Феофан Грек: икона "Богоматерь Донская"
В 1370 году пришёл из Византии и поселился в Новгороде тридцатилетний художник-иконописец по имени Феофан. Новгородцы дали ему прозвище Грек – оно и по месту рождения было схоже, да и русские слова мастер постоянно путал с греческими. Когда же, благословясь, начал он роспись Преображенской церкви, что стояла на Ильине улице, то явил изумлённым взорам новгородцев столь дивные образы Предвечных Сил, что закрепилась за ним слава, не померкнувшая и до наших дней.
Иконописец с берегов Босфора
О жизни Феофана Грека сохранилось мало сведений. Известно, что с Волхова отправился он на Волгу в Нижний Новгород, а затем в Коломну и Серпухов, пока, наконец, не поселился в Москве. Но везде, куда бы ни направил он стопы, оставлял после себя чудно расписанные храмы, заставки в церковных книгах и иконы, ставшие недосягаемым образцом для многих поколений художников.
Несмотря на то что со времён, когда жил и творил Феофан Грек, минуло шесть веков, до наших дней сохранились многие его работы. Это и роспись упомянутой уже новгородской церкви Спаса Преображения, и фрески на стенах кремлёвских соборов – Архангельского и Благовещенского, а также церкви Рождества Богородицы на Сенях. Но кроме этого в сокровищницу отечественного искусства вошли написанные его кистью иконы, самой знаменитой из которых является образ Пречистой Богородицы, вошедший в историю как «Богоматерь Донская».
Дар князю Дмитрию Донскому
Об истории создания этой самой известной работы мастера сохранилось так мало сведений, что среди искусствоведов бытуют самые различные мнения относительно года и места её написания. Есть даже скептики, пытающиеся оспаривать авторство Феофана (по их мнению, святой лик нарисовал один из его учеников). Однако на протяжении длительного времени сложилась традиция, в равной степени основанная и на исторических материалах, и на устном предании, согласно которой именно Феофан Грек создал этот шедевр, и сделал это до 1380 года.
Почему именно так? Ответ можно найти в «Историческом описании московского Донского монастыря», составленном в 1865 году знаменитым историком И. Е. Забелиным. На его страницах автор цитирует древнюю рукопись, в которой рассказывается о том, как перед началом Куликовской битвы казаки поднесли великому князю Дмитрию Донскому этот образ Пресвятой Богородицы, через который сама Царица Небесная даровала православному воинству силы и мужество на одоление супостатов.
О том, где находилась Донская икона Божией Матери после разгрома Мамая на Куликовом поле в 1380 году, существует несколько гипотез. Наиболее вероятной принято считать ту, согласно которой святой образ на протяжении двухсот семидесяти лет хранился в Успенском соборе Симонова монастыря, для которого он якобы и был написан. Это неслучайно, так как икона является двусторонней, и на её обороте написана сцена Успения Божьей Матери в общепринятом православной церковью композиционном решении.
Икона – защитница россиян
Следующее яркое явление иконы, которую получил Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, относится к 1552 году, когда, отправляясь в свой победоносный поход против Казанского ханства, перед этой иконой молился царь Иван Грозный. Испросив у Небесной Заступницы Её покровительства, он взял с собой и образ, написанный Феофаном Греком, а вернувшись, поместил его в Архангельском соборе Кремля. Сопутствовала икона царю и в его походе на Полоцк в 1563 году.
Так уж было угодно Царице Небесной, что чудотворный образ «Богоматерь Донская» появлялся перед россиянами в годину тяжких военных испытаний, вселяя в них мужество и благословляя православное воинство. Случилось это и в 1591 году, когда к Первопрестольной подступили несметные полчища татарского хана Казы II Гирея. Уже с высоты Воробьевых гор оглядывали они хищными взорами русскую столицу, но вынесли москвичи из собора Донскую икону Божьей Матери, обошли с ней крестным ходом городские стены, и стали они неприступны для врага.
На следующий день, 19 августа, в страшной сече полегло войско татарского хана, а сам он с остатками своих приспешников едва спасся бегством, и лишь чудом вернулся в Крым. Всё это время Донская икона Божией Матери находилась в полковой церкви, и ни у кого не возникло сомнений в том, что именно её заступничество помогло изгнать врагов с русской земли.
В память о великой победе на месте, где находилась во время битвы полковая церковь, основали монастырь, получивший название Донского. Для этой новой обители был изготовлен список с чудотворной иконы, давшей ей своё название, и тогда же был установлен день её всецерковного празднования - 19 августа (1 сентября). С этого времени Богоматерь Донская почитается как небесная защитница русской земли от всех, кто приходит на неё с мечом.
