Наваринское сражение. Крупное морское сражение 1827 года. Итоги
Наваринское морское сражение, которое произошло в солнечный день 20 октября 1927 года в одноименной бухте, не только является одной из самых славных страниц в истории отечественного флота, но и служит примером того, что Россия и страны Западной Европы могут находить общий язык, когда дело касается ущемления прав и свобод различных народов. Выступив единым фронтом против дряхлеющей Османской империи, Англия, Россия и Франция оказали неоценимую помощь греческому народу в борьбе за свою независимость.
Россия и Европа в первой половине XIX века
Российская империя в 19 веке, особенно после победы над Наполеоном и проведения Венского конгресса, стала полноправным участником международного политического процесса. Более того, ее влияние в 1810-1830-е гг. было настолько велико, что ее поддержки искали во всех более или менее значимых ситуациях. Созданный по инициативе Александра I Священный союз, основной целью которого стала борьба за сохранение существовавших в европейских странах политических режимов, стал важным инструментом влияния на все внутриевропейские дела.
Одной из болевых точек Европы первой четверти XIX века являлась постепенно разрушающаяся Османская империя. Несмотря на все попытки реформирования, Турция все больше отставала от ведущих государств, постепенно утрачивая контроль за территориями, входившими в состав ее империи. Особое положение в этом процессе заняли страны Балканского полуострова, которые с оглядкой на возможную помощь России и других европейских государств все активнее начинали борьбу за свою независимость.
В 1821 году началось греческое восстание. Российское правительство оказалось в достаточно сложном положении: с одной стороны, пункты Священного союза не позволяли поддерживать тех, кто выступал за пересмотр существующего положения, а с другой – православные греки издавна рассматривались как наши союзники, в то время как отношения с Турцией практически всегда были далеки от оптимальных. Достаточно осторожное поначалу отношение к этим событиям постепенно сменилось все более нараставшим нажимом на потомков Османа. Наваринское сражение 1827 г. стало логичным завершением этого процесса.
Предыстория и основные причины
В противостоянии греков и турок долгое время ни одна из сторон не могла добиться решительного превосходства. Статус-кво зафиксировала так называемая Аккерманская конвенция, после чего за дело мирного урегулирования активно взялись Россия, Франция и Англия. Николай I дал понять султану Махмуду II, что тому придется пойти на весьма серьезные уступки, чтобы сохранить Балканское государство в составе своей империи. Эти требования были зафиксированы Петербургским протоколом в 1826 году, где грекам была обещана широкая автономия, вплоть до права избирать на государственные посты своих чиновников.
Несмотря на все эти соглашения, Турция при любом удобном случае стремилась развязать против гордых эллинов настоящий геноцид. Это в конечном итоге заставило Россию и ее европейских союзников перейти к более решительным действиям.
Расстановка сил перед Наваринским сражением
Наваринское сражение показало, что времена, когда турецкий флот считался одним из лучших в Европе, безвозвратно прошли. Султану и его капудан-паше Мухаррею-бею удалось собрать в районе Средиземноморья весьма внушительные силы. Кроме собственно турецких фрегатов здесь были сосредоточены мощные линейные корабли из Египта и Туниса. В целом эта армада насчитывала 66 вымпелов, которые располагали более чем 2100 орудиями. Турки также могли рассчитывать на поддержку береговой артиллерии, в организации которой большую роль в свое время сыграли французские инженеры.
Союзная эскадра, общее командование которой по старшинству осуществлял англичанин Кодрингтон, насчитывала лишь двадцать шесть вымпелов с почти 1300 орудиями. Правда, линейных кораблей – основной силы в любом морском сражении того времени – у них было больше – десять против семи. Что касается русской эскадры, то в нее входило по четыре линейных корабля и фрегата, а командовал ею опытный вояка Л. Гейден, который держал свой флаг на флагманском «Азове».
