Чудотворная Минская икона Божией Матери: фото, в чем помогает, молитва

Икона Божией Матери Минская считается главной православной святыней на территории Белоруссии. Она хранится в столичном кафедральном Свято-Духовом соборе. Находится в храме по левую руку от Царских врат. Ежедневно ей приходят поклониться тысячи верующих. Икона не вывозилась из Минска, начиная с 1500 года. Сначала она хранилась в Нижнем замке, затем была перенесена в Верхнее Место.

Описание иконы

Икона Божией Матери Минская была написана темперой, то есть особой водоразбавляемой краской. Готовят такую краску на основе сухих порошковых пигментов, часто применяют в иконописи. Причем не только в православной, но и в католической традиции.

Писали икону по специальному грунту, который представляет собой мел, замешанный на рыбьем или животном клею. Обычно в него добавляют также льняной масло. При этом основа для иконы деревянная. Имеется ковчег, то есть специальной углубление на лицевой стороне доски. Для чего его стали делать изначально неизвестно. Существует несколько версий. С одной стороны, он визуально образует раму, таким образом, формируется какое-то подобие "окна" в мир святых, изображенных на иконе. По другой версии, такое углубление может спасти икону от деформации, которой она подвергнется с течением времени.

Размер иконы Божией Матери Минской - 1,40 х 1,05 м. Оклад причудливо украшен цветочным орнаментом.

Происхождение иконы

Минскую икону Божией Матери написал евангелист и святой апостол по имени Лука. По крайней мере, так гласит церковное предание. Это один из первых последователей Иисуса Христа, поверивший в его учение еще в I веке нашей эры. Считается близким сподвижником апостола Павла. В христианстве он известен как один из первых иконописцев.

Икону Божией Матери "Минская", фото которой есть в этой статье, он написал по просьбе своих собратьев, также бывших апостолами, и других христиан. Случилось это в I веке. Более точную дату назвать нельзя, известно только, что сам Лука скончался около 84 года.

Существует легенда, что работа Луки так понравилась Деве Марии, что она благословила изображение и дала напутствие, согласно которому будет постоянно присутствовать среди людей и нести им благодать.

Первое время чудотворная Минская икона Божией Матери хранилась в Византии. Потом была перевезена в город Корсунь. Так в древности назывался современный Херсон, расположенный около Крыма. Там икона находилась, пока Корсунь была под властью Византии, то есть вплоть до XIII века.

Икона попадает в Минск

То, как икона оказалась в Минске, подробно описано в книге историка Игнатия Стебельского, которая впервые была издана в Вильно в 1781 году. Сам Стебельский при написании этого труда пользовался рукописью, принадлежавшей греко-католическому иеромонаху Яну Ольшевскому. Она была составлена на рубеже XVII - XVIII веков. Известно, что на протяжении определенного времени Ольшевский проходил послушание в одном из минских храмов. Там он занимался переписыванием церковных книг. Особенно усердно работал над житиями святых.

Именно Ольшевский составил описание чудес, связанных с этой иконой. По крайней мере, так утверждал архимандрит Минской духовной семинарии Николай Трусковский. Он известен как знаток истории Белой Руси. Однако до нашего времени эта рукопись не сохранилась.

Также известно, что Стебельский пользовался трудом Гумпенберга, написанном на латинском языке, под названием "Атлас Марии". До наших дней эта книга также не сохранилась.

Уже в XX столетии отечественный богослов и иконописец утверждал, что всего около десяти икон в христианстве приписываются евангелисту Луке. Всего же в мире их насчитывается более 20. Причем 8 из них хранятся в Риме. Однако то, что они приписываются Луке, вовсе не значит, что он сам их написал. В действительности, ни одна из икон его авторства до нашего времени не дожила. Авторство Луки в данном случае следует понимать в том смысле, что данные иконы являются точными списками с икон когда-то написанными Лукой. А если быть точнее, то списками со списков.

В христианской церкви уделяется большое внимание преемственности силы и благодати. Так что считается, что точные списки с иконы обладают теми же свойствами и святостью, что и оригинальная икона.

