Тамара Карсавина: фото, биография и личная жизнь русской балерины

Карсавина Тамара Платоновна – знаменитая русская балерина, прославленная артистка балета Дягилева. За свою долгую жизнь она пережила много волнений и тревог, трудностей и испытаний, но навсегда запомнилась благодарным зрителям как талантливая исполнительница сложных и замысловатых трюков.

Тамара Карсавина (годы жизни 1888 – 1978) создала на сцене более десятка ярких, незабываемых образов, талантливо передавая танцем эмоции, чувства и ощущения своих персонажей.

Чем примечательна данная танцовщица? Какова ее творческая деятельность и личная жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной статье. Также здесь будут приведены фото Тамары Карсавиной на сцене и в повседневной жизни.

Талантливый родитель

Биография Тамары Карсавиной берет свое начало в царском Санкт-Петербурге, где родилась будущая прославленная балерина весной 1885 года, в семье талантливого танцовщика Платона Карсавина, служившего в Императорском театре. Отец, обладая виртуозной техникой исполнения прыжков и пируэтов, не стал выдающимся артистом, но все же, после выхода в отставку, воспользовался своим правом стать потомственным почетным гражданином Российской империи.

Произошло это через шесть лет после рождения Тамары. Однако, перестав выступать, отец не оставил сцену. Некоторое время он преподавал балетное мастерство в театральном училище Петербурга.

Согласно мемуарам Тамары Карсавиной “Театральная улица”, семья жила небогато, часто испытывая материальные трудности. Из-за этого родители будущей балерины были вынуждены часто менять место жительства в поисках квартиры подешевле и получше.

Но, несмотря на все жизненные трудности и проблемы, отец был настоящим главой семьи. Он знакомил детей с искусством, прививал им любовь к танцу и музыке, побуждал обращать внимание на свой творческий потенциал.

Еще одно воспоминание Тамары Карсавиной о влиянии отца на ее жизнь связано с родительской библиотекой, которой она зачитывалась с шестилетнего возраста. Полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова и других классиков стали настоящим путеводителям для тонкой и чувственной души будущей балерины Тамары Карсавиной. Поэзия и проза этих литературных гениев учила жизни и давала много материалов для размышления.

Понимающая, рано повзрослевшая душа девочки глубоко проникалась идеалами классических произведений, она чутко воспринимала их суть и их смысл.

Строгая мать

Мать будущей балерины Тамары Карсавиной – Анна Иосифовна Хомякова, была довольно строгой, но любящей родительницей. Она никогда не баловала детей, старалась привить им нравственные и духовные нормы, но в то же время женщина чутко и внимательно относилась к своим малышам. Они всегда знали, что мама все простит, что мама все поймет.

Дети росли, и Анна Иосифовна старалась помочь им выбрать свой путь в жизни. Она развивала таланты сына и дочери, предоставляя для этого необходимые возможности и средства.

Очень скоро женщина заметила, что Тамарочка любит танцевать, что у нее неплохо получаются некоторые пируэты. Тогда Анна Иосифовна решила отдать малышку в балетную школу, чтобы развить ее природные таланты и наклонности.

Спорный вопрос

Наблюдая за танцевальной техникой дочери, отец тоже видел в ней неординарные способности. Было что-то такое в танце девочки, что заставляло удивляться и восторгаться одновременно. Это не была нежность или плавность. Не было в исполнении Тамары и присущего некоторым экспрессионизма или интенсивности. Нет. Однако девочка так своеобразно, так самобытно передавала эмоции музыки, что просто невозможно было отвергать в ней талант и врожденное мастерство.

И все же отец не хотел видеть дочь балериной. Слишком много он знал об этой профессии, слишком часто бывал за кулисами театральных выступлений, чтобы разрешить собственному ребенку попасть в это осиное гнездо.

Он видел характер своей наследницы и считал ее скромной и ранимой барышней, не способной противостоять жутким интригам и суровому обхождению театрального коллектива.

Однако мать, видя талант своей любимицы и ее горячее желание танцевать, настояла на том, чтобы девочка попыталась сдать экзамены в балетную школу. Что же из этого вышло?

Обучение

В балет Тамара Карсавина попала в десятилетнем возрасте, когда впечатлила приемную комиссию Императорского театрального училища своими танцевальными способностями. Ее приняли, несмотря на большую конкуренцию и ограниченность в вакантных местах.

Да и не могло быть иначе. Девочка отличалась приятными манерами, располагающей миловидностью и подходящим ростом. Карсавина Тамара, как в детстве, так и в зрелые годы, не отличалась ни слишком крупной статью, ни излишне хрупкой фигурой. Изящная, пластичная и гибкая, она казалась настоящей маленькой принцессой.

В учебном заведении Тамара Карсавина смогла преодолеть в себе природную стеснительность и стать более раскрепощенной и более артистичной. Кроме того, благодаря своему упорству и постоянным тренировкам, она смогла достичь необходимых высот и в манере исполнения. Теперь ее танцевальным композициям были присущи благородное изящество и ювелирная точность, так необходимые каждой балерине.

