета, учреждение должности Верховного представителя ЕС по иностранным делам, изменение порядка формирования Еврокомиссии.
- Расширение полномочий Европарламента, в том числе в бюджетной сфере.
- Переход от единогласного к квалифицированному большинству при голосовании в Совете ЕС по ряду вопросов.
- Упорядочение процедуры выхода стран из состава ЕС.
Таким образом, Лиссабонский договор, с одной стороны, придает большую стабильность функционированию институтов Евросоюза, а с другой - повышает эффективность процессов принятия решений. Вместе это должно сделать ЕС более адаптивным к вызовам современности и повысить его роль в глобальной политике.
Новая система голосования в Совете ЕС
Одним из ключевых нововведений Лиссабонского договора стала реформа системы голосования в Совете ЕС. До вступления в силу этого договора действовала модель, заложенная в Ниццком договоре 2001 года. Согласно ей решение считалось принятым, если за него проголосовали страны, представляющие не менее 255 голосов из 345, не менее 2/3 стран-членов и не менее 62% населения ЕС.
Однако по мере расширения Евросоюза эта система все больше давала сбои, так как учитывала интересы стран с небольшим населением. Лиссабонский договор вводит новую формулу квалифицированного большинства в Совете ЕС, основанную на двойном большинстве - как стран, так и населения.
- Для принятия решения требуются голоса не менее 55% стран-членов (15 стран из 27).
- Эти страны должны представлять не менее 65% населения Евросоюза.
- Таким образом, блокирующее меньшинство теперь составляет как минимум 4 страны.
Был также введен переходный период с 2014 по 2017 годы, в течение которого по желанию стран могут применяться либо новые, либо старые правила голосования в Совете. Это сделано для облегчения адаптации к институциональным изменениям в Евросоюзе.
Другое важное новшество - расширение перечня вопросов, по которым решения в Совете ЕС принимаются квалифицированным большинством голосов, а не консенсусом. К таким сферам теперь относятся свобода, безопасность и правосудие, общая торговая политика, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, энергетика и другие.
Таким образом, реформа системы голосования, заложенная в Лиссабонском договоре, призвана повысить эффективность принятия решений в Евросоюзе с учетом интересов как больших, так и небольших стран-членов.
Постоянный председатель Европейского совета
До вступления в силу Лиссабонского договора Европейский совет возглавлялся на ротационной основе каждые 6 месяцев председателем от страны, председательствующей в это время в Совете ЕС. Такая система не обеспечивала преемственности в руководстве Евросоветом.
Лиссабонский договор вводит должность постоянного Председателя Европейского совета сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания. Первым на этот пост в ноябре 2009 года был выбран Херман Ван Ромпей.
Функции и полномочия Председателя Европейского совета:
- Председательствует и организует работу саммитов лидеров стран ЕС.
- Обеспечивает подготовку и преемственность заседаний Европейского совета.
- Представляет ЕС на международной арене совместно с Верховным представителем по иностранным делам.
Введение этой должности преследовало несколько целей: придать больше согласованности позициям ЕС на мировой арене, обеспечить последовательность в выработке стратегического курса развития Евросоюза, сделать процесс принятия решений в Европейском совете более эффективным.
Расширение полномочий Европарламента
Лиссабонский договор значительно расширил полномочия Европарламента, фактически приравняв его к Совету ЕС как законодательному органу Евросоюза.
В частности, теперь бюджет ЕС утверждается совместным решением Европарламента и Совета. До этого парламент мог лишь высказывать свое мнение по бюджету, предлагаемому Советом.
Другие ключевые новые функции Европарламента:
- Избрание Председателя Еврокомиссии по представлению Европейского совета.
- Одобрение состава Комиссии в целом.
- Контроль над деятельностью Еврокомиссии с возможностью выражения вотума недоверия.
Также впервые закреплено право граждан ЕС через Европарламент инициировать изменение законодательства Союза сбором 1 миллиона подписей по петиции.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам
Лиссабонский договор вводит должность Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. Этот пост призван обеспечить большую согласованность и последовательность внешней политики ЕС.
