Мышление в психологии
Механизм мышления работает путем анализа через синтез. Сначала объект сравнивают с другими, а потом из качеств, ему свойственных, выделяют новые. В процессе размышления снова и снова обнаруживаются качественные связи, пока исчерпается их запас знаниями человека. В синтезе ключевую роль играет восприятие.
На протяжении многих столетий ученые пытались классифицировать мышление в психологии.
В историческом контексте человечество сначала овладело практической деятельностью. Мыслительные навыки развивались гораздо позже. Тем менее и в век высокоинтеллектуальных технологий конструктивным способом мышления остается практический. Конкретно-действенный тип умственный деятельности предназначен для решения конкретных поставленных задач и основан на восприятии предметов. Так думают дети раннего возраста. Поэтому они разбирают игрушки на составные части. Ищут того, кто крутит колесики.
Мышление в психологии наглядно-образного типа работает во время восприятия окружающей действительности. В примитивном варианте наглядно-образным мышлением пользуются дошкольники, которых не так манит процесс разборки, как магическая сила собственного воображения. Ведь запас понятий еще маловат, Термин "наглядно-образное мышление" часто заменяют на логически-знаковое.
Словесно-логическое мышление в психологии является взаимодействием между логическими операциями и понятиями. Оно характеризуется возможностью познавать существенные закономерности без наглядной достоверной связи с реальностью.
Абстрактно-логическому мышлению свойственно выходить за границу чувственного познания. Из характеристик объекта или ситуации субъект выбирает только важные, оставляя детали и второстепенные черты без должного внимания.
Формирование отвлеченного мышления с целью усвоения понятий в учебном процессе происходит параллельно с совершенствованием наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, потому что все типы – это последовательные этапы развития человеческого мышления в контексте филогенеза и онтогенеза.
Мышление в психологии различают по функциям:
- критическое мышление направлено на построение логических выводов, на принятие всесторонне обоснованных решений. Человек умеет анализировать общественные явления, работать с информацией, следуя точному алгоритму:
определение проблемы;
оценка фактов, разделение и отделение мнений;
учет всех известных доказательств;
формулировка вывода.
Таким образом, психология критического мышления заключается в умении адекватно оценить факты, отделить от них информацию эмоционального характера, чтобы принять их, как доказательство. Так формируется собственное независимое мнение. Следует учитывать, что в естественном порядке появление новых доказательств иногда меняют выводы и путь решения проблемы;
- творческое мышление направлено на открытие новых знаний, созидание духовных ценностей на основе собственных идей. Черты творческого человека определяет его психология, мышление, выходящее за рамки усвоенных понятий, терминов, закономерностей. Для творчества характерный перенос механизма или качества одной системы или объекта в другую плоскость, где ранее такого сочетания не наблюдалось. Одним взглядом творческая личность схватывает важное в мелочах или домысливает недостающие детали.
По характеру поставленной задачи мышление может быть теоретическим или практическим:
- в основе теоретического мышления лежит использование правил и законов;
- практическое мышление состоит из умозаключений и суждений, уже подтвержденных опытом. В задачу практического мышления входит преобразование действительности по алгоритму: цель, план, проект и схема.