Царь, заложник Смутного времени
Когда в 1589 году, уже после смерти царя Фёдора Иоанновича – третьего сына Ивана Грозного, прервалась на Руси династия Рюриковичей, и опустевший престол достался Борису Годунову, то первый Патриарх Московский и всея Руси Иов благословлял его на царство именно этой иконой. Однако правление Бориса не было счастливым. Оно совпало с тяжелейшим периодом русской истории, получившим название Смутного времени.
Пробыв семь лет во главе государства, раздираемого как иностранной интервенцией, так и внутренними социальными конфликтами, царь скоропостижно скончался в 1605 году, едва дожив до пятидесяти трёх лет. Местом упокоения почившего государя стал Архангельский собор Кремля, где на его могильную плиту скорбно взирал со стены лик Донской иконы Божьей Матери, перед которым он ещё недавно, под неумолчный перезвон колоколов, клялся в беззаветной верности Отечеству.
Начало царствования Петра I
Известно, что в начале царствования Петра I Россия вела войну с Турцией, длившуюся в течение четырнадцати лет и ставшую частью общеевропейской Великой Турецкой войны. Началась она с похода русской армии на Крым. Возглавлял её верный сподвижник государя князь Василий Васильевич Голицын.
Икона «Богоматерь Донская» сопутствовала ему в период всей этой военной кампании, ставшей для России тяжёлым испытанием и стоившей ей многочисленных жертв. Но заступничество Богородицы, явленное Ею через образ, хранившийся в шатре главнокомандующего, помогло ратникам, хоть и с большими потерями, но вернуться домой, выполнив задачу, поставленную перед ними союзническими обязательствами. Последние годы XVII века чудотворный образ провёл в покоях родной сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, где были собраны многие старые иконы, и откуда впоследствии он был передан в Благовещенский собор Кремля.
Судьба образа в XVIII и XIX вв.
В XVIII и XIX веках икона пользовалась всенародным почитанием. Ей возносили молитвы и сочиняли похвальные слова. Кроме того, прославленный образ оказался в центре многих повестей и сказаний, часть которых отражала действительные события, сведения о которых были почерпнуты из документальных источников, а часть явилась плодом фантазии народа, желавшего выразить свою любовь и благодарность Небесной Заступнице.
На украшение иконы не жалели средств. Известно, что до наполеоновского нашествия образ был покрыт богатым окладом с драгоценными камнями. Камни были похищены французами, а после их изгнания осталась лишь золотая рамка для иконы, которую мародёры по ошибке приняли за медную.
Художественные особенности иконы
Написана она на доске размером 86х68 см. Говоря об иконографических особенностях образа, следует отметить, что икона «Донская Богоматерь» относится к принятому у искусствоведов типу богородичных икон «Умиление», характерной особенностью которого является соединение ликов Богородицы и Её Предвечного Младенца. Но богословский смысл, заложенный в иконах этого типа, выходит далеко за рамки бытовой сцены, изображающей ласки матери и её ребенка.
В данном случае представлено зрительное выражение религиозной догмы, определяющей взаимоотношение Творца к Его творению. Священное Писание говорит о столь безграничной любви Бога к людям, что для их спасения от вечной смерти Он пожертвовал Своим единородным Сыном.
Особенную торжественность фигурам придавал утраченный ныне золотой фон, на котором были изображены Богородица с Младенцем. Не сохранилась также и позолота, покрывавшая нимбы, но, к счастью, лики и одежда дошли до наших дней в хорошем состоянии.
Композиционное и цветовое решение иконы
Композиционное решение образа достаточно характерно для икон данного извода (канонической разновидности). Пресвятая Дева обнимает Сына, сидящего у Неё на коленях и прильнувшего к Её щеке. Предвечный Младенец изображён воздевшим правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держащим свиток.
Икона Феофана Грека отличается от иных образов данного извода изображением обнажённых до колена ножек Богомладенца, опирающихся на запястье левой руки Богородицы. Складки, покрывающие Его хитон цвета охры – верхнюю одежду, подчёркнуты сетью тонко проработанных золотых линий, создающих в сочетании с цветом ткани и синими вставками торжественный и праздничный вид. Общее впечатление дополняет золотой шнурок, стягивающий свиток.
Столь же нарядно и в то же время с оттенком благородства представлено облачение Богородицы. Её верхняя накидка – мафорий – выполнена в тёмно-вишнёвых тонах и оторочена золотой каймой, отделанной бахромой. Три золотые звезды, традиционно служащие украшением Её убранства, имеют сугубо догматический смысл. Они символизируют вечное девство Богоматери – до, во время и после рождения Иисуса.
Отступления от византийских канонов
Следует заметить, что, по мнению большинства искусствоведов, иконописец Феофан Грек (византиец по происхождению) в своём творчестве вышел за рамки устоявшихся традиций константинопольской школы, мастера которой не позволяли себе в творческих экспериментах нарушать установленные каноны. Донская икона Божьей Матери является ярким тому примером.