Верховный представитель назначается на 5 лет квалифицированным большинством голосов в Европейском совете с согласия председателя Еврокомиссии. Он возглавляет Совет ЕС по иностранным делам и одновременно является заместителем председателя Еврокомиссии по внешним связям.
Его основные функции:
- Разработка и осуществление внешней политики и политики безопасности ЕС.
- Координация действий стран Евросоюза на международной арене.
- Представление позиций ЕС в отношениях с третьими странами.
Таким образом, эта новая должность призвана сделать политику Евросоюза на мировой арене более последовательной и эффективной.
Изменения в составе и порядке формирования Еврокомиссии
Лиссабонский договор реформирует порядок формирования Европейской комиссии - исполнительного органа Евросоюза. Главная цель - повысить легитимность Комиссии в глазах граждан ЕС.
С 2009 по 2014 годы в состав Комиссии входил по одному представителю от каждой страны-члена, что обеспечивало всем государствам равное представительство. Однако в дальнейшем ее состав сокращается до 2/3 от количества стран.
Важнейшие нововведения Лиссабонского договора:
- Председатель Комиссии избирается Европарламентом по предложению Евросовета.
- Утверждение всего состава Комиссии производится Советом ЕС.
- Вводится система равной ротации стран-членов при назначении комиссаров.
Таким образом, теперь формирование Еврокомиссии происходит при участии как представительных (Совет ЕС, Европарламент), так и исполнительных (Евросовет) органов Евросоюза. Это призвано сделать Комиссию более подотчетной гражданам ЕС.
Реформа судебной системы ЕС
Лиссабонский договор вносит существенные изменения в судебную систему Европейского союза. В соответствии с новым договором, Суд ЕС будет состоять из трех инстанций: Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы.
От каждого государства-члена ЕС в Суде будет представлен один судья. Кроме того, в состав суда будут входить 11 генеральных адвокатов. Судьи и адвокаты должны быть выдающимися юристами, назначаемыми на 6-летний срок по общему согласию правительств стран ЕС после консультаций со специальным консультативным комитетом.
Такая реформа призвана повысить эффективность работы Суда ЕС в условиях расширения Евросоюза и увеличения числа обращений. Разделение на три инстанции должно ускорить рассмотрение дел и разгрузить Европейский суд как высшую инстанцию.
Важно, что новый договор закрепляет независимость судей, что является гарантией объективности и беспристрастности судебных решений. Процедура отбора и назначения судей также призвана обеспечить высокий профессионализм и авторитет Суда ЕС.
Реформа судебной системы ЕС в рамках Лиссабонского договора имеет принципиально важное значение для укрепления верховенства закона в Европейском союзе и защиты прав его граждан и организаций.
Переход к голосованию квалифицированным большинством
Лиссабонский договор предусматривает значительное расширение сфер принятия решений в Евросоюзе по принципу голосования квалифицированным большинством вместо единогласия.
В частности, теперь квалифицированным большинством будут приниматься решения по таким вопросам, как сельское хозяйство, энергетика, туризм, гражданская оборона, административное сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел, интеллектуальная собственность, по некоторым аспектам социальной политики и др.
Это позволит ускорить и упростить процесс принятия решений в ЕС, сделать его более гибким и эффективным. Ранее правило единогласия часто приводило к серьезным задержкам и блокированию важных инициатив.
Вместе с тем по наиболее чувствительным вопросам, таким как налоги, социальное обеспечение, общая внешняя политика и политика безопасности, сохраняется принцип единогласного голосования. Это связано с необходимостью учета интересов всех стран-членов ЕС.
Лиссабонский договор, расширяя сферу применения квалифицированного большинства, создает условия для более эффективного функционирования институтов Евросоюза при сохранении баланса интересов разных стран.
Расширение прав граждан ЕС
Лиссабонский договор впервые закрепляет ряд важных прав граждан Евросоюза, что является значительным шагом вперед в развитии европейской демократии.
В частности, граждане ЕС получают право обращаться в европейские институты на любом из официальных языков и получать ответ на том же языке. Это упрощает коммуникацию граждан и организаций с органами ЕС.
