Аттестация педагогических кадров: цель и порядок проведения

Во исполнение положений ФЗ № 273 введено обязательное повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Эти процедуры проводятся в отношении всех работников учебных заведений, в том числе совместителей.

Нормативная база

Регулярное повышение квалификации и аттестация педагогических кадров направлены на стимулирование профессионального и личностного роста, повышение зарплат, улучшение качества образовательного процесса.

Впервые порядок аттестации педагогических кадров был утвержден в 2010 г. В 2014 г. он был пересмотрен и откорректирован. 7 апреля 2014 г. Минобрнауки утвердило Приказ об аттестации педагогических кадров. В Минюсте документ зарегистрирован под № 16999.

Новый порядок проведения аттестации педагогических кадров учитывает требования ФГОС к условиям реализации программ обучения. В Положении установлены высокие требования к квалификации преподавателей и их личностным качествам.

Сущность аттестации педагогических кадров

Аттестацией называют процедуру, в рамках которой определяется уровень профессиональной компетенции педагогического работника, а также проверяются результаты его деятельности на основании комплексной оценки труда.

Цель аттестации педагогических кадров состоит в установлении соответствия сотрудника учебного заведения квалификационной категории и занимаемой должности.

Классификация

Аттестация педагогических кадров в образовании может быть:

  1. Добровольной. Оценка проводится по желанию сотрудника учебного заведения для установления первой либо высшей категории.
  2. Обязательной. Такая аттестация педагогических кадров проводится для подтверждения соответствия лиц занимаемым ими должностям на основе анализа их профессиональной деятельности.

Значение оценки

В настоящее время отмечается тенденция по усовершенствованию образовательного процесса. В соответствии с этим должен повышаться профессионализм преподавателей и квалификация. Аттестация педагогических кадров позволяет выявить слабые места в системе подготовки сотрудников.

В настоящее время педагог должен не просто владеть содержанием преподаваемой дисциплины и ориентироваться в сферах обучения, воспитания, психологии. Ему необходимо формировать условия для создания учебно-познавательных компетенций, развития личностных качеств обучающихся. При этом свой предмет он должен использовать в качестве средства реализации поставленных задач. Для этого необходимы и соответствующие личностные качества педагога, и квалификация.

Аттестация педагогических кадров: изменения в правилах

В соответствии с новым Положением:

  1. Комиссии для оценки соответствия работников занимаемым должностям создаются в образовательном учреждении.
  2. Периодичность аттестации педагогических кадров – 1 раз в 5 лет. При этом период действия категории не продлевается.

Изменены федеральные требования к квалификации работников, претендующих на первую или высшую категории.

Первая категория

По результатам анализа аттестации педагогических кадров 1-я квалификационная категория присваивается сотрудникам:

  1. Обеспечивающим стабильные показатели освоения учащимися программ по итогам мониторинга, осуществляемого как самой организацией, так и в порядке, предусмотренном правительственным постановлением № 662 от 5 авг. 2013 г.
  2. Вносящим личный вклад в улучшение качества образовательного процесса, совершенствующим методы воспитания и обучения, передающим собственный положительный опыт коллегам, принимающим активное участие в деятельности методических объединений педработников организации.
  3. Обеспечивающим выявление и развитие у учащихся способностей к интеллектуальной, физкультурно-спортивной, творческой деятельности.

Присвоение высшей категории

Оно осуществляется сотрудникам:

  1. Обеспечивающим достижение учащимися положительной динамики уровня освоения программ по итогам мониторинга как осуществляемого организацией, так и проводимого в порядке, предусмотренном правительственным постановлением № 662.
  2. Вносящим личный вклад в процесс повышения качества образования на основе применения более совершенных методов, продуктивного применения технологий, передающим свой положительный опыт, в том числе инновационной и экспериментальной работы педагогическим коллективам.
  3. Принимающим активное участие в деятельности методических объединений, разработке программно-методических рекомендаций, профессиональных конкурсах.

Формы предъявления результатов работы

В каждом субъекте РФ Министерство общего и профобразования издает приказ, на основании которого осуществляется аттестация педагогических кадров. В документе указываются формы предъявления сотрудниками результатов их работы. Для подтверждения соответствия работников должностям, которые они занимают, в качестве форм выступают:

  1. Рабочая программа, билеты, тестирование, конспект урока.
  2. Образовательный проект.
  3. Исследовательская (творческая) работа.
  4. Модель деятельности по любому актуальному направлению развития образовательного процесса.

Для оценки уровня квалификации и определения его соответствия установленным требованиям, формы предоставления результатов следующие:

  1. Аналитический отчет.
  2. Презентация пособий, авторских образовательных программ и методических пособий.
  3. Научно-практическая конференция.
  4. Публичная защита экспериментальных разработок.

Для оценки качества должен быть представлен собственный педагогический опыт на личном сайте или в блоге. Под личной понимают страницу, которая может входить в состав образовательного портала, в том числе и учебного заведения. Информация, размещенная в социальных сетях ("В Контакте", "Одноклассники" и пр.), не учитывается.

Приложения к заявлению

В соответствии с Положением об аттестации педагогических кадров, перечень документов, прилагаемых к заявке на первую/высшую категорию, включает в себя:

  1. Экспертные заключения.
  2. Отзыв о занятии/уроке с детьми, педагогический анализ.
  3. Анализ мероприятия (с родителями, педагогами, социальными партнерами).
  4. Отзыв на занятия педагога доп. образования и алгоритм анализа занятия.
  5. Отзыв о занятии учителя-логопеда, дефектолога, педагогический анализ урока (для сотрудников ДОУ компенсирующего типа или учителей, работающих с детьми, имеющими сложную структуру дефектов).

При подаче заявления:

  1. На первую категорию необходимо иметь паспорт.
  2. На высшую – паспорт и копию аттестационного листа по предыдущей проверке, заверенную работодателем.

В обязательном порядке также предоставляются копии:

  • Дипломов о среднем или высшем профобразовании.
  • Документов о смене Ф. И. О., если она имела место.
  • Сопроводительное письмо (характеристика), подтверждающее уровень компетенции и профессионализма. Оно формируется руководителем образовательного учреждения.

Документы в папку собираются в соответствии с требованиями, закрепленными в экспертном заключении.

Подача заявления осуществляется за 3 мес., а индивидуальная папка формируется за 2 мес. до завершения периода действия категории.

Продолжительность процедуры

Аттестация педагогических кадров осуществляется в течение 2-х мес. Дополнительно предусмотрен месяц для вынесения решения комиссией.

По результатам аттестации констатируется соответствие или несоответствие работником замещаемой должности.

МРКО

Отраслевыми нормативными актами предусмотрена упрощенная форма аттестации научно-педагогических кадров. Для этого используется личный кабинет в Московском регистре качества образования (МРКО).

Аттестация педагогических кадров осуществляется по следующей схеме:

  • Педработник подает заявление через свой личный кабинет.
  • Лицо, ответственное за сопровождение процедуры, видит заявку и прикрепляет к ней копию прежнего аттестационного листа и сопроводительное письмо. Оно подтверждает достоверность аттестационного листа и отсутствие у педработника нарушений в соответствии с 48 статьей ФЗ 273. После этого ответственное лицо согласует процедуру упрощенной аттестации.
  • После завершения сопровождения заявления педагогический работник самостоятельно отправляет документы в ГАК (комиссию). Для этого следует нажать на кнопку "Отправить".
  • После рассмотрения документов ГАК устанавливает категорию. Приказ об этом размещается в системе после подписания.

Нюансы

В соответствии с изменениями, внесенными Минобрнауки, присвоенные категории, а также педагогические звания по результатам прошлой аттестации, проведенной в отношении работников, преподающих 2 и более предмета, не прошедших повышение квалификации до вступления в силу изменений, распространяются на всю нагрузку до следующей проверки.

Сотрудники, имеющие нагрузку по нескольким дисциплинам, аттестуются по той, которую они преподают по специальности. Квалификационная категория при этом распространяется на все предметы.

Критерии проверки

К действовавшим ранее показателям добавились результаты оценки специалистами Минобрнауки деятельности педагогов в образовательном учреждении. Преподаватели должны не только подготовить 2-3-х лучших учащихся, но и стремиться к выявлению и развитию способностей у всех детей, стараться помочь отстающим.

В соответствии с новыми правилами, экспертные заключения о присвоении первой/высшей категории должны публиковаться на сайтах госорганов в Интернете. Работники, которым отказано в присвоении высшей квалификации, вправе подать повторную заявку через год.

Внеочередная аттестация для повышения квалификации может проводиться не раньше, чем через 2 года после получения предыдущей категории.

Аттестационная комиссия

В ее состав должны входить председатель, его заместитель, члены и секретарь. Кроме того, в комиссии должен присутствовать представитель первичного профсоюза, если он сформирован.

Члены комиссии, не согласные с принятым экспертным решением, вправе добавить в протокол отдельное мнение.

Кто не проходит аттестацию?

От обязательной проверки освобождаются работники:

  • занимающие должность меньше 2-х лет;
  • болевшие больше 4-х мес.;
  • беременные педагоги/находящиеся в декретном отпуске.

Однако если работник изъявит желание пройти аттестацию, ему не может быть отказано в этом.

Подтверждение соответствия должности

В ходе этого этапа комиссия оценивает и проверяет умения, навыки, знания педагога. Анализируется методика и профессионализм общения с обучающимися.

В результате принимается решение о профпригодности педагога.

Получение категории

Подать заявление на первую категорию могут работники, имеющие вторую категорию или первую, период действия которой истекает.

Для высшей категории педагог должен иметь первую квалификацию в течение 2-х лет или высшую, период действия которой завершается.

Дополнительные особенности процедуры

Заявления о прохождении аттестации для присвоения категории подаются работниками вне зависимости от продолжительности их деятельности в образовательном учреждении, в том числе и во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком.

Окончание периода действия высшей категории не лишает сотрудника права обратиться впоследствии в аттестационную комиссию с заявкой об установлении высшей категории по этой же должности в рамках аттестации.

В случае перехода работника в другое учреждение, в том числе и расположенное в другом регионе РФ категория, установленная ему, сохраняется до завершения срока ее действия.

Итоги аттестации сотрудник может обжаловать по правилам, предусмотренным законодательством РФ.

Модель организации аттестации

Она разрабатывается в каждом регионе РФ. К примеру, в Свердловской области модель организации процедуры включает в себя:

  1. Фиксацию итогов профессиональной деятельности, контрольных мероприятий в течение межаттестационого периода (от 2-х до 5-ти лет).
  2. Повышение квалификации. Курсы должны организовываться не реже одного раза в 3 года.
  3. Ознакомление с нормативной документацией по вопросам, касающимся проведения аттестации, выбор ее вида.
  4. Составление листа самооценки.
  5. Направление заявления на прохождение аттестации.
  6. Составление индивидуального графика проверки, создание аттестационного дела.
  7. Указание вида аттестации, формирование заявки в электронной системе.
  8. Оформление аттестационного паспорта.
  9. Определение формы предоставления результатов работы за межаттестационный период.
  10. Утверждение руководителем образовательного учреждения об организации аттестации.
  11. Подготовка приказа МОиПО (Министерства общего и профобразования) на базе которого инициировано формирование ЦКИ (центра квалификационных испытаний) и представительств ГАК (государственной комиссии).
  12. Письменное уведомление работников о времени, месте и дате аттестации.
  13. Экспертиза итогов профессиональной деятельности для проверки соответствия квалификационного уровня каждого сотрудника требованиям, предусмотренным к первой/высшей категориям.
  14. Фиксация результатов в аттестационном паспорте и протоколе экспертной комиссии.
  15. Предоставление материалов в ГАК.
  16. Заседания государственной комиссии, оформление приказа об утверждении решения.

Работа по аттестации на соответствие должности: схема

Для проверки соответствия работника замещаемой им должности разрабатываются и утверждаются локальные акты образовательной организации в порядке, закрепленном в уставе. В их числе: график аттестации, формы представления и распорядительного акта, протокола заседания комиссии и выписки из него.

Далее производятся следующие действия:

  1. Педработники должны быть ознакомлены с порядком проведения аттестации и другими нормативными документами, относящимися к процедуре.
  2. Разрабатывается технология осуществления проверки на основании Порядка, утвержденного Минобрнауки.
  3. Формируется список педагогических работников, которые должны пройти аттестацию, а также график проведения процедуры.
  4. Информация, касающаяся осуществления проверки, размещается на официальном портале учебного заведения.
  5. Ознакомление педработника с представлением под его роспись.
  6. Проведение квалификационных испытаний итогов профессиональной работы за межаттестационный период.
  7. Формирование пакета документов, в который входят: приказ учебного заведения об утверждении комиссии, представление на аттестуемого работника, приказ об утверждении решения комиссии, протокол экспертного заключения, экспертные листы.

Заключение

В задачи методического отдела образовательного учреждения входит донесение до педагогических работников информации о принятых изменениях. Необходимо сформировать у сотрудников четкое понимание того факта, что без аттестации они не смогут работать в сфере образования.

Комиссия должна увидеть стопроцентную подготовку педагогического работника. Сотруднику необходимо показать и раскрыть все знания, которые у него имеются. Вопросу подготовки к аттестации необходимо уделить особое внимание. Большое значение будет иметь правильность оформления документов.

Вся ответственность за результаты проверки лежит исключительно на самих преподавателях. Успешное прохождение проверки гарантирует не только повышение зарплаты, но и авторитета в коллективе.

Комментарии