Путь в Минск

Прежде чем попасть в Минск, икона оказалась в Киеве. Она была туда перевезена из Корсуни. В Киеве долгое время находилась в храме Успения Пресвятой Богородицы, который был построен в конце X века.

По мнению протоиерея Павла Афонского, известного написанием программного материала, посвященного 400-летию ее обретения, икона оказалась в Киеве благодаря князю Владимиру Святославовичу. Это тот самый князь Владимир, крестивший Русь, именно при нем христианство стало государственной религией на Руси. Знаменитую икону Владимир, скорее всего, привез после торжественного обряда венчания с царевной Анной. А также после того, как крестился именно в Корсуни в 988 году.

За то время, что икона Божией Матери "Минская", фото которой есть в этой статье, находилась в Киеве, город неоднократно подвергался набегам завоевателей. По мнению большинства исследователей и историков, в киевском храме она могла находиться максимум до 1240 года. Именно тогда в город вошли татаро-монголы, которые практически полностью его разрушили. Древняя Десятинная церковь, в которой находилась сама икона, прекратила свое существование до 1635 года.

В этот период сведения о судьбе иконы считаются утерянными практически на два столетия. Есть предположение, что кто-то из жителей Киева тайно прятал ее у себя дома. До тех пор, пока она не смогла украсить собою собор святой Софии.

Есть одно документальное подтверждение, в котором, скорее всего, говорится об этой иконе. Это летопись, в которой подробно описывается очередной набег на Киев крымского хана Менгли I Гирея, который был совершен в 1482 году. В летописи рассказывается, что Гирей разграбил весь город, взял множество пленных, сжег все ключевые здания. А один из его сподвижников, ворвавшись в христианский храм, вынес оттуда его главную святыню, сорвал с нее все драгоценные украшения, а саму икону за ненадобностью выбросил в Днепр. Многие исследователи считают, что речь в этом предании идет как раз об иконе Божией Матери, которая сегодня хранится в Минске.

В Минске икона (а точнее один из ее списков) оказалась в 1500 году. Случилось это 26 августа, ровно за два дня до празднования Успения Пресвятой Богородицы. В этот день верующим явился сам лик святой. Есть также документальные свидетельства, согласно которым киевляне, которые в то время находились в Минске, признали свою святыню.

К 1505 году войско крымского хана Менгли Гирея добралось и до Минска. Перед самой битвой в городе состоялся молебен защитников города. Священники провели его в Замковой церкви, куда и была помещена икона Божией Матери. Исход битвы оказался неутешительным для защитников Минска. Захватчики сожгли большую часть города, в плен были взяты десятки тысяч горожан, а также крестьян из окрестных деревень. Неприступным остался только замок.

До сих пор считается, что сам замок и его защитники в то время находились под незримым покровительством этой чудотворной иконы.

Ключевой перелом в этом противостоянии состоялся в 1506 году. 6 августа белорусско-литовские войска разгромили завоевателей в Клецкой битве, все оставшиеся в живых, обрели свободу. Эта победа была многими воспринята, как кара, которую нанесла чудотворная икона иноземным захватчикам.

В 1591 году Минск обрел новый герб, на котором была изображена Матерь Божия в окружении ангелов. С тех пор она считается заступницей и главной защитницей города.

В минских церквях

Практически на протяжении целого века икона находилась в минском Нижнем замке. Непосредственно в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Икона являлась соборной на протяжении всего XVI столетия, в том числе после заключения официальной церковной унии в Бресте, которая состоялась в 1596 году.

В XVII веке в Минске началось строительства нового масштабного храма. В 1616 году рабочие приступили к возведению базилианского храма из камня. Строили его на месте православной Свято-Духовой церкви, которая была деревянной. Храм располагался в Верхнем городе, получил свое название в честь Святого Духа. Руководил строительством этого культового сооружения архимандрит Афанасий по фамилии Пакоста.