Что стояло за таким прогрессом? Как признается сама танцовщица, она жестко и неумолимо занималась, истязая себя дополнительными тренировками по вечерам и выходным. И результат того стоил.

Первые шаги на большой сцене

Сразу же после окончания училища (что произошло в 1902 году) Тамара Карсавина была принята в одну из балетных трупп Мариинского театра, где ей сразу же стала симпатизировать Матильда Кшесинская – прима-балерина и танцевальный педагог. Однако другая талантливая исполнительница – Анна Павлова, невзлюбила юную танцовщицу. Как неоднократно писала в своих мемуарах Тамара Карсавина, Анна Павловна несколько раз унижала ее при всех и старалась высмеять или оскорбить. Возможно, более старшая Павлова видела в начинающей артистке свою соперницу и конкурентку.

Одними из первых выступлений Тамары Карсавиной на большой сцене Мариинского театра были сольные, одиночные исполнения. Однако позднее начинающая балерина уверенно заявила о себе как о профессиональной талантливой танцовщице.

В большей степени этому способствовало ее знакомство с основным танцовщиком театра Михаилом Фокиным, который смело пробовал себя в образе балетмейстера. В своих первых постановках Михаил Михайлович задействовал Анну Павлову, однако позднее стал приглашать на ведущие роли более молодую и более пластичную Карсавину. С тех направление в творчестве Тамары Карсавиной было определено – она стала настоящей примой балета.

Не прошло и года, как девушка блистала на сцене Мариинского театра, исполняя центральные роли в знаменитых классических балетах “Жизель”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” и других.

Однако позже ее ожидало горькое разочарование – у Тамары обнаружили малярию. На лечение девушка отправилась с матерью в Италию, где полностью выздоровела и смогла взять уроки у знаменитой Катарины Беретты. Вернувшись в Петербург, она стала танцевать еще лучше и качественнее, поклонников и предложений появилось больше. Сама царская семья отметила выступление артистки и прислала ей свои благодарственные подарки.

Гастроли по Европе

В 1909 году Сергеем Павловичем Дягилевым была основана балетная антреприза, в которой Карсавина должна была играть вторую роль после Павловой. Однако Анна Павловна, по неизвестной причине, поссорилась с руководителем труппы и покинула ее. Таким образом центральное место во всех постановках заняла Карсавина Тамара Платоновна.

Ей довелось сыграть великолепные роли, выступать на прославленных сценах музыкальной Европы, снискать благоговение публики и одобрение критиков.

Некоторые блистательные выступления талантливой балерины

Среди самых выдающихся выступлений того периода следует упомянуть об одноактном балете-пантомиме “Карнавал”, впервые поставленном Дягилевым в своих “Русских сезонах” весной 1910 года. Вначале показ прошел в Берлине, затем успех повторился в Париже и Санкт-Петербурге.

Балет был поставлен всего за три дня репетиций и подразумевал выступление артистов не только на сцене, но и в зрительном зале. Такой новаторский подход был необычным и оигинальным, и принес успех не только Карсавиной, но и всей российской труппе.

Исполняя партию Коломбины, Тамара Платоновна, переодетая в героиню итальянских комедий, выглядела обворожительно, а ее ювелирные пируэты тонко сочетались с некоторой резкостью в движениях. Партнерами Карсавиной в роли Арлекина по очереди выступали Леонид Леонтьев, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин.

Также необходимо вспомнить об одноактном балете “Жар-птица”, написанном русским композитором Игорем Стравинским и оформленном выдающимися художниками и декораторами Александром Головиным и Леоном Бакстом. Премьера постановки состоялась в парижской Гранд-опере, летом 1910 года.

Балет, основанный на сказаниях из русского народного фольклора о жар-птице, представлял собой оригинальное слияние ритма и нежности, бурлящих эмоций и потаенной радости. Молодой композитор, переживающий о своем детище, присутствовал на всех репетициях, помогая Тамаре и ее партнеру Михаилу Фокину осознать слияние звуков и правильно передать их в своем гротескном танце.

Успех балета, как и успех Карсавиной, был впечатляющим. Многие сравнивали ее с языком пламени, обжигающим своими ритмическими движениями и ласкающим своей грациозностью и нежностью исполнения.

Наблюдая за танцами артистки, публика приходила в восторг, застывая от ее неожиданных прыжков и пируэтов. Восхищение зрителей проявлялось в долгих аплодисментах и немом обожании, сопровождавшем молодую приму везде, куда бы она ни пошла.

На следующий год Тамара Карсавина выступала в одноактном балете Михаила Фокина “Призрак Розы” или (“Видение Розы”), поставленном на музыку Карла фон Вебера и стихи Теофиля Готье. Премьера показа состоялась в опере Монте-Карло, весной 1911 года.

Сюжет балета представлял собой переплетение воспоминаний девушки, только что вернувшейся со своего первого бала, и ее сновидений. Она вспоминает своих кавалеров и грезит о том единственном, с которым ей будет комфортно и спокойно танцевать всю жизнь. Однако с первыми лучами солнца танец молодых возлюбленных обрывается, призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.

