Экологическая политика: направления развития, цели и задачи охраны окружающей среды
Экологическая политика представляет собой систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Она является важнейшей составляющей внутренней и внешней политики любого государства.
История формирования экологической политики
Забота об окружающей среде издавна была частью человеческой культуры. Однако как самостоятельное направление политики экология начала формироваться лишь в XX веке.
Первые природоохранные законы стали приниматься в развитых странах в 1960-1970-х гг. в ответ на проблемы загрязнения воздуха, воды, истощения ресурсов. Были созданы специальные государственные органы по охране окружающей среды.
В 1972 г. состоялась первая Конференция ООН по окружающей среде, положившая начало международному сотрудничеству в этой сфере.
С 1980-х годов экологическая повестка приобрела глобальный характер. Были подписаны международные соглашения по сокращению выбросов парниковых газов, сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием.
Основные направления экологической политики
Ключевыми направлениями экологической политики являются:
- Снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- Рациональное использование природных ресурсов;
- Сохранение экосистем и биоразнообразия;
- Повышение качества окружающей среды;
- Формирование экологической культуры.
Для реализации этих направлений применяется широкий спектр правовых, экономических, технологических и образовательных мер.
Экологическая политика государства
Государственная экологическая политика базируется на конституционных нормах и специальном природоохранном законодательстве. Ее основными инструментами являются:
- Экологический мониторинг и контроль;
- Экологическая экспертиза;
- Лицензирование природопользования;
- Экологические нормы и стандарты;
- Экономическое стимулирование рационального природопользования.
Ключевыми субъектами государственной экологической политики выступают специализированные органы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Эффективность государственной экологической политики во многом зависит от налаженного взаимодействия органов власти с бизнесом, наукой и общественными экологическими организациями.
Составляющие экологической политики
Важной составляющей экологической политики являются экономические методы регулирования природопользования. К ним относятся:
- Платежи за загрязнение окружающей среды;
- Экологические налоги;
- Торговля квотами на выбросы парниковых газов;
- «Зеленые» госзакупки;
- Господдержка экологических проектов.
Экономические инструменты призваны стимулировать бизнес к внедрению экотехнологий, развитию «зеленой» экономики. Однако их применение требует выверенного подхода, чтобы не нанести ущерб конкурентоспособности.
По данным ОЭСР, «зеленые» налоги и платежи обеспечивают 5-15% налоговых поступлений в развитых странах.
Таким образом, экономические методы экополитики при грамотном применении доказали свою результативность.
Направления экологической политики
Важным направлением экологической политики является вовлечение гражданского общества и формирование экокультуры. Это включает:
- Экологическое образование и просвещение;
- Поддержку общественных экодвижений;
- Добровольческие экологические инициативы;
- Экологически ориентированные СМИ;
- «Зеленое» потребление.
Благодаря таким мерам формируются активная гражданская позиция в вопросах экологии и ответственное ресурсопользование.
Однако немаловажно избегать излишней политизации «зеленой» повестки. Экология должна объединять общество, а не разъединять.
По данным опросов ВЦИОМ, более 80% россиян выступают за ужесточение экологических требований к бизнесу.
Таким образом, экологические вопросы волнуют подавляющее большинство граждан, что создает фундамент для экополитики.
Экологическая политика и озеленение
Одним из ключевых трендов развития экологической политики является ее «озеленение» - интеграция экологических приоритетов во все сферы жизни общества.
«Зеленые» принципы проникают в градостроительство, энергетику, транспорт, сельское хозяйство. Развиваются экологический туризм, «зеленая» химия, органическое земледелие.
В то же время сохраняются вызовы глобального характера: изменение климата, сокращение биоразнообразия, нарастание экологических рисков.
Это требует выработки комплексных решений с участием всех заинтересованных сторон - государства, бизнеса, науки, гражданского общества. Только совместными усилиями можно обеспечить устойчивое развитие.
Международное сотрудничество в сфере экологической политики
В условиях глобализации все большее значение приобретает международное взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды. Основные формы такого сотрудничества:
- Глобальные многосторонние соглашения (Парижское соглашение по климату, Конвенция по биоразнообразию и др.);
- Региональные экологические конвенции (например, в рамках ЕАЭС);
- Двусторонние «зеленые» соглашения между странами;
- Международный обмен экотехнологиями и опытом природоохранной деятельности;
- Совместные научные исследования в области экологии.
Международная координация экологической политики позволяет решать общие вызовы, добиваться синергетического эффекта.
Экологические риски и их оценка
Важным элементом экологической политики является выявление и оценка экологических рисков - вероятных неблагоприятных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.
К основным методам оценки рисков относятся:
- Моделирование распространения загрязнений;
- Оценка уязвимости экосистем;
- Анализ жизненного цикла технологий и продукции;
- Экспертные методы прогнозирования последствий.
Учет экорисков позволяет принимать превентивные меры по их минимизации и разрабатывать планы экологической безопасности.
Экологический аудит
Действенным инструментом экологической политики предприятий является экологический аудит - комплексная проверка их природоохранной деятельности.
Цели экоаудита:
- Контроль соблюдения экотребований;
- Оценка воздействия на окружающую среду;
- Поиск резервов повышения экологичности.
По результатам аудита разрабатываются рекомендации по оптимизации природоохранной деятельности предприятий.
Экологическое страхование
Еще один перспективный инструмент экополитики - экологическое страхование рисков загрязнения окружающей среды.
