Логопедический кабинет в ДОУ - особенности, рекомендации по оформлению и отзывы
В дошкольных образовательных учреждениях для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.
Структура
Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:
- Зона для индивидуальных занятий. Там логопед обучает каждого ребенка индивидуально. Из обязательного оборудования – это стол, стулья, настенное зеркало, используемое с целью отработки правильного звукопроизношения.
- Зона для проведения групповых занятий. Она должна быть больше, просторнее. Важно наличие нескольких парт, стульев, классной доски и индивидуальных зеркал.
- Зона хранения учебно-методического и учебно-дидактического материала. Угол для размещения шкафов, столов, стеллажей с различными пособиями, иллюстрациями для занятий, дидактическими игровыми схемами и др.
- Рабочее место учителя-логопеда оно оформляется так, чтобы педагогу было комфортно работать. Поэтому необходим письменный стол, стул, компьютер (ноутбук), принтер.
Паспорт логопедического кабинета
Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?
- Правила пользования кабинетом.
- Оборудование.
- Документация.
- Учебно-методические пособия.
- Предметно-развивающая среда.
Правила пользования
- Влажную уборку помещения следует проводить каждый день.
- Кабинет регулярно нужно проветривать.
- Перед каждым использованием, а также после занятий логопедические зонды и шпатели обрабатываются медицинским спиртом.
- В конце рабочего дня нужно проверять, закрыты ли окна, отключены ли электрические приборы.
Оборудование
Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:
- Парты и стулья – их должно хватать на всех детей, которые записаны на занятия. Мебель должна подбираться исходя из роста обучающихся.
- Подставки для карандашей, ручек – это поможет приучить детей поддерживать в чистоте рабочее место.
- Магнитная доска располагается на уровне роста учеников.
- Шкафы для пособий в достаточном количестве, чтобы книги и материал не лежали на видных местах.
- Настенное зеркало для индивидуальной работы – оптимальной шириной считается 50 см, а длиной – 100. Лучше всего разместить его возле окна. Но если такой возможности нет, следует поместить зеркало на любую другую стену, но с дополнительным освещением.
- Индивидуальные зеркала, размер которых составляет 9 х 12 см, в количестве, соответствующем численности детей. Используются в ходе групповых занятий.
- Стол возле настенного зеркала, стулья для логопеда и ребенка, чтобы проводить индивидуальные уроки. Кроме дополнительного, используется местное освещение.
- Набор логопедических зондов.
- Этиловый спирт, вата, бинт для обработки инструментов.
- Фланелеграф, набор фигурок и картинок.
- Мольберт.
- Разрезная азбука.
- Наглядный материал для обследования речевого развития детей, разложенный по конвертам и хранящийся в специальном ящике.
- Иллюстрации речевого развития, систематизированные по лексическим темам.
- Учебные пособия, состоящие из: карточек-символов, карточек с индивидуальными занятиями, альбомов по коррекции звукопроизношения.
- Речевые игры, различные лото.
- Учебно-методическая литература.
- Полотенце, мыло, влажные салфетки.
Задачи, решаемые в логопедическом кабинете
Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:
- комплексное обследование детей на предмет психомоторного, речевого развития;
- составление индивидуальных коррекционных программ и перспективного плана развития для каждого ученика;
- проведение консультаций, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.
Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.
Документация
Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:
- Перспективный план работы с детьми на учебный год.
- Календарное планирование учебных занятий.
- Речевая карта на каждого ребенка с дополнительными документами: направление на ПМПК, справка от педиатра поликлиники, справки от других специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр), характеристика от воспитателя ясельной группы (если ребенок ее посещал).
- Тетрадь для индивидуальной работы с детьми.
- Расписание логопедических занятий.
- План по подготовке кабинета к новому учебному году.
- План по самообразованию педагога на учебный год.
- Инструкции по технике безопасности и охране труда.
- Журналы учета посещаемости, проводимых консультаций, первичной диагностики, заключений ПМПК, учета движений детей в логопедической группе.
- Анкеты для родителей.
Что необходимо для обследования речевого развития
Каждый логопед знает, как определить уровень речевого развития ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:
- Материал для обследования интеллекта, чтобы правильно построить коррекционную работу, нужно определить интеллектуальный уровень ребенка. Это поможет правильно составить план работы на учебный год.
- Материалы для обследования всех сторон речевого развития. К данным компонентам относятся: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.
Предметно-развивающая среда
Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:
- развития высших психических функций;
- совершенствования моторной сферы;
- оттачивания звукопроизношения;
- формирования фонематического слуха и звукового анализа;
- подготовки к школе; формирования словарного запаса (импрессивного и экспрессивного): предметные картинки на различные лексические темы, задания на словообразования, картинки на подбор антонимов и синонимов, сюжетные картинки;
- формирование связной речи, ее грамматической стороны.
Школьный кабинет логопеда
Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.
Оснащение
Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:
- Парты, стулья по количеству учеников.
- Классная доска – располагается на уровне роста учеников первого класса. Желательно, чтобы имелась разлиновка на части доски.
- Шкафы для учебно-методической литературы и дидактических пособий, наглядного материала.
- Настенное и индивидуальные зеркала. Требования к размеру и расположению такие же, как в детском саду.
- Комплект логопедических зондов, шпателей, принадлежности для их обработки.
- Набор диафильмов с фильмами, мультфильмами прочими материалами для развития речи, знакомства с окружающим миром и математическими представлениями.
- Экран, чтобы показывать фильмы, который вне использования должен находиться в сложенном виде над классной доской.
- Настенные касса букв и слоговая таблица.
- Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы звукового анализа.
- Таблица с прописными и заглавными буквами, расположенная над доской.
- Наглядно-иллюстративный материал для обследования, проведения занятий.
- Наборы цветных ручек для каждого ребенка.
- Дидактические игры.
Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек – детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.
В выборе стилевого оформления логопедического кабинета детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.
Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.