Среди многообразия исторических памятников столицы особое место занимает церковь Живоначальной Троицы, находящаяся в Троице-Лыково ─ местности, расположенной в западной части города. Этот удивительный шедевр храмового зодчества в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения.
Благое начинание боярина Мартимьяна Нарышкина
Своё название Троице-Лыково получило в связи с тем, что прежде на его месте находилось дворцовое село Троицкое, которое царствовавший тогда Василий Шуйский пожаловал в 1610 году одному из своих приближённых ─ князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. В 1690 году село перешло в собственность другой знатной московской фамилии Нарышкиных, состоявшей в родстве с новым государем Петром I. По заказу главы этой семьи, боярина Мартимьяна, и построили в Троице-Лыково церковь. Она была выполнена в стиле, получившем название нарышкинского барокко, и явилась подлинным шедевром русского храмового зодчества.
Авторство проекта храма в Троице-Лыково традиционно приписывается известному русскому зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову, хотя, по мнению исследователей, веских доказательств этого нет. Единственным основанием для подобного утверждения может являться лишь архитектурное сходство данной постройки с общепризнанными работами мастера, являвшегося, кстати, основателем стиля «нарышкинское барокко», весьма распространённого в русском зодчестве конца XVII и начала XVIII веков.
Облик нового храма
Место, выбранное вблизи Москвы-реки, к слову, и без того высокое, было приподнято за счёт искусственного насыпного холма, благодаря чему церковь стала хорошо видна со всех сторон. Помещена она на широком подклете, являющемся нижним, хозяйственным этажом здания и окружённом изысканной балюстрадой (невысокой каменной оградой).
Общая архитектурная композиция церкви в Троице-Лыково не выходит за рамки традиции, установившейся в тот период. Она представляет собой достаточно часто встречающийся в постройках подобного типа четверик, надстроенный сверху дополнительным этажом, имеющим в плане восьмигранную форму.
Над ним, в свою очередь, помещён ещё один, более узкий ярус, прорезанный вертикальными окнами звона, внутри которого помещены колокола. Венцом всего сооружения является богато декорированный барабан с одной главкой. Таким образом, храм в Троице-Лыково являет собой характерный образец ярусно-пирамидальной композиции, который принято называть «восьмериком на четверике».
Колокола и декоративная отделка фасадов
В полной мере к нему подходит и ещё одно, весьма характерное определение ─ «церковь иже под колоколы». Так в старину именовали храмовые постройки, где колокола помещались не в отдельно построенной колокольне, а на одном из верхних ярусов главного здания. С западной стороны основного объёма возведена алтарная часть, а с восточной, симметрично ей, расположен притвор. Обе эти пристройки венчают главки, установленные на двухъярусных барабанах.
Особого внимания заслуживает декоративное оформление фасадов здания, покрытых объёмными белокаменными украшениями. Их несомненным достоинством являются оконные наличники, индивидуальные для каждого из ярусов. Кованые двери и ставни в прежние времена были богато украшены живописным растительным орнаментом, что также придавало общему виду здания изысканности и великолепия. Сохранились записи, согласно которым над золочением крестов, венчавших главки церкви в Троице-Лыково, трудились мастера Оружейной палаты Кремля: братья Борис и Алексей Маеровы.
Великолепие интерьера храма
Внутреннее убранство церкви ни в коей мере не уступало её наружному оформлению и было столь же роскошным. По свидетельству современников, настоящим шедевром прикладного искусства являлся высокий девятиярусный иконостас, богато украшенный позолоченной резьбой, изображавшей переплетения виноградных лоз, а также диковинные плоды и растения.
На южной и северной стенах храма помещались двухъярусные хоры, причём из верхних ярусов можно было попасть в ту часть здания, где помещались колокола. Центром же композиции, составлявшей внутреннее убранство, являлось царское место, располагавшееся на западной стене помещения и представлявшее собой изысканно декорированный фонарь, увенчанный объёмным изображением царской короны.
В довершение всего стены помещения были настолько искусно расписаны под мрамор, что у посетителей не возникало даже мысли об имитации этого благородного материала. Несмотря на то что значительная часть элементов наружной и внутренней отделки храма до наших дней не сохранилась, он занимает одно из ведущих мест среди памятников архитектуры Москвы.
Удары судьбы
В период наполеоновского нашествия храм был разграблен французами. Из него было похищено всё, что представляло, по их мнению, материальную ценность, а само здание подожжено. Так что после изгнания захватчиков из Москвы сгоревшую церковь в Троице-Лыково пришлось восстанавливать из пепелища, что и было сделано в течение ближайших лет.
Следующим тяжёлым ударом для Божьего храма стал октябрьский вооружённый переворот 1917 года. Новые власти поступили с его имуществом почти так же, как некогда наполеоновские солдаты, то есть в очередной раз разграбили всё, что было можно, но, в отличие от многих иных московских святынь, не стали разрушать само здание. Тем не менее в 1933 году приход храма был упразднён, и богослужения в нём прекратились.
Возвращение храму его исторического облика
Несмотря на своё крайне негативное отношение к религии, городские власти придали храму статус охраняемого государством памятника архитектуры Москвы и в 1941 году собирались приступить к его реставрации. Однако в тот период удалось провести только необходимые замеры, поскольку дальнейшим работам помешала война.
Лишь в период 60-х и 70-х годов, наконец, приступили к полному объёму реставрационных работ. Однако истинное возрождение культового сооружения следует отнести к периоду перестройки, когда для проведения необходимых работ были выделены достаточные средства. Благодаря государственным субсидиям и пожертвованиям частных лиц этому выдающемуся памятнику нарышкинского барокко был возвращён его первоначальный вид.
Сегодня церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыково, находящаяся по адресу: Москва, Одинцовская ул., 24, как и в прежние годы, поражает взгляд необычайной гармонией своих очертаний и великолепием декоративного убранства.