Еще одно важное новшество - право граждан выдвигать законодательные инициативы в Европарламент и Совет ЕС. Для этого необходимо собрать подписи не менее 1 миллиона граждан ЕС из значительного числа стран-членов.
Хотя Комиссия сохраняет за собой право решать, принимать ли меры по таким инициативам, этот механизм позволяет гражданам напрямую участвовать в формировании политической повестки ЕС.
Лиссабонский договор расширяет возможности граждан Евросоюза по защите своих прав и участию в политической жизни ЕС, что имеет принципиальное значение для развития европейской демократии.
Новые полномочия в экономической сфере
Лиссабонский договор наделяет Евросоюз рядом новых важных полномочий в экономической сфере, что позволит повысить эффективность общеевропейской экономической политики.
В частности, теперь ЕС получает право координировать экономическую политику стран еврозоны. Это касается выработки общих подходов к таким аспектам, как уровень инфляции, размер дефицита бюджета, налогообложение, условия кредитования и другие параметры макроэкономической политики.
Координация бюджетно-финансовой политики позволит обеспечить финансовую стабильность еврозоны и предотвратить возникновение кризисов, подобных долговому кризису Греции.
Еще одно важное новшество - Еврокомиссия получает право выносить странам ЕС официальные предупреждения в случае проведения экономической политики, противоречащей общеевропейским принципам и интересам. Это мощный инструмент для дисциплинирования национальных правительств.
Лиссабонский договор также отменяет право стран ЕС блокировать вступление в еврозону. Теперь решение о соответствии критериям членства принимается квалифицированным большинством голосов в Евросовете.
Таким образом, расширение полномочий ЕС в экономической сфере нацелено на повышение согласованности и эффективности общеевропейской экономической политики, укрепление финансовой стабильности и предотвращение кризисов в рамках еврозоны.
Впервые прописана процедура выхода из ЕС
Одним из важнейших нововведений Лиссабонского договора стала детальная проработка процедуры выхода страны из состава Евросоюза.
Ранее в учредительных договорах ЕС отсутствовали положения, регламентирующие порядок выхода государства-члена из организации. Это создавало правовую неопределенность и потенциальную возможность для злоупотреблений и шантажа.
Лиссабонский договор внес ясность в этот вопрос, закрепив в статье 50 условия и этапы выхода страны из ЕС.
Во-первых, решение о выходе принимается самим государством-членом в соответствии с собственными конституционными нормами. Затем страна официально уведомляет о своем решении Европейский совет.
После уведомления открывается период переговоров о порядке выхода, который не должен превышать 2 лет. Однако этот срок может быть продлен по обоюдному согласию.
Соглашение о выходе утверждается Советом ЕС квалифицированным большинством голосов после одобрения Европарламентом. После вступления соглашения в силу все договоры и нормы права ЕС перестают действовать в отношении вышедшего государства.
Таким образом, Лиссабонский договор впервые в истории Евросоюза предусмотрел возможность выхода страны из организации, прописав четкую и легитимную процедуру. Это имеет принципиальное значение для обеспечения добровольности членства в ЕС.
Процедура выхода, предусмотренная Лиссабонским договором, была впервые реализована на практике в 2016-2020 годах в ходе выхода Великобритании из состава Евросоюза (Брексит).
Другие изменения
Помимо описанных выше ключевых нововведений, Лиссабонский договор внес ряд других важных изменений в устройство и сферы деятельности Евросоюза.
В частности, договор придал ЕС правосубъектность - ранее этим обладало только Европейское сообщество. Теперь ЕС как организация может выступать стороной международных договоров и соглашений.
Также введен пост Председателя Европейского совета сроком на 2,5 года. Это придало большую стабильность и преемственность высшему органу ЕС.
Ряд новых полномочий ЕС появился в социальной и гуманитарной сферах: в области трудового права, профессионального образования, культуры, охраны здоровья, туризма.
Усилена роль национальных парламентов - они получили право опротестовывать законодательные инициативы ЕС, если считают, что они нарушают принцип субсидиарности.
Таким образом, Лиссабонский договор затронул практически все аспекты функционирования ЕС, что позволило модернизировать и оптимизировать работу организации.