Форт «Серая Лошадь»: описание, история, как доехать

Что собой представляет форт «Серая Лошадь»? Чем он знаменит? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Это укрепление является береговой противодесантной батареей морской крепости Петра I, имеющей кронштадтскую позицию. С 21 октября 1919 года её переименовали в форт «Передовой», с 1926-го – в бастион «Бухарин», а с 1936 по 1953 год она именовалась фортом «Красногвардейским».

Летопись

Форт «Серая Лошадь» построен на мысе Серая Лошадь в 1911 году в районе села Чёрная Лахта. Позиция состояла из двух долговременных открытых батарей: на правом фланге была размещена трёхорудийная 152-мм гаубица Канэ, а на левом – четырёхорудийная 120-мм гаубица Виккерса.

Батарея была изготовлена благодаря инженер-генерал-майору А. А. Шишкину, который предоставил руководству соответствующую докладную записку. Она должна была противостоять десантным кораблям врага в Копорском заливе, чтобы бастион «Красная горка» не был захвачен с суши.

В мае 1919 года вместе с укреплением «Красная горка» форт «Серая Лошадь» отражал наступление Северного корпуса (командующий – генерал А. П. Родзянко) на Петроград. В октябре того же года защищал Петроград от Н. Н. Юденича и его Северо-Западного войска, благополучно отбивая все атаки штурмующих. По этой причине в декабре 1919 года ему было вручено Почётное Красное знамя. Во время Великой Отечественной войны форт «Серая Лошадь» был вынужден оборонять Ораниенбаумский плацдарм. В 1950-е был разоружён в связи с упразднением Кронштадтской крепости.

Батарея № 333

Вы когда-нибудь видели форт «Серая Лошадь»? Схема его довольно-таки необычна. В 1925 году предполагалось произвести усиление батареи двумя 254-мм башенными установками с каравеллы «Рюрик». В 1927 году был создан проект усиления флота с помощью двух 203-мм башен с крейсера «Республика». В основу была положена усовершенствованная схема 254-мм башенной батареи Габбина и Коноплёва. Башни монтировались в бетонных обособленных гнёздах вместо бетонного единого массива на пару башен.

При монтаже были выполнены такие улучшения:

  • Смонтирована система ПУАО.
  • Толщина броневой крыши укрупнена с 2 до 5 мм.
  • Боекомплект доработан до 195 залпов на гаубицу.
  • Расширен угол отвесного наведения с 25 до 35°.

Новая батарея получила № 9, а затем ей присвоили № 333.

Восстание

Восстание бастионов «Серая Лошадь» и «Красная горка» – фрагмент гражданской войны, имевшей место в северо-западной зоне России. Тогда, в июне 1919 года, военизированные гарнизоны фортов выступили против большевистской власти. Это восстание подавили корабли Красного Балтфлота, части РККА и морской десант. Бунт в бастионе «Серая Лошадь» готовил офицер Оглоблин. Он был начат 13 июня. Комиссар батареи и коммунисты были взяты под арест, но команда бездействовала и не перешла на сторону восставших. Она забаррикадировалась на одном из укреплений и заняла выжидательную позицию.

На сторону мятежников перешёл крейсер «Китобой», который был переоборудован под сторожевое судно. Им командовал мичман В. И. Сперанский, который в тот день дежурил у батареи. Судно было вооружено двумя 75-мм гаубицами. Когда «Китобой» переходил на сторону мятежников, он был сперва обстрелян артиллерией батареи и флота, а затем, когда сменил красный флаг на Андреевский, - бригантиной «Якорь» своего персонального красного взвода. Тем не менее «Китобой» получил в палубе одну небольшую пробоину.

