Что такое релевантность? Определение
Данный термин существует довольно давно, хоть и стали использовать его относительно недавно, с активным развитием Интернета во всех сферах жизни. Однако понять, что такое релевантность не настолько сложно как кажется. Мы регулярно определяем ее на той или иной странице, даже не задумываясь как это называется.
Как понять сложный термин
Понять, что такое релевантность поможет понятие из английского языка. Слово relevant переводится как "уместный" или тот, что относится к делу. Хорошо раскрывается смысл во фразе relevant testimony, которая имеет значение «сведения по сути дела».
Простыми словами, релевантность — что это? Это соответствие запросу пользователя. Чем выше этот показатель на странице, тем лучше она должна раскрывать тему. То есть, если после прочтения этой статьи вы хорошо уяснили для себя, что такое релевантность, то публикация соответствует запросу и, соответственно, она релевантная. Остается только уладить технические моменты текста.
Чтобы полностью усвоить, что такое релевантность, можно взять пример из жизни. Турист приехал в незнакомый город, и ему необходимо узнать, как проехать до нужной гостиницы. Если прохожий доходчиво все объяснил, показал на карте маршрут, и путник быстро и без проблем добрался до искомого здания — ответ местного жителя был релевантным заданному вопросу.
Для чего нужна релевантность?
Интернет — это бездонная свалка огромного количества разных статей и сайтов, и этот список постоянно пополняется. Каждую секунду к этой куче приходят тысячи пользователей и пытаются найти информацию на самые разнообразные темы. Для того чтобы каждый человек, вводящий запрос, получил как можно более точный ответ на интересующий его вопрос, и нужна релевантность.
Что это, в простом примере с туристом будет проще понять. Если путник спросит дорогу не у одного жителя, а у пяти или десяти — почти все они будут рассказывать о разных способах добраться до гостиницы. Это не значит, что верный совет только один. Просто вариантов попасть в пункт назначения и правда много: метро, разные номера маршрута, такси, «короткие» пешие пути и т. п. На просторах Интернета вы получите гораздо больше вариантов решения задач.
Восприятие релевантной статьи пользователями
А если вместо подробного маршрута к гостинице турист получит толстый справочник и пожелание хорошего пути? Даже при наличии ответа в книге путник вряд ли будет доволен, так как он спрашивал для экономии драгоценного времени. Теперь же придется тратить энное количество минут на поиск нужной страницы или другого советчика.
Если на сайте есть ответ на запрошенный вопрос, он не становится релевантным автоматически. Представьте, если бы на этой странице было полотенце многостраничного текста с полным отсутствием структуры. Вы бы точно не дочитали до этого места, будь тут хоть супер-информация. Пользователь идет по пути наименьшего сопротивления: трудно найти ответ, есть много других ресурсов, где это сделать будет проще.
Для того чтобы сделать сайт релевантным, нужно разобраться, какие критерии влияют на его оценку как пользователями, так и поисковыми системами. С людьми все более или менее понятно. Все мы ожидаем, чтобы статья была:
- Легковоспринимаемая, информативная и читабельная.
- С четкой структурой: имела абзацы, подзаголовки и при необходимости, списки.
- Грамотно написана. Образованному человеку трудно и неприятно пробираться сквозь дебри ошибок. И даже без знания пунктуации, орфографии, грамматики и стилистики чувствуется плохой слог.
- С хорошо раскрытой темой.
Как оценивают релевантность поисковые системы
Поисковая система, в отличие от реального человека, не может оценить материал по вышеназванным признакам. Чтобы выдать пользователю ответы, максимально подходящие по запросу, ей необходимо оценивать техническое соответствие каждой страницы и поведение посетителей на странице.
Большую роль в релевантности для поисковых систем играет:
- Правильное соответствие ключевых слов заголовку и содержанию.
- Уникальность текста.
- Грамотное техническое оформление контента.
- Отсутствие повтора большого количества текста от страницы к странице.
Внешняя релевантность статьи
Внешняя релевантность — это та, что регулируется независимо от содержания самой статьи или сайта. Этот показатель зависит от количества рекомендаций статьи на других ресурсах. То есть, чем чаще ссылка на страницу встречается на посторонних сайтах, тем выше система оценивает полезность информации. Причем, чем выше рейтинг статьи, разместившей ссылку, тем больше она влияет на релевантность. Немаловажный фактор играет и название ссылки, которая должна иметь имя, соответствующее запросу. Все как в жизни: вы скорее воспользуетесь услугами того профессионала, которого советуют чаще и более авторитетные источники.