Диспозиция перед сражением
Уже находясь в районе греческого архипелага, союзное командование сделало последнюю попытку мирно разрешить конфликт. Паша Ибрагим во время переговоров от имени султана пообещал трехнедельное перемирие, которое практически сразу же им было нарушено. После этого союзный флот серией обходных маневров запер турок в Наваринской бухте, где те под защитой мощных береговых батарей намеревались дать генеральное сражение.
Наваринское сражение во многом было проиграно турками еще до его начала. Выбрав эту достаточно узкую бухту, они фактически лишили себя численного преимущества, так как лишь небольшая часть их кораблей могла одновременно участвовать в сражении. Береговая же артиллерия, на которую опиралась подкова турецкого флота, особой роли в битве не сыграла.
Союзники планировали атаковать двумя колоннами: англичане и французы должны были сокрушить правый фланг, а русская боевая эскадра – довершить разгром, навалившись на левую часть турецкого флота.
Начало сражение
Утром 8 октября 1827 года англо-французская эскадра, которая находилась ближе к противнику, выстроившись в колонну, начала медленное движение в направлении турок. Подойдя на расстояние пушечного выстрела, корабли остановились, а адмирал Кодрингтон послал к туркам парламентеров, которые были расстреляны из ружей. Выстрелы стали сигналом к началу сражения: с обеих сторон одновременно заговорили почти две тысячи орудий, всю бухту быстро заволокло едким дымом.
На этом этапе союзному флоту не удалось добиться решительного превосходства. Более того, турецкие снаряды нанесли достаточно серьезный урон, строй Муххарей-бея остался непоколебим.
Наваринское сражение: вступление русского флота и коренной перелом
В то время, когда исход сражения был еще далеко не очевиден, к активным боевым действиям приступила русская эскадра Гейдена, удар которой был направлен на левый фланг турок. В первую очередь фрегат «Гангут» расстрелял береговую батарею, которая не успела сделать и десяти залпов. Затем, встав на расстояние пистолетного выстрела, русские корабли вступили в огневую дуэль с флотом противника.
Основная тяжесть сражения легла на флагманский «Азов», командиром которого был известный отечественный флотоводец М. Лазарев. Возглавив русский боевой отряд, он сразу же вступил в бой с пятью кораблями противника, быстро потопив два из них. После этого он поспешил на выручку английской «Азии», против которой открыл огонь флагман противника. Российские линейные корабли и фрегаты вели себя в бою образцово: занимая предназначенные для них места в боевом строю, они под ожесточенным огнем противника совершали четкие и своевременные маневры, топя один за другим турецкие и египетские суда. Именно усилия эскадры Гейдена обеспечили коренной перелом в сражении.
Окончание битвы: полная победа союзного флота
Наваринское сражение продолжалось чуть более четырех часов и отличалось очень высокой концентрацией огня и насыщенностью маневров. Несмотря на то, что битва велась на турецкой территории, именно турки оказались к ней хуже готовы. Сразу несколько их кораблей во время перемещений сели на мель и стали легкой добычей. Уже к концу третьего часа исход битвы стал ясен, союзники стали соревноваться в том, кто больше потопит кораблей.
В итоге, не потеряв ни одного боевого судна, союзная эскадра разгромила весь турецкий флот: спастись удалось лишь одному кораблю, да и тот получил очень серьезные повреждения. Такой исход резко изменил все соотношение сил в регионе.
Итоги
Наваринское сражение 1827 года стало прологом к очередной русско-турецкой войне. Другим ее итогом стало резкое изменение в соотношении греко-турецких сил. Потерпев такое сокрушительное поражение, Турция вошла в полосу серьезного внутриполитического кризиса. Ей стало не до предков эллинов, которые смогли не только завоевать широкую автономию, но и добиться вскоре полной независимости.
1827 год в истории России – это еще одно подтверждение ее военного и политического могущества. Заручившись поддержкой таких государств, как Англия и Франция, она смогла выгодно использовать ситуацию для укрепления своего положения на европейской арене.