Ведущие роли в постановке исполнили Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка). Они настолько гармонично смотрелись (не только в этом балете, но и во многим других постановках), что вошли в историю как одна из лучших балетных пар того времени. Молодые артисты тонко чувствовали не только музыкальный ритм, но и друг друга, что помогло им в дальнейшем слаженно и плодотворно работать над многочисленными совместными дуэтами.

Следующим их успешным совместным выступлением был балет в четырех картинах “Петрушка”, где молодые люди исполняли роли Петрушки и Балерины.

Премьера постановки произошла летом 1911 года в парижском Шатле, она представляла собой историю кукольного персонажа, в котором проснулась жизнь и появились эмоции.

Яркий и неординарный талант молодых исполнителей как никогда проявился в живой и ритмичной музыке балета.

Личная жизнь на пике славы

Успех “Русского балета Дягилева” был просто феноменальным. Чем популярнее становилась сама труппа, тем известнее и востребованнее становились ее артисты. Успех Тамары Карсавиной был просто потрясающим. Она поражала всех не только своей пластичностью, красотой и артистизмом, но богатым внутренним миром, начитанностью, образованностью. Благодаря этому, у девушки появилось множество поклонников, желающих отдать ей не только свою руку, но и сердце.

Одним из них был подающий большие надежды офицер Карл Маннергейм, придворный медик Сергей Боткин и даже балетмейстер Фокин. Однако артистка выбрала себе в мужья совсем иного человека – небогатого и покладистого аристократа Василия Мухина, обожающего музыкальное искусство и саму танцовщицу.

Однако данный союз продлился всего несколько лет. В 1913 году личная жизнь Тамары Карсавиной резко изменилась. Прима встретила Генри Брюса – британского посла в Российской империи. Мужчина настолько воспылал к артистке страстью, что решился увезти ее из семьи к себе на родину, где они расписались в 1917 году. Вскоре молодая женщина родила сына.

Естественно, беременность и роды отразились на карьере танцовщицы. На некоторое время она сошла со сцены, чтобы принять на себя самую важную роль – роль матери семейства.

Жизнь заграницей

Однако Тамара Карсавина не собиралась оставлять сцену. Она по-прежнему блистала в балетных постановках Дягилева, гастролируя с труппой по странам Европы и даже Америки.

Самым удачным послевоенным выступлением молодой женщины можно назвать балет Леонида Мясина “Треуголка”, оформленный Пабло Пикассо и впервые поставленный лондонском Альгамбре в 1917 году. Позднее произведение было повторно показано в 1920 году в Париже и Монте-Карло.

Балет представлял собой гармоничное соединение классических и народных танцев. Написанный в стиле испанского фольклора, он состоял из нескольких центральных номеров, связанных друг с другом пантомимными сценками.

Сюжет был прост и незамысловат – Мельник (Леонид Мясин) и его Жена (Тамара Карсавина) живут в любви и согласии, однако Губернатор (Леонид Вуйциковский) пытается соблазнить женщину, что приводит его к всеобщему посмеянию.

Другая деятельность

Не оставляя балет, молодая женщина параллельно выступала в английском танцевальном ансамбле “Балле Рамбер” и исполняла сольные композиции в Ла Скале.

Помимо танцев, русская балерина занималась преподавательской деятельностью. Например, начиная с 1930-го года, она в течение двадцати лет занимала пост вице-президента Британской академии танца, где разрабатывала новую методику записи танцевальных движений.

В 1920-х годах артистка участвовала в съемках нескольких немецких и британских кинокартин, например, “Путь к силе и красоте”. Правда, ей доставались второстепенные, можно даже сказать, эпизодические роли, но все же она была задействована в мире искусства и востребована. А это было для нее самым главным.

Жизнь с мужем

По многочисленным откликам, Тамара Карсавина жила со своим мужем-дипломатом душа в душу. Генри Брюс был очень вежливым и мягким человеком, обожающим свою супругу и восхищающимся ее невообразимым талантом.

Однако, как гласят другие источники, не все было в этом союзе гладко. Например, долгое время ходили слухи о романтических отношениях между американской поэтессой испанского происхождения Мерседес де Акоста и героиней нашей статьи. Стоит упомянуть, что Мерседес де Акоста более знаменита не своими литераторскими трудами, а яркими и продолжительными лесбийскими романами с голливудскими кинозвездами. Достоверны ли слухи о ее связях с Тамарой Платоновной или же это плод воображения журналистов и папарацци – доподлинно неизвестно. Однако вопрос о сексуальной ориентации Тамары Карсавиной до сих пор остается открытым.

Умерла знаменитая танцовщица в Лондоне в возрасте девяноста трех лет.

Комментарии
3
"Однако вопрос о сексуальной ориентации Тамары Карсавиной до сих пор остается открытым". - Это так важно??? Покопаться в чужом белье...
2
Удивительная жизнь, удивительная судьба. Только что посмотрела сериал "Империя под ударом" и захотелось больше узнать о Карсавиной. Спасибо за статью о ней.