Линкор "Азов": основные характеристики, вооружение. Подвиг линкора "Азов"
Линкор «Азов» стал первым русским кораблем, который был удостоен кормового Георгиевского флага. Корабль просуществовал всего пять лет, но за это время принял на своем борту прекрасный экипаж. В своем самом главном сражении, корабль сразился с пятью вражескими судами и одержал блестящую победу. Но что послужило причиной гибели корабля? Об этом можно узнать из статьи.
Создание корабля
За всю историю Российского флота было несколько кораблей, получивших имя «Азов». Наиболее известным стал семидесяти четырех пушечный экземпляр. Корабль был назван в честь семидесятой годовщины победы Петра Великого над турками.
Заложен он был в 1825 году. Официальным строителем судна стал мастер Андрей Курочкин. За свою жизнь он построил более восьмидесяти судов на архангельских верфях. Но мастер к моменту строительства был довольно пожилым человеком. Фактическим строителем стал Василий Ершов. Судно получилось настолько хорошим, что его чертеж выгравировали на доске из меди с целью сохранности.
После завершения строительства линкор «Азов» из Архангельска перешел в Кронштадт. В порту специальная комиссия проверила судно и оценила его по достоинству.
В 1827 году линкор был обшит медью, точнее его подводная часть. Тогда же была установлена артиллерия.
Конструкция линкора
«Азов» имел конструкцию типичную для линейных кораблей первой половины девятнадцатого века. Что же представлял собой линкор «Азов»?
Основные характеристики:
- три мачты – фок, грот и бизань;
- двухсоставный бушприт – улучшал маневренность судна;
- десять прямых парусов и несколько косых.
Корабль обладал мощным корпусом и хорошей мореходностью. Внутренняя планировка была рациональной. Линкор «Азов» (вооружение официально состояло из семидесяти четырех пушек) в реальности имел большее число орудий. Источники указывают различные данные относительно точного количества пушек. По некоторым из них, орудий было восемьдесят.
Внешний вид
По мнению многих специалистов, линкор «Азов» считается одним из красивейших судов российского флота.
Описание внешнего вида:
- на корпусе помещался тонкий резной орнамент;
- гакаборт (верхняя часть кормы) – на нем располагался большой двуглавый орел, который держал в одной лапе громовые стрелы и факел, а во второй – лавровый венок;
- края гакаборта украшал растительный орнамент;
- корма – располагались окна в два ряда по девять штук, между ними были помещены ниспадающие гирлянды, оформленные сверху бантами;
- носовая фигура – воин в шлеме и доспехах.
Для создания носовой фигуры из Санкт-Петербурга был специально приглашен Николай Долганов. Фигура имела длину около трех метров. Ее верхняя часть была непропорционально большой. Это было сделано, чтобы при виде снизу фигура казалась правильной.
Подбор экипажа
Поскольку еще во время строительства было известно, кто возглавит линейный корабль «Азов», капитан мог подбирать экипаж для будущего корабля заблаговременно.
Состав офицеров:
- Павел Нахимов – будущий адмирал, возглавлял оборону Севастополя в 1855 году;
- Владимир Корнилов – военный деятель, был начальником штаба Черноморского флота, с 1852 года стал вице-адмиралом, погиб при обороне Севастополя в 1854 году;
- Владимир Истомин – будущий контр-адмирал, погиб в обороне Севастополя;
- Иван Бутенев – герой Наваринского сражения, потерял в нем правую руку, но не покинул морского дела;
- Евфимий Путятин – известный государственный деятель, дипломат, дослужился до адмирала, в 1855 году им был впервые подписан договор с Японией о дружбе и торговле;
- Логин Гейден – граф, русский адмирал, родом из Нидерландов, командовал кораблями со стороны Российской империи во время Наваринского сражения, свой флаг он держал на «Азове».
Экипаж был подобран из людей, которые в будущем прославили российский флот.
Великодушный поступок мичмана Домашенко
Первый командир «Азова» учил офицеров, которые ему подчинялись, не только выполнять свой долг, но и уважительно относиться к матросам. На линейном корабле «Азов» царила атмосфера взаимоуважения. В те времена офицеры редко достойно относились к нижним чинам. Например, в 1828 году проходил суд над офицерами «Александра Невского». Они обвинялись в жестоком обращении с матросами.
Известен случай, который произошел около Сицилии, когда «Азов» направлялся из Портсмута к Наваринской бухте. Один из молодых матросов работал на реях и, сорвавшись, упал в море. Это увидел девятнадцатилетний мичман Александр Домашенко. Он бросился в воду, чтобы помочь. Мичман сумел доплыть до матроса, удерживать его над водой какое-то время. Но налетевший шквал помешал экипажу своевременно оказать помощь потерпевшим. Пока лодка была спущена, оба молодых человека утонули.
Одним из свидетелей героического эпизода был Нахимов. Он восхитился поступком мичмана, который проявил готовность жертвовать собой ради ближнего. К сожалению, чиновники не заметили в этом поступке храбрости со стороны Домашенко, поэтому отказали в награде.
В это дело вмешался Николай Первый. Он подписал приказ о пожизненной выплате матери погибшего мичмана двойного оклада сына.
В Кронштадте поставлен памятник Александру Домашенко. Расположили его в Летнем саду. Памятник сохранился до наших дней и считается одним из старейших достояний Кронштадта. На нем присутствует надпись от офицеров «Азова», которые гордились «человеколюбивым поступком» своего сослуживца.
Командиры корабля
На этапе строительства линкор «Азов» уже получил своего первого командира. Им стал известный мореплаватель, человек, открывший Антарктиду, Михаил Лазарев. Он принимал активное участие в создании корабля. По распоряжению Лазарева в конструкцию был внесен ряд изменений. Это существенно улучшило корабль.
