Кант: доказательства о существовании Бога, критика и опровержение, моральный закон

В европейской философии доказательства существования Бога являются необходимыми для осмысления связи бытия и мышления. Эта тема волнует умы выдающихся мыслителей на протяжении тысячелетий. Не минула эта стезя и великого немецкого мыслителя Эммануила Канта – основоположника немецкой классической философии. Существуют классические доказательства о существовании Бога. Кант подверг их исследованию и жестокой критике, при этом желая истинного христианства, не лишённого разума.

Предпосылки критики

Хочется отметить, что между временем Канта и Фомы Аквинского, чьи доказательства признаны церковью классическими, прошло пятьсот лет, в течение которых наступили значительные изменения в жизни. Трансформировалось общество и сам человек, были открыты новые законы в естественных областях познания, которые смогли объяснить многие природные и физические явления. Шагнула вперёд и философская наука. Естественно, что логически правильно выстроенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, Канта, рождённого пять сотен лет спустя, удовлетворить не могли. На самом деле доказательств намного больше.

В своих работах Кант приходит к удивительным заключениям, касающимся внутреннего мира человека. Если при изучении внешнего мира человек понимает, что во Вселенной действуют определённые законы, способные объяснить природу многих явлений, то при изучении моральных законов он сталкивается с тем, что о духовной природе не знает ничего и только делает предположения.

Рассматривая с философских позиций доказательства о существовании Бога, Кант сомневается в их обоснованности с точки зрения своего времени. Но он не отрицает само существование Бога, он, скорее всего, критически относится к методам доказывания. Он утверждает, что духовная природа была и остаётся неизученной, непознанной. Граница познания – это, по мнению Канта, главная проблема философии.

Даже если мы возьмём наше время, когда естественные науки сделали невиданный скачок: открытия в физике, химии, биологии и других науках, то в духовном плане всё остаётся на уровне предположений, как во времена Канта.

Пять доказательств

Фома Аквинский выбрал правильно построенные логические доказательства о существовании Бога. Кантом они были сведены к трём: космологическое, онтологическое, теологическое. Исследуя их, он критикует существующие, и вводит новое доказательство – моральный закон. Это вызвало противоречивую реакцию мыслителей. Назовём эти пять доказательств.

Первое

Всё в природе движется. Но любое движение не может начаться само по себе. Необходим начальный побудитель (источник), который сам остаётся в покое. Это есть высшая сила – Бог. Другими словами, если во Вселенной существует движение, значит, кто-то должен был его начать.

Второе

Космологическое доказательство. Любая причина порождает следствие. Нет смысла искать предыдущего, так как беспричинная причина или первопричина – это и есть Бог.

Третье

Любой предмет во Вселенной вступает во взаимосвязь и взаимоотношение с другими предметами, телами. Невозможно найти все предшествующие взаимоотношения и взаимосвязи. Должен быть независимый и самодостаточный источник – это и есть Бог. Это доказательство Кант представлял как продолжение космологического.

Четвёртое

Онтологическое доказательство. Абсолютным совершенством является то, что есть в представлении и действительности. Его принцип к сложному от простого – вечное движение к абсолютному совершенству. Именно им является Бог. Кант заявлял, что нельзя представлять Бога всесовершенным только в нашем сознании. Он отвергает это доказательство.

Пятое

Теологическое доказательство. Всё в мире существует в определённом порядке и стройности, возникновение которых невозможно само по себе. Это заставляет предположить, что существует некое организующее начало. Это и есть Бог. Платон и Сократ видели в устройстве мира высший разум. Это доказательство принято называть библейским.

Доказательство Канта

Нравственное (духовное). Проведя критический разбор и доказав ошибочность классических доказательств, философ открывает совершенно новое, что даёт, к удивлению самого Канта, шесть доказательств существования Бога. Его никто до нашего времени не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Краткая суть его в следующем. Совесть человека, живущая внутри его, содержит закон нравственный, который человек не может творить сам, он также не возникает из соглашения между людьми. Наш дух тесно связан с Богом. Он независим от нашего желания. Творец этого закона – высший законодатель, независимо от того, как мы его называем.

За его соблюдение человек не может желать награды, но она подразумевается. В нашем духе высшим законодателем заложено, что добродетель получает высшую награду (счастье), порок – наказание. Соединение нравственности со счастьем, дающимся человеку в награду – вот высочайшее благо, к которому стремится каждый человек. От человека не зависит соединение счастья с нравственностью.

