"Определение поэзии" Пастернака - вечный вопрос искусства

Стихотворение "Определение поэзии" было написано Борисом Пастернаком в 1917 году, когда ему было 27 лет. Это произведение часто рассматривают как своего рода манифест начинающего поэта, пытавшегося определить сущность поэзии. Уже в раннем творчестве Пастернака ярко проявилось стремление соединить возвышенные образы с простыми, обыденными явлениями. Это переплетение "низкого" и "высокого" хорошо видно в анализируемом стихотворении. Философские размышления о природе поэзии всегда волновали творческую интеллигенцию. В "Определении поэзии" Пастернак выразил свое видение этого феномена.

Яркий поэтический язык

В стихотворении «Определение поэзии» Борис Пастернак использует яркий поэтический язык, чтобы передать свое видение сущности поэзии. Он применяет множество литературных приемов, таких как метафоры, олицетворения, аллитерации. Это придает стихотворению особую выразительность.

Метафоры позволяют автору создавать неожиданные образы, сочетая несочетаемое. Например, «ночь, леденящая лист», «двух соловьев поединок», «слезы вселенной в лопатках». Такие яркие и парадоксальные метафоры заставляют читателя по-новому взглянуть на сущность поэзии. Олицетворения придают стихотворению особую одушевленность. Пастернак пишет: «Небосвод завалился ольхою», «Звездам к лицу б хохотать». Космос предстает перед читателем как живое существо.

Аллитерации усиливают звуковую выразительность текста. Например: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок». Звукопись передает звучание поэзии, которое так важно для автора. Таким образом, яркий поэтический язык стихотворения «Определение поэзии» позволяет Пастернаку воплотить свое понимание сущности поэзии, выразить ее многогранность и тесную связь с миром.

Связь поэзии и мироздания

В стихотворении «Определение поэзии» Пастернак показывает тесную связь поэзии с окружающим миром. Он использует яркие метафоры, сравнивая поэзию с различными природными явлениями: «круто налившийся свист», «ночь, леденящая лист». Эти образы передают мощь и силу поэтического слова.

По мнению Пастернака, поэзия неразрывно связана со Вселенной, поэт черпает вдохновение в окружающем мире. Об этом свидетельствуют строки: «И звезду донести до садка / На трепещущих мокрых ладонях». Здесь проводится параллель между звездой, символизирующей вдохновение и поэтическую мысль, и руками поэта, который должен бережно нести их читателю.

  • «Небосвод завалился ольхою» – поэт видит единство мироздания, связь неба и земли.
  • «Звездам к лицу б хохотать» – поэзия возвышает человека, делает его частью Вселенной.

Однако в конце Пастернак показывает, что связь поэта с миром не всегда прочна: «вселенная – место глухое». Творческое вдохновение бывает непостоянно. Так Пастернак подчеркивает одновременно величие и хрупкость дара поэзии.

Использование литературных приемов

В стихотворении «Определение поэзии» Пастернак активно использует различные литературные приемы, которые усиливают его поэтическое воздействие на читателя. Одним из важнейших приемов является олицетворение. Пастернак наделяет одушевленными свойствами явления природы и неживые предметы: «ночь леденящая лист», «небосвод завалился ольхою», «звездам к лицу б хохотать». Это позволяет автору показать тесную взаимосвязь всего сущего в мире.

Также Пастернак активно использует эпитеты – определения, подчеркивающие характерное свойство предмета. Эпитеты «круто налившийся свист», «сдавленных льдинок», «сладкий горох» создают яркие зрительные и слуховые образы. Важную роль играют и разнообразные тропы – метафоры («слезы вселенной в лопатках»), сравнения («небосвод завалился ольхою»). Они помогают Пастернаку создать необычные ассоциативные ряды, передать сложные философские идеи при помощи простых и наглядных образов.

Философский смысл произведения

Стихотворение «Определение поэзии» несет в себе глубокий философский смысл. Пастернак размышляет о предназначении и сущности поэзии. По его мнению, основное назначение поэзии - устанавливать связь человека с окружающим миром, Вселенной. Именно поэт способен услышать «тайные звуки» природы и донести их до читателя. Поэтическое слово обладает огромной созидательной силой, оно преображает реальность.

В то же время, подлинная поэзия, по Пастернаку, неотделима от самой жизни, она органично вырастает из нее. Вдохновение черпается в окружающем мире и в собственных переживаниях и ощущениях поэта. «Двух соловьев поединок», «ночь, леденящая лист» - это не просто красивые метафоры, а отражение внутренних состояний автора. Так Пастернак утверждает мысль о нерасторжимом единстве поэзии и жизни, о том, что подлинная поэзия является «определением» самого бытия. В этом заключается философский смысл его знаменитого стихотворения «Определение поэзии».

Комментарии