К форту «Красная горка» «Китобой» отправился на следующий день. Оттуда он ушёл с сообщением для английской эскадры о бунте. При этом британцы захватили судно и повели с ним себя как с военным трофеем. Они совершенно не считались с тем, что на нём развевался Андреевский флаг. Лишь 17 июня судно был передано «Морскому русскому штабу», а оказание помощи восставшим британской эскадрой было нерешительным и запоздалым. Орудия батареи участвовали в обстреле бригантин Балтфлота и Кронштадта. Причём команда отказалась вести артиллерийский огонь, и этим занялись офицеры. Восстание было сломлено в ночь на 16 июня, мятежники оставили форт, не повредив сооружения и орудия.

Итоги

После завершения противостояния руководство оборонительного района Петрограда обратило пристальное внимание на бастионы. Гарнизоны укреплений были улучшены коммунистическими деталями, и в последующем эти формирования превратились в реальные опорные пункты обороны ривьеры Финского залива. Именно этот нюанс сыграл важнейшую роль при отражении осенней атаки Северо-Западного войска на Петроград.

Руководство арестовало заговорщиков на фортах. В итоге ЧК смогло выйти на Петроградскую группу «Народного центра», которая позднее была уничтожена.

Нюансы

Фактически батарея «Серая Лошадь» является последующим становлением обороны близлежащих подступов к Кронштадту. Бастион отстраивался в два этапа. Возведение двух скорострельных батарей на мысу Серая Лошадь было начато в 1911 году, о чём мы говорили выше. В 1925-1928 гг. береговая оборона модернизировалась, и форт был улучшен 8-дм батареей, состоящей из двух башен и размещённой на мысу Суурниеми. Этот форт в годы гражданской войны, интервенции и Великой Отечественной полностью оправдал свою миссию.

Как добраться

Многие желают взглянуть на форт «Серая Лошадь». Как доехать на машине к нему? Из Краснофлотска нужно двигаться через Чёрную Лахту. Не доезжая до Пулково, сверните направо по булыжной дороге. Вам нужно добраться до залива Графская Лахта. Вы сможете определить залив по резкому запаху. Двигайтесь до ворот с надписью «Вход запрещён». Далее идите пешком через лес в сторону мыса Серая Лошадь. Затем вам нужно будет найти тропинку, которая приведёт вас к разрушенным воротам лагеря Высшего военно-морского училища подводного плавания с запрещающими надписями.

После пройдите мимо корпусов к искомому форту, оборонявшему «Красную горку» с запада. Сегодня четырехорудийная батарея из-за труднодоступности сохранилась неплохо. Хотя её нижние казематы подтоплены из-за близости воды, и она заросла травой. То же самое можно сказать и о второй батарее.

Верх здешнего наблюдательного пункта, построенного в 1910-х годах, уже после завершения Великой Отечественной войны был надстроен дальномерным павильоном. Пост состоит из трёх этажей, и если вы подниметесь на него, то сможете долго любоваться голубыми водами Финского залива. После осмотра этих достопримечательностей вы можете добраться до станции «68 км» и отбыть в Питер. Необходимо отметить, что если вы свой поход начали с центральной площади посёлка Большая Ижора и завершили его в бастионе «Серая Лошадь», то длина вашего пути составит 40 км.

На маршрутке

Согласитесь, далеко находится форт «Серая Лошадь». Как доехать к нему на маршрутке? Рассмотрим самый короткий путь. Вам нужно в Питере возле метро «Автово» сесть на маршрутку № 401 и ехать до остановки в посёлке Гора-Валдай. Далее вам придётся идти около километра до первого поворота вправо. По нему через три километра вы выйдете к распахнутым воротам с вывеской.

А ещё вы можете электропоездом с Балтийского вокзала доехать до платформы «68 км» и бодрым шагом направиться в сторону посёлка Краснофлотский. Достигнув железнодорожной заброшенной ветки, поверните налево в сторону посёлка Чёрная Лахта. Далее следуйте в деревню Гора-Валдай.

Комментарии
Это ШЕДЕВР!!!!! Особенно вперло про каравеллы (Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века.) 😀 😃 и бригантины Балтийского флота 😃 😃 😃 😃