Прямая речь: схемы и знаки препинания
В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.
Разница между прямой речью и косвенной
Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:
- «Сегодня я поздно буду с работы», - сказала мама. Текст слово в слово отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
- Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы. В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь – это сложноподчиненная синтаксическая конструкция, в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.
Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:
- П – указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
- п – означает начало речи с маленькой буквы.
- А – это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
- а – строчная буква.
В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.
Прямая речь в начале текста
Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:
- «П», - а.
- «П?» - а.
- «П!» - а.
Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:
- «Мы едем летом на море», - сказала девочка.
- «Мы едем летом на море?» - спросила девочка.
- «Мы едем летом на море!» - радостно крикнула девочка.
В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.
Слова автора в начале речи
Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:
- А: «П».
- А: «П?»
- А: «П!»
По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится знак препинания, соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:
- Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
- Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.
- Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит вопросительный знак.
Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.
Третья схема
Далеко не всегда прямая речь со словами автора следуют друг за другом. Часто для улучшения звучания художественного стиля они могут прерывать друг друга и в этом случае схемы предложения выглядят так:
- «П, - а, - п».
- «П, - а. - П».
По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:
- «Я за тобой завтра заеду, - сказал Егор, садясь в машину, - не проспи».
- «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси».
- «Что ты здесь делаешь? – спросила Мария. – Разве ты не должен быть на лекции?»
- «Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»
Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.
Прямая речь между словами автора
Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.
- А: «П» - а.
- А: «П?» - а.
- А: «П!» - а.
Например:
- Диктор сказал: «Сегодня в новостях» - и почему-то запнулся.
- Эхо принесло издалека: «Где вы?» - и снова стало тихо.
- Брат грубо ответил: «Не твое дело!» - и быстрым шагом вышел за дверь.
Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:
«Как хорошо! – воскликнула бабушка, - думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно». Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:
«П! - а, - п. П».
Русский язык очень выразителен и способов передачи чужой речи на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и знаках препинания при ней, можно составить предложение любой сложности.