Перед самым открытием нового храма было издано распоряжение греко-католического митрополита Иосифа (в миру Рутского), согласно которому в новый храм перенесли икону Минской Божией Матери. По преданию, это торжественное событие состоялось 16 октября 1616 года. В тот же день христиане отмечали праздник в честь апостола и евангелиста Луки, который как раз считается автором этой иконы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой икона была раньше, сгорела практически дотла при пожаре в 1626 году. Так икона в очередной раз спаслась от уничтожения. На деньги, собранные на пожертвования верующих, церковь достаточно быстро отстроили заново. В 1835 году бурмистр Минска по имени Лукаш Богушевич даже официально обращался к митрополиту Иосифу с просьбой вернуть икону на ее историческое место, но получил отказ. Были отклонены и все его последующие ходатайства.

Икона осталась при Свято-Духовом храме, где на протяжении многих лет действовали женский и мужской монастыри. История хранит эпизод 1733 года, когда архимандрит Августин пожертвовал иконе целую тысячу талеров. На эти деньги на протяжении долгого времени в храме содержалась капелла, которая исполняла особые богослужения прямо перед иконой.

Место для иконы в Петропавловском соборе

Следующий этап в истории Минской иконы Божией Матери, описание которой есть в этой статье, начинается после 1793 года, когда Минск официально вошел в состав Российской империи.

После этого Свято-Духов храм перешел под патронаж Русской Православной церкви. В скором времени стал Кафедральным собором. В 1795 году его освятили по православному обычаю.

В 1852 году иконе досталась новая и богатая риза, она была позолочена и украшена различными драгоценностями. Такое пожертвование сделала жена губернатора Минска Елена Шкларевич.

В начале XX века появилась особая традиция. Ежегодно икону стали выносить из собора и ставить на специально оборудованный аналой для молебна и службы. Инициатором этого стал епископ Митрофан, который на протяжении нескольких лет возглавляет минскую кафедру. В истории православия его помнят как мученика, принявшего смерть от гонителей церкви в 1919 году.

В 1922 году в только что образованном Советском Союзе началась масштабная кампания по изъятию церковных ценностей. Тогда икона и лишилась ризы. Прихожане пытались сделать все возможное, чтобы сохранить ее. Даже собрали деньги и выплатили властям равную ей по стоимость сумму. Но большевики, забрав деньги, ризу вернуть отказались.

Вплоть до 1935 года икона находилась в Петропавловском соборе. Храм в те времена попал под влияние обновленцев, которые настаивали на отмене канонических правил. В 1936 году собор взорвали. Икона перешла краеведческому музею. там она находилась до Великой Отечественной войны. Причем не выставлялась, а хранилась в запасниках.

После того как в 1941 году Красная армия отступила из Минска, икона перешла в руки немцев. У них ее выпросила местная жительница, имя которой сохранила история. Это была Варвара Слабо. Нашелся художник Виер, который отреставрировал икону и передал в храм на реке Немиге. В 1945 году церковь, расположенная там, была в очередной раз закрыта. Икона вернулась в Свято-Духов собор.

Исследования, посвященные иконе

Восстановительные работы над иконой в начале 90-х годов проводил знаменитый реставратор и художник Павел Журбей. К нему с такой просьбой обратился протоирей Михаил Булгаков.

Реставратор выявил некоторые интересные детали. Например, основа иконы была сделана из трех досок липы. Насквозь через икону проходили две трещины, имелись они и на соединениях накладных планок. На тыльной стороне крепления были сделаны с помощью дубовых планок. Саму древесину за эти годы серьезно попортил жук-точильщик. Доски сильно потемнели, местами дерево вздулось, частично осыпался грунт. В трещинах скопились копоть и многолетнее загрязнение, на нимбах образовался речной песок.

С помощью исследований удалось восстановить, когда делалось обновление иконы. Например, в 1852 году темперная живопись была практически полностью закрыта масляными красками. Божией Матери дописали корону и скипетр, в руках младенца Иисуса Христа появилась держава.