На внешнюю релевантность сайта влияет количество релевантных статей на нем. Если сайт посвящен компьютерным технологиям, но большая часть статей на нем про юмор, игры и ремонт — система будет понижать рейтинг ресурса, советуя его все меньшему количеству посетителей.
Внутреннее устройство релевантной страницы
Внутренняя релевантность зависит от содержания статьи, без вмешательства посторонних «советчиков». Регулируется этот показатель с помощью ключевых слов.
Рассмотрим основные правила использования ключевых слов.
- Насколько часто используется словосочетание в тексте. Совсем недавно поисковые системы приветствовали как можно более высокую концентрацию ключевиков в тексте. Некоторые авторы статей, повинуясь этому правилу, стали писать абсолютно нечитабельные тексты, состоящие из нагромождения ключевых слов. Сейчас поисковые системы оценивают соотношение к количеству слов. Каждая система использует свои показатели. Слишком заспамленные статьи отфильтровываются.
- Приветствуется использование ключевой фразы в заголовке статьи.
- Расположение поискового запроса ближе к началу статьи. Сканирование текста происходит последовательно с самого начала. То есть, чем ближе к началу расположено слово, тем быстрее оно распознается. Именно поэтому ключевой запрос, находящийся в начале статьи, скорее повышает релевантность.
- Правильное оформление поискового запроса. Кроме упоминания в заголовке и начале статьи, важно добавление соответствующих тегов при верстке страницы.
- Присутствие в статье синонимов к ключевым словам. С помощью оценки всего контента, поисковые системы определяют, соответствует ли статья заданным ключевым словам. Сайты, использующие ключевые слова, вставленные без должного окружения близкими по смыслу словами, понижаются системами в поисковой выдаче.
Как провести анализ релевантности
Вряд ли пользователю понравится правильно написанная статья, с учетом всех технических особенностей, но при том, не раскрывающая полностью тему или тяжелочитаемая. Поэтому начинайте проверку релевантности с тестирования ее на живых людях. Если вы сумели разъяснить тему человеку или группе людей, можно двигаться дальше. На крайний случай, достаточно хорошо перечитать статью самому, но в этом случае будет сложнее оценить полезность контента.
Для проверки технической релевантности создано достаточное количество онлайн сервисов. Рассмотрим основные ресурсы:
- Majento — наиболее распространенный онлайн сервис. В поле слева вводится ссылка на страницу, а справа поисковый запрос для выяснения его соответствия статье.
- Megaindex проверяет морфологию и делает технический анализ статьи. Для проверки необходимо перейти на вкладку «релевантность страницы».
- PR-CY дает общее понятие о структуре контента, как ее видят поисковые системы.
- Seolib позволяет оценить сразу весь сайт, отобрать его самые релевантные страницы. При этом учитываются определенные поисковые запросы. Также в его функции входит стандартная проверка на релевантность страницы. Существует возможность загрузки перечня, заготовленного заблаговременно, в формате .txt или .csv.
- Serpstat в отчете о проверке показывает релевантность слова, или какие ключевые запросы добавить для повышения показателя.
К сожалению, ни один онлайн-сервис не способен проанализировать статью или сайт так же хорошо, как поисковая система. Необходимо учесть очень большое количество разнообразных показателей для таких примитивных программ. Для составления более полной картины нужно логически оценивать контент и использовать несколько ресурсов для проверки одновременно.
Причины, по которым статья не является релевантной
Не факт, что самые релевантные страницы с технической точки зрения будут наиболее полезными по содержанию. Сайты с первой страницы поиска также не обязательно самые релевантные. Но есть правила из-за пренебрежения которыми релевантность сайта может существенно понизиться.
- Не используйте на сайте неуникальные тексты.
- Прямое пренебрежение соответствия поисковых запросов и содержания статьи пагубно скажется на оценке.
- Не размещайте ложную или устаревшую информацию.
- Переспам ключевыми словами не поднимет релевантность статьи, а навредит.
Создавая и раскручивая сайт или статью, не стоит использовать лишь один метод, забывая про остальные. Успех возможен только при комплексном подходе.