Лазарев командовал линкором два года. Именно он принял участие в Наваринском сражении. За блестящую победу его произвели в контр-адмиралы. Через несколько лет после этого Лазарев станет командующим Черноморского флота.
Вторым командиром «Азова» был Степан Хрущев. Он управлял кораблем до 1830 года. Он также принимал участие в знаменитом сражении. Еще он прославился в русско-турецкой и Крымской войне. В 1855 году был произведен в адмиралы.
Николай Первый на «Азове»
В ночь на 10 июня 1827 года на борт судна поднялся император Николай Первый. По сигналу линкор снялся с якоря, а к восходу прогремел пушечный салют, который ознаменовал присутствие правителя.
Судно совершило маневр. После этого произошел напутственный молебен. На нем присутствовал и император. Николай Первый попрощался с русской эскадрой с «Азова», на словах он выразил надежду, что с неприятелем они поступят по-русски.
Российский император сошел с корабля до наступления темноты, а эскадра вместе с «Азовом» направилась в Англию. К главной базе английского флота, городу Портсмут, русские корабли прибыли 09 августа 1827 года.
Участие в Наваринской битве
В 1827 году состоялось одно из запоминающихся морских сражений девятнадцатого века. Наваринский бой был этапом национально-освободительного движения Греции, а также проявлением соперничества между Россией и Турцией за господство на Балканах.
Участники боя разделились на два лагеря:
- соединенные эскадры Британии, Франции, Российской империи;
- турецко-египетские силы.
Линкор «Азов» (Балтийский флот) возглавлял российские корабли, плывшие колонной. Когда они подошли ко входу в Наваринскую гавань, на османском судне произошла пальба. В результате был убит английский парламентер. Спустя некоторое время египетский корвет совершил выстрел в бок французского фрегата.
Несмотря на перекрестный огонь, линкор «Азов» (Наваринское сражение) сумел стать на якорь в заданном месте. То же сделали и другие судна эскадры. Заняв нужную позицию «Азов» начал бой. Его противниками стали пять турецких кораблей. Линкор получил достаточно серьезные повреждения, но это не мешало экипажу совершать точные выстрелы во вражеские корабли. Постепенно из строя выводились турецкие суда.
Одно из ядер противника привело к тому, что с брюков оторвались две пушки «Азова». Зажженный фитиль привел к взрыву пороха и пожару. Только чрезвычайное самообладание моряков позволило справиться с пожаром.
Подвиг линкора «Азов» заключался в том, что он сумел потопить четыре корабля. Также он вынудил уйти на мель турецкий «Мухарем-бей», состоящий из восьмидесяти пушек. Флагман противника был сожжен.
В течение боя «Азов» получил сто пятьдесят три пробоины. У него оказались перебиты мачты и реи, уничтожен такелаж. Большинство парусов были прострелены. Экипаж потерял девяносто одного человека, из которых двадцать четыре были убиты.
Сам бой длился четыре часа, завершился тем, что турецко-египетский флот был уничтожен. Союзники потопили более шестидесяти кораблей врага, убили и ранили от четырех до семи тысяч человек. Другая сторона, за которую выступал «Азов», не потеряла ни одного судна, убитых было сто восемьдесят один человек, ранено четыреста восемьдесят моряков.
Герои сражения
Бой линкора «Азов» показал, насколько храбрыми и умелыми в военном плане были офицеры и обычные моряки. Так, Иван Бутенев с раздробленной из-за ядра рукой продолжал командовать батареей. Он даже не отправился на перевязку, хотя об этом просил его Нахимов. Только после приказа командующего Бутенев направился на перевязочный пункт.
Будучи на операционном столе офицер узнал о победе над очередным османским кораблем. Он вскочил и выбежал на палубу, чтобы радоваться со всеми. Там Бутенев упал без сознания.
Про Лазарева отзывались, что он управлял кораблем с особым хладнокровием и искусством, проявляя мужество. Своим поведением он ободрял весь экипаж.
Герои сражения получили новые звания и награды. Сам линкор по приказу Николая Первого был отмечен кормовым адмиральским Георгиевским флагом. Также было решено, чтобы в составе флота Российской империи всегда был корабль под названием «Память Азова».
Служба 1828-1831 гг.
После ремонта «Азов» принял участие в русско-турецкой войне. Он совершал рейсы по Эгейскому морю, участвуя в блокаде Дарданелл. К 1830 году судно вышло от острова Порос и направилось в Россию. По пути он пересек Мальту, Гибралтар, затем Ла-Манш, Копенгаген. «Азов» шел через льды по Финскому заливу. В этом же году корабль плавал с эскадрой в Финском заливе. Через пару месяцев он прибыл в Кронштадт.
Дальнейшая судьба корабля
В 1831 году линкор был разобран. Повреждения, которые он получил за три года плавания, оказались очень серьезными. К тому же в русском флоте существовала проблема не очень качественного леса. Из-за этого российские корабли служили намного меньше, чем их зарубежные сверстники.
Попыткой устранить подобную проблему было заблаговременное назначение командующего корабля. Поэтому Лазарев участвовал в строительстве линкора. Но это существенно не изменило ситуацию. «Азов» рассыпался скорее не от сражений, а от ветхости досок. Многие части судна сгнили и даже после капитального ремонта не смогли бы выдержать шторма.
Корабль давно перестал существовать. Отслужили свой срок и судна под названием «Память Азова». Но его подвиг и мужество экипажа остаются существовать в произведениях искусства.
Флаг линкора «Азов» находится в военно-морском музее. Размер подлинного Георгиевского знамени - 9,5 на 14 метров.