Чтобы придать чертам лица Богородицы большую жизненность и экспрессию, художник допускает некоторую асимметрию в расположении рта и глаз. Они не параллельны, как на иконах византийских мастеров, а расположены по нисходящим осям. Кроме того, рот несколько смещён вправо.
Эти, казалось бы, незначительные детали, используемые автором в сугубо технических целях, являлись, тем не менее, нарушением канонов, установленных константинопольской церковью, и в Византии считались недопустимыми. И таких примеров много в иконах и фресках, которые написал Феофан Грек. "Богоматерь Донская" – один из них.
Оборотная сторона иконы
Большой интерес представляет и оборотная сторона доски, на которой изображено Успение Богородицы – икона, как было сказано выше, двусторонняя. Живопись здесь сохранилась гораздо лучше, чем на лицевой поверхности. Отчётливо читается даже тонкая надпись, нанесённая киноварью. Возможно, сыграл свою роль некогда бывший на иконе оклад, похищенный французами в 1812 году, напоминанием о котором служит лишь сохранившаяся до наших дней золотая рамка для иконы.
При взгляде на образ бросается в глаза отсутствие элементов, традиционных для данного сюжета. Мастер не включил в композицию привычного в таких случаях изображения ангелов, возносящих апостолов, скорбящих женщин и многие иные подобные атрибуты. Центральной является фигура Иисуса Христа, держащего в руках крошечную запеленованную фигурку, символизирующую бессмертную душу Богоматери.
Перед фигурой Христа на ложе покоится тело усопшей Богородицы, окружённое фигурами двенадцати апостолов и двух епископов – присутствовавших, согласно Священному Писанию, при кончине Девы Марии. Характерны две детали, являющиеся выражением условности, принятой в иконописи: это здания, помещённые по краям иконы и означающие, что данная сцена происходит внутри помещения, и свеча, поставленная перед ложем Богородицы – символ угасающей жизни.
Дискуссии вокруг авторства иконы
Характерно, что и сцена, изображённая на оборотной стороне иконы, несёт в себе явные отступления от традиций византийской живописи. Об этом в первую очередь свидетельствуют лики апостолов, лишённые характерных для традиций Константинополя черт аристократизма. Как подчёркивают в своих работах многие исследователи творчества Феофана Грека, им в большей степени присущи сугубо крестьянские черты, распространённые среди простонародья.
Неудивительно, что множественные отличия произведений Феофана Грека от канонов и художественных традиций Византии породили у ряда искусствоведов сомнение в авторстве приписываемых ему работ. Их точка зрения вполне объяснима, ведь на берегах Босфора художник не только родился, но и сформировался как мастер иконописи – не следует забывать, что на Русь он пришёл уже в тридцатилетнем возрасте.
Его манера письма ближе новгородской школе, чем его родной византийской. Многолетние дискуссии по этому поводу не прекращаются и поныне, однако в них доминирует мнение, что, оказавшись в новой для него стране и имея возможность видеть многие старые иконы, созданные русскими мастерами, художник использовал в своём творчестве их характерные черты.
Наиболее известные копии иконы
Известно, что на протяжении многовековой истории иконы с неё было сделано несколько списков. Наиболее ранний из них относится к концу XIV века. Он был изготовлен по заказу двоюродного брата Дмитрия Донского – князя Владимира Андреевича, и, украшенный серебряным с позолотой окладом, стал его даром Троице-Сергиевой Лавре.
Во времена Ивана Грозного по его повелению были выполнены два списка, один из которых, отправленный в Коломну, был впоследствии утерян, а другой, помещённый в Успенском соборе, сохранился до наших дней. Когда же Заступница Небесная в 1591 году помогла москвичам отразить нашествие хана Гирея, и на месте, где стояла полковая церковь, был основан Донской монастырь, то специально для него сделали ещё один список чудотворного образа. Известны также несколько копий более позднего периода.
Донской монастырь: адрес и проезд городским транспортом
Советский период стал новым этапом в истории Донской иконы Божьей Матери. С 1919 года этот образ включён в собрание Третьяковской галереи. Здесь он является одним из самых замечательных экспонатов раздела Древнерусской живописи. Раз в год, в день его всецерковного празднования, образ доставляют в Донской монастырь (адрес: Москва, Донская пл. 1-3), где перед ним совершается торжественное богослужение, на которое собираются тысячи людей. Каждый, кто, оказавшись в это время в Москве, захочет принять в нём участие, может попасть в монастырь, выйдя из метро на станции Шаболовской.
Неслучайно именно этот образ Пресвятой Богородицы пользуется особенной любовью у россиян. Как отмечалось выше, он в течение всей своей истории был связан с ратными подвигами защитников Отечества, и через него Царица Небесная многократно являла православному люду свою помощь и заступничество.