Эльгинское месторождение в Якутии. ОАО "Мечел". Эльгинское угольное месторождение

Эльгинское месторождение – источник дорогого сорта угля – коксующегося. Такой вид востребован металлургами России и соседних стран, занятых выплавкой металлов. В РФ насчитывается 12 игроков на рынке кокса с годовой добычей сырья в диапазоне 0,4 -21,7 млн тонн.

Великолепная пятёрка

В лидерах отрасли с объёмом добычи, измеряемом в миллионах тонн, числятся:

  • «Евраз Групп», 21,7;
  • «Северсталь-групп», 12,6;
  • «Мечел», 8,6;
  • «Сибуглемет», 8,3;
  • Группа компаний Искандара Махмутова, 7,3.

Начало добычи

География влияет на цену кокса, постоянно необходимого производителям металла. Эльгинское угольное месторождение оценено по запасам сырья в 2,2 млрд тонн. Для доставки потребителю богатство надо не только добыть, но и перевезти.

Разработка Эльгинского месторождения началась в 2011 году. Владелец сырьевого ресурса вложил собственные средства в строительство железной дороги между точкой добычи и линией Байкало-Амурской магистрали. В 2008 году по заказу «Мечела» компания «Трансстрой» начала прокладку пути. Ветка протянулась на 321 км между пунктами Улак Дальневосточной железной дороги и Эльгой. Дорога – только начальный этап освоения территории угольного бассейна, необходимы обогатительные фабрики, но дело упирается в финансирование.

Цели инвестирования

Не каждый системообразующий банк готов стать кредитором дорогостоящего проекта. Первым ввязался в бизнес ВЭБ. Ещё в 2013 году был оформлен кредит сроком на тринадцать с половиной лет. Но «Мечел» не смог обслуживать заём, образовалась крупная просроченная задолженность, ВЭБ отказал в дальнейшем финансировании, но оставил у себя в залоге 49 % акций «Эльгауголь».

В дело вступил Газпромбанк. Путём финансовых операций была погашена часть первоначального кредита. Компания из года в год заканчивает с долгами. Надеется привлечь инвесторов до декабря 2017 года. А пока бьется за создание концессии по достройке железной дороги. Рассматривается такой вариант концессионеров:

  • ПАО «Мечел» (ОАО – ранее), владелец готового участка;
  • РЖД, лицо, которому передадут линию после окончания строительства;
  • ПАО «Газпромбанк», источник финансов.

Открытые горизонты

Жизненный цикл каждого месторождения состоит из нескольких этапов. Один из них – разведка и оценка объёмов ископаемых. На Эльгинском месторождении оценка производилась по австралийскому кодексу отчетности JORC. Для группы «Мечел» это инвестиционный проект. Оценивая запасы, компания осознаёт, что отдача последует через десяток лет.

Ввиду близкого уровня залегания угольного пласта добычу производят открытым способом. Этот метод дешевле - не надо тратить средства на разработку стволов шахт, и безопаснее - не надо бояться затопления грунтовыми водами. Не нужно строить системы подачи воздуха в шахту, нет опасности обрушения горизонта. Уже с учетом перечисленных причин открытая добыча эффективнее.

Тактико-технические характеристики

Эльгинское месторождение в Якутии – источник дефицитного сырья для металлургии. Уголь оценивают по параметрам:

  • Теплотворная способность – 6500-8600 килокалорий на килограмм сгораемого топлива.
  • Содержание летучих веществ – до 40 %.
  • Влажность – в интервале 4-15 %; сухие угли дают больше тепла, меньше выветриваются.
  • Содержание серы – 0,5 %; чем меньше серы в продуктах сгорания, тем меньше кислоты образуется в атмосферном воздухе под воздействием влаги.

Из сырья месторождения на обогатительной фабрике выпускается готовая продукция для доменных цехов металлургических предприятий. Уже в 2014 году был достигнут показатель добычи 2,7 млн тонн угля и 2,3 млн тонн кокса для металлургов.

Добывают уголь, кокс продают – хороший бизнес. Без кокса печи не плавят металл.

Главное в деле - люди

До сих пор речь шла о финансировании дорогой инвестиции. Но ведь люди добывают уголь, ведут разведку, вскрывают 15-метровые пласты, переводят добычу автомашинами на перевалочный пункт в Улук.