Оно позволяет:
- Создать финансовые гарантии возмещения экологического ущерба;
- Стимулировать предприятия к повышению экобезопасности;
- Аккумулировать средства на восстановительные мероприятия.
Однако в России экострахование пока недостаточно развито. Необходимы меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и расширению страховых экопродуктов.
Развитие экологического законодательства
Важным условием эффективной экологической политики является совершенствование природоохранного законодательства. Основные направления его развития:
- Гармонизация с международными нормами и стандартами;
- Ужесточение экологических требований к хозяйственной деятельности;
- Совершенствование механизмов экономической ответственности за экоправонарушения;
- Усиление государственного экологического контроля и надзора.
Ключевыми задачами являются внедрение наилучших доступных технологий, переход к нормированию на основе технологических показателей.
Экологический менеджмент на предприятиях
Для реализации экологической политики на уровне предприятий используется система экологического менеджмента. Она включает:
- Экологическое планирование и целеполагание;
- Внедрение экотехнологий;
- Мониторинг воздействия на окружающую среду;
- Экологический учет и отчетность;
- Повышение квалификации персонала.
Одним из инструментов экоменеджмента является сертификация систем экологического менеджмента по стандарту ISO 14001.
Экологическая сертификация и маркировка
Для стимулирования производства экологически безопасной продукции используется добровольная экологическая сертификация и маркировка.
Основные экознаки:
- Европейский - «Евроцвет»;
- Североамериканский - «Green Seal»;
- Японские - «Eco Mark» и «Ecomark»;
- Российский - «Листок жизни».
Экомаркировка позволяет производителям подтвердить экологичность своей продукции, а потребителям - делать осознанный «зеленый» выбор.
Оценка эффективности экологической политики
Для оценки результативности мер экологической политики используются специальные критерии и индикаторы:
- Снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- Улучшение качества окружающей среды;
- Повышение экологической результативности предприятий;
- Рост экологической активности населения.
Мониторинг таких показателей позволяет определить проблемные зоны и скорректировать природоохранные меры.
Экологический контроль и надзор
Важным звеном реализации экологической политики является контроль и надзор за соблюдением природоохранных норм. Ключевые задачи:
- Проверка выполнения экотребований предприятиями;
- Выявление и пресечение нарушений;
- Принуждение к устранению нанесенного ущерба.
Для повышения действенности экоконтроля необходимо внедрение современных цифровых технологий мониторинга, риск-ориентированный подход.
Экологическое просвещение и образование
Формирование экологической культуры населения - одна из приоритетных задач. Основные формы просвещения:
- Популяризация экознаний через СМИ, сеть Интернет;
- Проведение общественных экологических акций;
- Развитие экологического туризма;
- Включение экологии в образовательные программы.
Ключевая роль принадлежит экологическому образованию подрастающего поколения. Необходима его модернизация на основе современных методик.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды
Для стимулирования экодеятельности применяются экономические методы: налоговые льготы, субсидии, кредиты на внедрение НДТ, льготный эколизинг.
Перспективные направления:
- «Зеленые» госзакупки;
- Расширение платы за экосистемные услуги;
- Введение биржевой торговли квотами на выбросы.
Главное - обеспечить сбалансированность экорегулирования, не снижая конкурентоспособность бизнеса.
Международный обмен экотехнологиями
Актуальна задача активизации международного сотрудничества в сфере экотехнологий. Возможные форматы:
- Совместные предприятия по производству экооборудования;
- Обмен лицензиями на передовые экотехнологии;
- Привлечение прямых иностранных инвестиций в «зеленую» экономику.
Такое взаимодействие отвечает интересам всех стран, способствуя решению глобальных экопроблем.
Развитие рынка экологических услуг
Перспективным направлением является формирование цивилизованного рынка экологических услуг. К ним относятся: обращение с отходами, водоочистка, рекультивация земель, экомониторинг.
Для этого необходимы:
- Совершенствование нормативно-правовой базы;
- Стимулирование предпринимательства в сфере экоуслуг;
- Повышение их доступности и качества.
Развитие рынка экологических услуг будет способствовать решению природоохранных задач на основе рыночных механизмов.
Повышение экологической эффективности энергетики
Остро стоит задача «экологизации» энергетики за счет:
- Внедрения наилучших доступных технологий на ТЭС и АЭС;
- Стимулирования использования возобновляемых источников энергии;
- Повышения энергоэффективности экономики.
Это позволит снизить негативное воздействие энергетики на окружающую среду и смягчить климатические изменения.
Развитие экологического предпринимательства
Важно стимулировать развитие экологического предпринимательства в таких сферах, как:
- Вторичная переработка отходов;
- Производство экотоваров и услуг;
- Органическое сельское хозяйство.
Для этого необходимы льготные кредиты, субсидии, гранты, зеленые госзакупки, упрощение разрешительных процедур.
Повышение экологической ответственности бизнеса
Необходимо стимулировать компании к добровольному повышению экологичности производства путем:
- Внедрения систем экоменеджмента;
- Нефинансовой экологической отчетности;
- Рейтингования предприятий по уровню экологичности.
Это будет способствовать укреплению экологической ответственности бизнеса.
Повышение экологической культуры населения
Необходима системная работа по формированию экологической культуры в обществе через:
- Экологическое образование и просвещение;
- Популяризацию «зеленого» образа жизни;
- Вовлечение в экологическое волонтерство.
Это будет способствовать росту экологической активности и ответственности граждан.