Все эти новшества соответствовали католическим обычаям, ведь в XIX веке икона находилась под патронажем Римской католической церкви, как и большая территория Белоруссии.

В том же столетии неизвестный художник обновил лик, руки и одеяния Божией Матери, применяя приемы реалистичной живописи. Это прямо противоречило традициям древней иконописи.

В 1992 году икона была окончательно снята с реставрации. Наиболее грубые и несоответствующие действительности записи удалось убрать, иконописцы восстановили образ, соответствующий спискам XVII-XVIII веков.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет в торжественной обстановке освятил обновленную икону, которая теперь стала официально православной.

Важное для знатоков иконописи исследование в 1999 году провел художник Павел Жаров. Он использовал в своей работе рентген. Благодаря этому, удалось восстановить первоначальный вид иконы. Жаров и Журбей сделали выводы, согласно которым икона была написана значительно раньше, чем она появилась в Минске. То есть до XVI века.

Освятивший икону митрополит Филарет в один из праздников в честь иконы Божией Матери, которая сегодня считается покровительницей Минска, отмечал, что этот лик считается покровителем и спасителем Белой Руси уже на протяжении пяти долгих столетий. Исторический путь этой святыни заслуживает отдельного и глубокого исследования. Ведь ей удалось воссоединить не только времена и народы. Царьград, Корсунь, Киев и Минск.

В каждом из этих мест она особо почиталась.

Храм Минской иконы Божией Матери

Церковь, посвященная этой иконе, была построена в Минске в период между 1994 и 2000 годами. Храм находится по адресу: улица Голодеда, дом 60.

Регулярно в этом храме читается акафист Минской иконе Божией Матери. Это род хвалебного песнопения, с помощью которого верующие возносят хвалу святым. Акафист Минской иконе Божией Матери отличается особой торжественностью. Его читают и на обычных службах и по праздничным дням.

По главным церковным праздникам на службах читают тропарь Минской иконе Божией Матери. Это особое песнопение, посвященное конкретному святому или православному празднику. В данном случае Божией Матери.

Многие обращаются за помощью к Минской иконе Божией Матери. От чего помогает эта икона, знают все верующие. Она помогла пережить многие лихолетья, ей поклонялись православные на протяжении множества поколений. Считается, что Божья Матерь помнит всех, кто к ней когда-либо обращался. Большинство просят ее о заступничестве и защите.

В честь явления иконы регулярно проходят торжественные богослужения, посвященные Минской иконе Божией Матери. О чем молятся этой христианской святыне? В первую очередь, ей ставят свечки за здравие, считается, что это удивительная икона, которая помогает многим людям. Часто к ней обращаются за помощью, когда кто-то из родных тяжело болен, лежит в больнице, а врачи в бессилии разводят руками. В этом случае верующие часто обращаются за поддержкой с молитвами к Минской иконе Божией Матери.

Особая молитва

К этой иконе обращаются с особой молитвой. Ее называют Небесной Заступницей, просят избавить от врагов, чужеземных нашествий, междоусобной брани, а также от всех бед, болезней и искушений.

В молитве Минской иконе Божией Матери всегда просят не забывать простых грешных, которые к ней обращаются, простить все согрешения, помиловать и спасти. Православные надеются на защиту, прощение всех грехов, исцеление, мир и покой в семье.

Минский приход

Отдельный минский приход иконы Божией Матери "Всецарица" открыт в белорусской столице по адресу: улица Грушевская, дом 50. Здесь регулярно проводятся божественные литургии, всенощные бдения, молебны с акафистом.

Самые торжественные службы проходят в праздник Минской иконы Божией Матери, который отмечается 26 августа. Считается, что в этот день состоялось явление иконы верующим. Службу Минской иконе Божией Матери проводит митрополит Минский, на торжества съезжаются все архиепископы и епископы.

Все начинается со всенощного бдения, затем литургия, наконец, торжественное богослужение. Часто в этот день читают в вечернюю службу особую группу псалмов под названием "Господи воззвах" Минской иконы Божией Матери.

Комментарии