Генералы горнорудной промышленности организуют процесс по всем направлениям. Тяжелый механический труд ложится на плечи рядовых работяг. Когда ПАО «Мечел» (ОАО - до нового закона) открывал кредитную линию для освоения стратегического объекта, планировалось организовать пять тысяч рабочих мест и обжить территорию с нуля. Ведь Эльга расположена в 400 км от ближайшего города Нерюнгри.

Специалисты горного дела, взрывники, машинисты тяжелой техники, водители – все работают вахтовым методом. А иначе и невозможно. Ведь поселок – временный, вагончики. Конечно, есть и стационарное общежитие, но собственное жильё покуда только снится. Справедливости ради стоит сказать, что на участке есть баня, две столовые, магазин с товарами первой необходимости. Грязную одежду можно постирать и высушить в прачечной.

Перспективы социальной обустроенности

Но люди же стремятся к стабильности, к жизни с семьёй. Не всем по душе состояние перелётных птиц. По словам руководства компании, заработная плата на Эльгинском месторождении – одна из самых высоких в отрасли. Для жителей Нерюнгри это очевидный факт. А для тех, кто приехал издалека, дорога и быт съедают существенную часть зарплаты.

Надо учесть и суровый якутский климат – зима здесь длится с сентября по май. Три оставшихся месяца включают в себя и весну, и лето, и осень. Морально и физически трудно приезжим специалистам жить в условиях вечной зимы.

Город Нерюнгри был построен тоже не сразу, но его строительство курировало государство, которое на тот момент осознавало социальную ответственность. Эльгинское угольное месторождение принадлежит частным лицам.

Сейчас люди выполняют ту же самую работу, но в частной компании, у которой что ни бухгалтерский отчет, то убыток. Составы вагонов, танкеры с углём уходят потребителям. Но на развитие социальной сферы прибыли не остаётся.

В самой Якутии каменный уголь востребован в сфере ЖКХ, он идет в котельные на производство тепла и на отопление в частном секторе.

Небольшая доля якутского угля направляется на металлургические предприятия Урала. Основные потребители угольной продукции с Эльгинского месторождения – государства Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Корея, Япония.

Не счесть алмазов

Из-за одного угля такие крупные инвестиции были бы неоправданными. Одни транспортные расходы влетают в копеечку: машинами с рудника на фабрику – с фабрики на перевалочный пункт – поездом по БАМу до порта Ванинский – морским сухогрузом до потребителя. Черный уголёк становится золотым.

Но при разведке территории обнаружены редкоземельные элементы вольфрам и молибден, рудное золото, алмазы и поделочные камни, востребованный в строительстве гранит.

Разведка территории не закончена, подсчеты запасов продолжаются. По данным геологов, вокруг Эльгинского месторождения можно раскопать ещё 20 млрд тонн угля.

Эмитент ММВБ

Ситуация с разведкой нового месторождения, финансированием, объёмами добычи и продажи кокса, угля постоянно использовалась игроками на Московской межбанковской валютной бирже. За три года с 2008 по 2011 котировки поднялись со 100 рублей до 1000, то есть в 10 раз. А затем пошёл спад, так как инвестирование приносило по итогам года только пессимизм. Ленивое движение в боковике продолжалось в течение 5 лет, пока не прошли слухи об участии Газпромбанка в стратегическом проекте.

С августа до ноября 2016 года акции «Мечела» выросли до 200 рублей. Сейчас оптимизм поубавился в связи с очередным убыточным годом. Но перед компанией поставлены задачи ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей на обогатительной фабрике, доведение до ума и передача в эксплуатацию РЖД участка железной дороги, наращивание объёмов добычи до 4,5 млн тонн в год.

Выжимки

В XX веке на месте открытого угольного месторождения росла тайга. Теперь леса нет, вскрытые недра пылят, национальные стратегические запасы уплывают за кордон.

Россияне не жадные, могут и поделиться богатством. Но компаниям, внедряющим глобальные проекты, надо крепко подумать, что оставят потомкам – пригодную для жизни землю или лунные пейзажи.

Комментарии
Не нужна Эльга правительству Медведева. Денег не хватает банкам помогать, а тут - уже построенную жд надо выкупать..Это же не Олимпиада.
Отличная статья, Наталья! Что можете сейчас сказать про Мечел?