Металлизированная нить: история, технология изготовления и применение в вышивке

Металлизированная нить или канитель с древнейших времен используется для оформления тканей. Вышитая золотом или серебром одежда всегда считалась признаком богатства и принадлежности к аристократическому роду. Искусство украшения тканей драгоценными узорами очень высоко ценится до сих пор. Эта работа очень кропотливая и требует от мастериц особых навыков и терпения.

Люрекс и канитель

Нитка из пленки, покрытой тонким слоем металла, получила название "люрекс", в честь производителя пряжи из нейлона и полиэстера — компании Lurex. Она может быть любого оттенка. Цвет зависит от состава клея, с помощью которого на основу наносится фольга. Блестящий материал, включающий в себя металлизированные нити, обычно называется люрексовым. Для изготовления может использоваться фольга из латуни, меди, алюминия.

Металлизированная нить для вышивания на Руси называлась канителью и выглядела, как тонкая проволока, сделать которую было непросто. Металл раскаляли и медленно тянули из него прочную и однородную проволоку. Именно поэтому слово стало синонимом долгой и хлопотной работы. Золотое шитье использовалось для украшения церковной утвари, мундиров и праздничной одежды из различного материала: суконной ткани, бархата и сафьяна.

Технология изготовления нитей из металла

Металлизированная нить из серебра и золота со временем стала изготавливаться другими методами. Технология ее производства изменилась, появились различные фактуры. Постепенно в состав продукции начали добавлять и другие материалы, в том числе шелковую нить. Техника вышивки также усовершенствовалась, а для дополнительного украшения тканей стали использовать жемчужины и драгоценные камни. Цветовая гамма металлизированных нитей дополнилась различными оттенками. Появились матовые и глянцевые варианты. Современный люрекс создается из меди, никеля или алюминия, которые окрашиваются специальными пигментами и покрываются винилацетатным составом. В качестве основы используются нейлоновые волокна или лавсановая нить. Их покрывают фольгой из металла.

Недостатки люрексовой нити

Благодаря особым свойствам материала и специальным добавкам, можно добиться радужного перелива нитей, свечения в темноте и светопоглощающего эффекта. Но, несмотря на современные технологии, использующиеся для изготовления металлизированных нитей, они имеют несколько существенных недостатков, усложняющих выполнение вышивки с помощью подобной пряжи.

Основными проблемами, связанными с использованием люрекса, являются:

  • Непрочность нитей. Они легко рвутся и растягиваются.
  • Концы распушаются и путаются, что затрудняет процесс вышивания.
  • Нить соскальзывает с иглы.

Мастерицы, часто работающие с люрексом, дополнительно закрепляют нить на игле при помощи небольшого узелка, чтобы сэкономить материал и не дать нитям слишком сильно распушаться. Чтобы не порвать пряжу, ее стараются не перетягивать. Еще один прием, который часто используется рукодельницами: вышивка металлизированной нитью, совмещенной с другими видами пряжи. Чаще всего это хлопок. При работе с мулине из пасмы вытягивается одна нить и добавляется к люрексу. Такой вариант встречается и в наборах для вышивки крестом, где совмещать разные типы нитей нужно самостоятельно.

Использование нитей из металла в рукоделии

Настоящая золотая или серебряная нить практически не используется для украшения бытовых вещей и повседневной одежды из-за высокой стоимости. Чаще всего ими украшают карнавальные и театральные костюмы, дорогие дизайнерские изделия и обувь. Аксессуары также декорируют люрексом. В современной вышивке получила распространение нить на капроновой основе. Этот материал более дешевый, эластичный и довольно прочный, в отличие от обычной канители. Люрекс используется не только для вышивки, но и для вязания спицами или крючком. В моток обычной пряжи вводится дополнительная металлизированная нить, придающая изделию, связанному из нее, привлекательный блеск.

Золотое шитье в современном мире

Отличие техники вышивки канителью – работа с поверхностью материала, а не прошивание его насквозь. В этом виде рукоделия необходимое количество нитей заранее определяется и нарезается исходя из типа рисунка. Затем каждый отрезок пряжи закрепляется на ткани при помощи поперечного стежка. Современные рукодельницы часто используют золотое шитье для создания красивых брошей и других женских украшений. Гораздо реже металлизированная нить применяется для декорирования костюмов и платьев. Современные технологии позволяют создавать рисунок, используя автоматизированную систему. Но искусство ручного золотого шитья продолжает высоко цениться не только среди любителей роскоши.

Комментарии