Религия как подтверждение Бога

Все земные народы имеют религию, верят в Бога. Об этом говорили Аристотель и Цицерон. Вместе с этим существует семь доказательств существования Бога. Кант это утверждение опровергает, заявляя, что мы не знаем всех народов. Всеобщность понятия не может служить доказательством. Но в то же время он говорит о том, что это подтверждает существование нравственного закона, что в каждой душе живёт вера в Бога, в независимости от расы, климата, в котором проживает человек

Кант и вера

Из биографии Канта видно, что он относился к религии с абсолютным равнодушием. С детства он воспитывался на понимании веры (лютеранства) в духе пиетизма – распространённого в то время движения, которое возникло в Германии в конце XVII века как протест против перерождения лютеранства. Был против церковных обрядов. Пиетизм основывался на убеждении в предмете веры, знании Священного писания, нравственном поведении. Впоследствии пиетизм вырождается в фанатизм.

Детское пиетистское мироощущение он впоследствии подвергает философскому анализу и жестокой критике. Прежде всего досталось Библии, которую Кант считал не более чем древним текстом. Дальше подвергается критике такое понятие, как «спасение». Лютеранство, как течение христианства, ставит его в зависимость от веры. Кант воспринимает это, как недостаточно почтительное отношение к разуму человека, ограничению его самосовершенствования.

Хочется сразу отметить, что философские доказательства о существовании Бога, Кантом открытые в том числе, являются предметом европейской философии и папского христианства. В православии попыток доказать существование Бога не предпринималось. Так как вера в Бога – это предмет личных убеждений человека, поэтому никаких доказательств не требовалось.

Докритический период Канта

В первую половину жизни или, как называют это время биографы, в докритический период, ни о каких доказательствах существования Бога Эммануил Кант не думал. Он был полностью поглощён естественнонаучными темами, в которых он делает попытку толкования строения Вселенной, происхождения мироздания с точки зрения ньютоновских принципов. В основной своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он рассматривает зарождение Вселенной из хаоса материи, на которую действуют две силы: отталкивания и притяжения. Зарождение её с планетами, со своими законами развития.

Исходя из слов самого Канта, он старался не вступать в противоречия с требованиями религии. Но его основная мысль: «Дайте мне материю, и я построю из неё мир…» – это дерзновение поставить себя равным, с точки зрения религии, Богу. Рассмотрения доказательств существования Бога и их опровержения Кантом в этот период жизни не было, это пришло позднее.

Именно в это время Канта увлекла философская методология, он искал способ превратить метафизику в точную науку. Среди философов того времени существовало мнение, что метафизика становится сродни математике. Именно с этим не соглашался Кант, определяя метафизику как анализ, на основе которого определяются элементарные понятия человеческого мышления, а математика должна быть конструктивна.

Критический период

В критический период были созданы его самые главные работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», где Иммануил Кант доказательства существования Бога подвергает анализу. Как философа его интересовали, прежде всего, вопросы осмысления бытия и самого предмета существования Бога, выдвинутые в философской теологии выдающимися мыслителями прошлого, такими как Аристотель, Декарт, Лейбниц, богословами-схоластиками, а именно Фомой Аквинским, Ансельмом Кентерберийским, Мальбраншем. Их было достаточно много, поэтому классическими принято считать пять основных доказательств, изложенных Фомой Аквинским.

Ещё одно сформулированное Кантом доказательство существования Бога кратко можно назвать законом внутри нас. Это нравственный (духовный закон). Кант был потрясён этим открытием и стал искать начало этой могучей силы, которая заставляет человека претерпевать самые ужасные душевные муки и забывать про инстинкт самосохранения, даёт человеку невероятную силу и энергию.

Кант пришёл к выводу, что ни в чувствах, ни в разуме, ни в природной и социальных средах Бога нет, как нет в них механизма порождения морали. Но он есть в нас. За несоблюдение его законов человека обязательно ждет наказание.

