Система национальных счетов - экономический «портрет» государства
Деятельность экономического субъекта любого уровня – будь то отдельная фирма или целое государство – должна учитываться и отображаться в отчетности, которая помогает анализировать текущее положение дел и составлять прогнозы на будущее. Однако, если в случае с фирмой составление отчетности является стандартной процедурой, не требующей больших затрат труда, то в случае с государством все намного сложнее – всю экономическую жизнь страны за год невозможно формализовать до стандартного отчета о финансовых результатах. Система национальных счетов была специально разработана для того, чтобы все государства мира имели возможность составлять стандартизированную и удобную для восприятия отчетность, которую впоследствии использовать как внутри страны, так и на внешнем уровне. О том, из чего состоит СНС и каковы ее особенности, мы расскажем в данной статье.
Система национальных счетов представляет собой большой комплекс взаимосвязанных показателей, которые рассчитываются на основании данных статистического учета. СНС формировалась под влиянием необходимости собирать и систематизировать данные о хозяйственной деятельности государств. Первые попытки создания прототипа системы национальных счетов относятся еще к тридцатым годам двадцатого века – Кейнс и его последователи понимали, что макроэкономическое регулирование невозможно осуществлять, не имея при этом полной картины национальной экономической системы. Наиболее же сильный толчок к развитию СНС получила в конце сороковых годов, после создания таких международных организаций, как ООН, группа мирового банка и МВФ. Поскольку вышеперечисленные организации занимались, в числе прочего, и кредитованием государств, им было необходимо на основании каких-то показателей оценивать кредито- и платежеспособность своих должников, поэтому именно благодаря их усилиям СНС были разработаны основные принципы работы и показатели системы национальных счетов. Первый официальный стандарт СНС был принят в 1953 году, второй – в 1968 году, третий – в 1993, а последний, действующий и сегодня – в 2008 году. Появление новых стандартов связано с изменением структуры мировой экономики: переходом развитых стран к деятельности в сфере предоставления услуг, появлением новых отраслей производства, деятельностью транснациональных корпораций и так далее.
Система национальных счетов оперирует следующими показателями:
1) ВВП и ВНП – данные два показателя представляют собой сумму стоимостей всех произведенных товаров и услуг в стране. Разница между валовым национальным и внутренним продуктами состоит в том, что понятие «внутренний» включает в себя стоимость продукции, произведенной нерезидентами на территории государства, а понятие «национальный» продукцию нерезидентов во внимание не принимает, зато включает продукцию, произведенную резидентами государства за границей.
2) Валовое потребление – отображает сумму стоимостей всех приобретенных с целью потребления товаров и услуг. Отметим, что различают производственное (покупка полуфабрикатов с целью дальнейшей переработки) и конечное потребление.
3) Валовое накопление – данный показатель дает представление об общей сумме накопления капитала как физическими, так и юридическими лицами. Включает в себя депозиты в банках, деньги на текущих счетах, а также операции по приобретению и улучшению необоротных активов.
4) Валовые инвестиции – дает представление об общей сумме вложенных резидентами денег. На основании показателей №№2, 3 и 4 рассчитываются нормы потребления и инвестирования, которые представляют собой важные показатели мультипликации (соотношения прироста ВВП к совершенным затратам или инвестициям)
5) Внешнеторговое сальдо – показывает, насколько выгодное положение занимает страна на мировом рынке, является ли она чистым экспортером или же импортером продукции.
Система национальных счетов сегодня является тем инструментом, без которого невозможно представить себе современную экономическую науку. Знание и понимание принципов работы и расчета основных показателей СНС является основополагающим для понимания как макро- так и мегаэкономических процессов.