Ямная культура: определение, особенности, история и интересные факты

Ямная культура, история которой будет описана далее, является древней археологической культурой, существовавшей в эпоху позднее медного – раннего бронзового веков. Ее представители были расселены по территории от Южного Приуралья в восточной части до Днестра на западной, на юге от Предкавказья до Ср. Поволжья на севере. Рассмотрим в статье, что известно о ямной культуре.

Общие сведения

Представители древнеямной культуры являлись носителями гаплогруппы (группы похожих гаплотипов, имеющих одного предка, мутация которого была унаследована потомками) R1a. Они считаются первыми индоевропейцами-пастухами.

Вместе с тем ямная культура раннего бронзового века не являлась единой для всех индоевропейских общностей. Она была адаптирована к степным условиям жизни. В других климатических и природных условиях индоевропейцы создавали другие приспособленные к ним цивилизации.

Что такое ямная культура?

Генетическиона связана с мегалитической культурой 4300-2700 гг. до н. э. На территории Молдавии сформировалась общность индоиранцев. Их ранние поселения обнаруживаются на прибрежных дюнах р. Волги и притоков.

Свое начало ямная культура берет от хвалынской и среднестоговской цивилизаций. Первая сформировалась в среднем течении р. Волги, а вторая – в среднем течении р. Днепр.

Ранний этап

Развитие ямной культуры проходило в 3 стадии. Первой считается период с 1 половины до середины 3 тысячелетия до н. э.

Слово "ямная", значение которого раскрывается в процессе изучения особенностей культуры, указывает на способ погребения людей. Их хоронили в ямах под курганами лежа на спине и с согнутыми коленями. Умерших перед погребением посыпали охрой.

На раннем этапе развития ямной культуры людей хоронили головой на восток. В яму клали круглодонные и остородонные сосуды, штампованным, резным, накольчатым орнаментом.

Поселения представляли собой временные стоянки пастухов-скотоводов.

Выделение племен

Наряду с признаками раннего этапа развития культуры в причерноморских степях обнаруживаются захоронения со скелетами на боку, головой на запад. В погребальных ямах присутствуют яйцеподобная посуда с узким горлышком, медные изделия, плоскодонные горшки.

В западной части на втором этапе развития культуры начинают возникать оседлые постоянные поселения.

Внутри цивилизации выделено 9 локальных родственных племенных групп:

  • Волжско-Уральская.
  • Предкавказская.
  • Донская.
  • Северо-Донецкая.
  • Приазовская.
  • Крымская.
  • Нижнеднепровская.
  • Северо-западная.
  • Юго-западная.

Третья стадия

Ее относят к периоду с конца 3 – начала 2 тысячелетия до н. э.

На этом этапе усиливаются локальные отличия групп. Только в Волжско-Уральской группе сохраняются инвентарь и прежние обрядовые признаки.

На западных территориях найдены расширенные захоронения. При этом не во всех из них скелеты покрыты охрой. Обнаруживаются и бескурганные могильники, ямы с уступами. Ориентирование по сторонам света нестойкое.

На этом этапе развития возникли первые крупные изделия из меди. Среди них, например, молоты, топоры. При раскопках найдены также костяные украшения.

В результате распространения локальных культур и возникновения новых цивилизаций ямная культура исчезла.

Род занятий

Представители культуры занимались пастушеским, преимущественно отгонным скотоводством. Оно преобладало над земледелием.

Стада состояли в основном из крупного рогатого скота. Тягловой силой являлись волы, несмотря на наличие лошадей. Волов запрягали в повозки со сплошными, массивными колесами. Между тем часть населения вела оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют находки останков костей свиней.

Антропологические признаки

Представители ямной культуры соответствовали палеоевропеоидным группам.

Как указывает Н. Шилькина в одной из своих статей, у людей того периода были брахрикранные черепа. Характерными чертами были сильно выступающий нос, низкое отрогнатное лицо, низкие орбиты. Рост мужчин в среднем составлял 173, а женщин – 160 см. Внешне люди были похожи на представителей восточных народов.

Антропологи дают следующую характеристику населению: высокий рост, массивный череп, в основном продолговатый, низкое лицо и выступающий нос, наклонный лоб и выделяющиеся надбровные дуги. При этом в культуре присутствовали представители и других антропологических типов: высоко- и узколицые, близкие внешне к кавказцам.

Курганная архитектура

Большая часть курганов была возведена непосредственно представителями ямной культуры. Однако обнаружены и более ранние насыпи. Как правило, они круглые или овальные.

Встречаются многослойные курганы и состоящие из одной насыпи. Последние имеют обычно небольшой размер – не больше 1,5 м. Редко высота достигает 3- метров. Величина различается в зависимости от числа насыпей. В многослойных курганах часто встречается больше десятка досыпок.

К элементам курганной архитектуры относят также кромлехи, рвы, каменные обкладки.

Ров имеет обычно круглую форму. Как правило, он связан с основным захоронением, но может окружать и другие насыпи.

Курган с кромлехами – это окружность, сформированная камнями, вкопанными вертикально. Изображение людей на стелах в ямной культуре было рельефным или прочерченным. Считается, что такие сооружения имеют связь с культом солнца. На камнях встречаются изображения не только людей, но и животных.

Археологами найдены курганы с сочетанием кромлеха и рва. Часто пол кургана обкладывался камнем.

Патриархат

По мнению многих исследователей, организация общества строилась по патриархальному типу. Вполне возможно, существовало незначительное имущественное расслоение. Однако четких археологических доказательств этому нет.

Предполагается, что структура общества была сформирована тремя сословиями:

  • Брахманами – жрецами.
  • Кшатриями – воинами.
  • Вайшьями – рядовыми общинниками.

Считается, что на высшей иерархической ступени находились именно жрецы. Особую роль исполняли женщины-жрицы, хотя ключевое значение все же имели мужчины.

Распространение культуры

Часть населения мигрировала далеко в восточные регионы – на Южный Урал. Здесь по прошествии некоторого времени и возникла основная группа носителей гаплогруппы. Впоследствии она сыграла важнейшую роль в развитии Ирана и индии.

Как показывают археологические раскопки, люди совершали походы из Северного Причерноморья в западные и юго-западные районы. По мнению ряда исследователей, они уничтожили балкано-карпатские племена энеолита. Тем не менее первые захоронения со скорченными и покрытыми охрой скелетами обнаруживаются в Болгарии, Румынии и других юго-восточных территориях Европы на рубеже энеолита и бронзовой эпохи.

Предположительно, ямные племена распространяли во время своих походов не только индоевропейскую речь, но и новые методы обработки металлов, орудия труда, оружие.

Ранее неизвестная технология работы с металлом связана с образованием Циркумпонтийской металлургической провинции. Она существовала в ранний и средний бронзовый век на довольно обширной территории, окружавшей Черное море. Провинция была распространена до Приуралья, охватывала Месопотамию, Кавказ, Левант, Анатолию, юго-западную часть Ирана. Соответственно, территории балкано-карпатских племен полностью вошли в состав Циркумпонтийской провинции.

На этой территории были объединены культуры, существенно отличавшиеся и по характеру хозяйства, и по географическому положению, и по особенностям места обитания людей. В северной части провинции сформировались условия, в которых пастушество стало развиваться как основная форма хозяйствования. На этой территории проживали представители культур, практиковавших подвижное скотоводство.

Слои населения

В период расцвета ямной культуры возникло всадничество, стали формироваться крупные союзы племен. Они нападали на население земледельческих территорий.

В племенных союзах существовали "триады" – народное собрание, советы старейшин и военных вождей. Форма организации общества напоминала военную демократию. В нем выделялись самые влиятельные, могущественные вожди, отличившиеся при столкновениях с врагами за пастбища и стада.

В скотоводческих племенах были люди, деятельность которых была связана исключительно с уходом за животными. Они занимались лечением, выпасом, доением и пр. Предположительно, создавались также бригады пастухов с начальником.

На завершающем этапе существования культуры начинали зарождаться примитивные виды ремесел. В позднеямный период использовалась эксплуатация труда низших слоев населения.

Погребальный инвентарь

При изучении находок многие исследователи заключают, что состав вещей, присутствовавших в захоронении, свидетельствует о социальном статусе умершего. Речь, в частности, о булавах и скипетрах. Такие находки немногочисленны, однако считаются символом религиозной власти. Булавы считались ритуальным украшением. При этом некоторые исследователи полагают, что их нахождение в погребении свидетельствует о том, что похоронена женщина.

Еще одним свидетельством о социальном положении умершего является каменный шлифованный топор. По своей форме он мало отличается от аналогичных изделий, выполненных представителями других культур. Топор мог иметь ладьевидную, треугольную, ромбическую форму. Сырьем для изготовления оружия являлся песчаник, гранит, базальт, известняк.

В доямный период в самой западной части степной зоны широко использовались проушные топоры. Они изготавливались из твердых каменных пород и сланца. В восточных районах население использовало преимущественно каменные и кремневые плоские топоры. Эти изделия и попадали в захоронения.

Степному населению того времени была известна технология сверления камня. Об этом свидетельствуют находки в Хвалынском могильнике.

Комментарии
1
Вот ещё, плоский топор это боевой топор. Берёшь три гибких прута 8-10 мм. сгибаешь их на топоре пополам что бы их стало шесть и плотно замотать шнурком. Получается гибкий вёрткий, через стену щитов удобно бить. Этот принцип применялся вплоть до Ивана третьего, а топор с отверстием применялся только в хозяйстве иначе если им ударить об щит топорище может сломаться. Ещё много хочу сказать но извините, устал.
1
Теперь хочу вернуться к войнам пастухам. Так как перемещение за табуном всем народом не возможно то это дело молодых, что то на подобии производственной вахты. Перемещаясь от пастбища к пастбищу где рядом обязательно расположены станицы, где пополняют провиант, отдают хворых, отпускают чей срок истёк набирают новобранцев, оставляют слабых лошадей на мясо да в хозяйство да сильных местному вождю и следуют дальше.
1
Хочу вернуться к бизнесу ямской культуры. Представьте себе табун в десяток тысяч голов и пастухов в несколько сотен, а именно столько их и понадобится, иначе никак, и что гоняют вокруг своего селения, нет конечно же. лошадь делает такой круг сколько этого требует поголовье табуна и ровно через год табун приходит откуда начал и продолжает дальше. Если проанализировать территорию можно легко определить пути миграций и количество голов.
Теперь охватим еще один аспект недостатка любителей истории. Прежде чем писать статьи о быте вы не консультируетесь с диетологами, экономистами и аграриями. К чему я, пробовали жить на одном молоке и мясе с месяц, да у вас от цинги зубы выпадут. Самое большое счастье археолога найти отхожее место, чем люди питались? где отчёт? Где они брали крупу, овощи. Если не выращивали сами то с кем торговали?
У кочевых народов войны и пастухи это одно и то же. Однако продолжу про животноводство. Вы знаете о том что ни одна травоядная скотина не станет есть дважды в одном и том же месте т.к трава после первого поедания вырабатывает сенильную кислоту. Если правило не соблюдать начнётся падёж, и глупо думать, что человек пасет табун, он просто следует за табуном, скотина сама знает куда ей следовать
А у вас жена на сносях, такой встряски не выдержит, что делать, оставить жену? а как же репродукция, оставить табун? так рассеится или сам чего доброго в степи погибнешь. На этот случай существуют станы ну или станицы, где остаются старики, женщины с детьми и какая то часть войнов.
О курганах. В нашей традиции на похоронах после того, как покойника положат в могилу, все присутствующие встают в вереницу и по очереди кидают горсть земли. Таким образом кочуя из года в год, проходя через места захоронения потомки заранее в степи клали горсть земли в кожаный мешок и опорожняли его на курган давая знать, мол помним, любим скорбим. Кстати, абсолютно кочевых народов не бывает если, что знаешь о животноводстве и коневодстве и что такое гон с пастбища на пастбище.