Комментарии
2
Нельзя утверждать и отвергать существование Бога. Так как есть вещи которые нам не доступны. То есть например бесконечность пространства и времени. Почему мы не можем остановить время и почему это от нас не зависит? Почему бесконечно пространство? согласитесь это ведь всё вне нашего разума понимания. Почему я должен если всё это понять кланятся придуманными людьми божествами? На Земле 4 основных религии и все утверждают что их Бог существует а остальные ошибаются.
1
Я думаю что нравственный закон это следствие социального бытия человека , причем здесь бог для меня не является вопросом или подтверждением чегото высшего над нами.Я в эту статью заглянул , чтобы быстренько узнать как Иммануил разнес п.1 Ф.Аквинского "О движении" , но не вышло...Придется читать Канта.
мораль и нравственность очень разнообразна на нашей планете, были культуры где было нормой есть себе подобных, а были культуры где даже взгляд мог дать повод к моральным дискуссиям, есть и такие где жизнь человека и его выбор считаются священными. но есть нечто общее это - стыд за совершенные проступки, он в основном только мешает существовать, быть сильнее, умнее и лучше себе подобных, но как ни странно он и помогает нам развиваться быть сильнее, умнее и лучше для других, а не для себя одного.
-1
Как глупо считать Бога инопланетянином. Бог- это нечто непостижимое человеческому разуму, вся система мироздания с её сложной иерархией. Лучше Фомы Аквинского и Канта мы не скажем.
У меня есть теория(моя)Бог всё же инопланетянин создавший нашу рассу из шимпанзе(позанимался с геномом)И он бессмертный всемогущий т к на сотню тысяч лет старше(его цивилизация)Он создал в нас мораль.Даже самый мелкий знает изначально мораль хорошо плохо.И борется со своими желаньями(от сатаны)Который тоже постарался.Может дружок БОГА.Они так коротают время
-1
А всё для чего?Сами хотят познать мир до сути,миллиарды триллионы уникальных душ и и их мысли в их распоряжении святой дух(технология)всё фиксирует буквально всё и мощности компа хватает
Я бывший атеист. Сейчас христианин. Из Библии знаем, что Бог есть дух. И познать Бога можно только духовно. А если проще, вступив в общение с Ним. Мы говорим с Богом в молитве, Бог говорит с нами в Библии. И по мере того, как мы подтверждаем свое желание к общению с Богом, Бог все больше и больше открывается нам, через разум. Наступает покаяние. По гречески метания. Посмотрите в вики. Наступает момент, когда сомнения в бытие Божием просто исчезает. Ты рождавшийся духовно. Как и говорил Христос.
А..., чего тут комментировать??!!! Сейчас эпохальное время("точка") - или мы согласимся с Богом, и становимся Людьми, или нас не будет...
Ведь можно сказать, что за нарушение заветов человек наказывает себя сам. Или, если угодно, организм человечества защищается от "клетки - мутанта". Мы же как матрешка: индивид служит интересам сообщества. Сообщество - интересам всего человечества. Человечество - часть биосферы и этап развития на пути ( куда?). Вся планета - часть сообщества семьи Солнца (не старшая ветка, по всей видимости). И так далее.
1
Любое логическое доказательство ущербно в силу того, что сама наша логика несовершенна. Мы пытаемся использовать свой опыт для того, чтобы понять то, для чего такого опыта недостаточно. Но есть чувственное восприятие. Включение в работу понимания информации из подсознания. Пласт такой информации гораздо мощнее, чем то, что отложено в "оперативной памяти" для использования в повседневной жизни.
Иногда логика лишь переводит нам то что уже пришло на уровне чувств. Разумеется, Алиса, можно доверять этой информации. Так-же, как можно и не доверять. Это зависит не от уровня информированности источника, а только от настройки того, кто принимает.
1
Шестое доказательство Канта меня удивляет своей неверностью. Нравственный закон внутри нас возникает не из соглашений между людьми, а из ОТНОШЕНИЙ между людьми. Человеческое общество может существовать только при отношениях, которые порождают обычные нравственные законы - не убивай. не кради итд. Бытие определяет сознание. Невозможно существование общества, где будут разрешены бесконтрольные убийства и кражи. Неужели Кант не мог догадаться об этом? Или я не понял Канта?
Сознание определяет бытие!
я думаю Кант размышлял и анализировал, откуда и по каким механизмам берутся эти законы, это просто природное явление выработанное в нас социальным развитием или в этом есть рука господа.
Без бога человек прошлого сошёл бы с ума. Чем меньше знаний, тем крепче вера. Но и запредельные знания ведут обратно к богу.
1
Наталья пародокс веры заключаеться в том, что у людей есть моральные чувства. Но все мы убийцы или заказчики убийц, которые платят налоги, чтобы наша армия обижала слабых и нищих. Так что невежество это зло, как и вера в религиозные течения. По сему остаеться лишь высшая сила, как ты её не называй, Бог или Тьма безвености. Так что как вы понимаете с точки зрения христианской морали, пока не ведете себя как Амиши, вы редкостные грешники, совершающие смертный грех. Так что вперед, Маркс, Кант,Энге
у греха нет стоимости и искупить его деньгами не получится, только пониманием и раскаяньем, это и есть путь к богу и выбрать его можно всегда, но получится ли у тебя простить себя и поговорить с богом.
Система образования в мире по сути отвергает логическое мышление каждого человека... Не учат этому ни в одном ВУЗе Мира ! Это главная беда людей планеты. Вопрос, а судьи кто? Ведь в Библии сказано: "...и сотворил Бог человека, по образу и подобию своему...! Сотворение человека на 6 день в конце творения на подготовленной "почве" говорит о том, что в Будущем мы сможем изготавливать планеты и издавать инструкции по пользованию - Библии...Выходит мы сами верим в себя только в разумных, добрых, обр
В моби дике тоже много чего зашифровано, вы просто маловато знаете о статистике
Кроме того если считать людей по планете и верующих, то главная книга это Коран.
1
Невнимательно читали! Сотворил только по образу, подобие не указано в результате творения.
Ислам такая же АВРААМИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, как и ХРИСТИАНСТВО. Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама