Пьер Боннар: биография и творчество

Пьер Боннар - живописец, гравер и один из великих колористов французского происхождения. Его творчество оказало неоценимое влияние и внесло вклад в современное изобразительное искусство и культуру в целом. Хотя его деятельность по хронологическим рамкам уже не входит в золотой век французской живописи, он, несомненно, является его частью.

Пьер Боннар: биография

Будущий живописец и деятель искусства был рожден 03.10.1867 г. в Ле-Канне, курортном городке на Лазурном Берегу Франции.

Его отец был чиновником, поэтому ни о каком искусстве не могло идти и речи. Он хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, которое он изучал в университете Сорбонны. Но юноше удалось отстоять свою точку зрения, поэтому Пьер Боннар поступил в частную художественную академию Жюлиана.

Продолжил получать художественное образование в парижской Школе изящных искусств. Именно тут образовалось объединение художников "Наби", которое возглавлял Боннар. Помимо него, туда входили Поль Серюзьё Кер-Ксавье Руссель и Амбруаз Воллар, с которым они сильно сдружились.

Пьер Боннар даже запечатлел его на нескольких своих картинах. Выставляя свои произведения на Салоне независимых художников в Париже, он познакомился с Анри Тулуз-Лотреком.

Он много путешествовал, объехав практически всю Европу и Северную Африку. С 1925 года окончательно обосновался на Лазурном Берегу в своем родном городе. Он купил уютный домик неподалеку от моря, где продолжал активно творить.

Ему пришлось пережить нацистскую оккупацию, после освобождения от которой он устроил выставку своих старых работ в ретроспективе.

Пьер Боннар: произведения

Среди наиболее известных работ живописца можно выделить: "Белый кот" (1894 г.), "Вишневый пирог" (1908 г.), "В лучах солнца" (1908 г.) и многие другие. У него есть целая серия картин, где запечатлены коты и кошки. Они частые герои на его полотнах.

Однако одной из самых известных его картин, безусловно, является уже упомянутое выше произведение "В лучах солнца". Худ. Пьер Боннар изобразил на этом полотне молодую обнаженную девушку, которая стоит у себя в спальне около постели. Теплые лучи утреннего солнца греют ее тело. Художник часто создавал образы обнаженных полностью женщин либо в неглиже. Он был большим ценителем женской красоты, поэтому стремился запечатлеть ее на своих холстах.

Еще одна известнейшая работа Пьера Боннара - "Утро в Париже", где изображена столичная улица. Суетливые люди куда-то спешат, фигуры большинства из них полуразмыты. Этим художник хотел сказать, что в большом городе все люди сливаются, теряют свою индивидуальность.

В его творческой копилке огромное количество произведений, но в рамках этой статьи нет необходимости рассматривать их все.

Художественный стиль

Этот французский художник, который творил на рубеже XIX и XX веков, вошел в историю искусства в качестве одного из наиболее выдающихся колористов. Он всегда был противником импрессионизма, поскольку считал, что композиционно их стиль сильно недоработан, к тому же цветовая гамма далека от реальности.

Пьер Боннар, картины которого насыщены различными оттенками, отличался тем, что всегда стремился к нерезким, даже приглушенным цветам. Принято считать, что был в числе первых художников, которые сумели приоткрыть и понять внутренний мир женщины и ее интимную сторону жизни.

Он очень любил писать пейзажи Парижа и средиземноморского побережья Франции. К концу свей творческой деятельности он стал использовать более насыщенные оттенки и создавать сложные композиции.

Личная жизнь художника

Будучи в возрасте 26 лет, Боннар, как мальчишка, влюбился в Марту де Мелиньи, которая занималась продажей цветов. Его чувства к ней были безудержными, страстными, но это не значит, что он ей не изменял.

Марта была его постоянной натурщицей, которую он изобразил почти на 4 сотнях своих полотен. Спустя 32 года после их знакомства, они наконец стали супругами. Именно тогда он узнал ее настоящее имя, которого ранее не знал. Оказалось, что женщину зовут Мари Бурсен. Однако в этой истории не все так гладко и благополучно.

Пьер Боннар (художник) регулярно заводил мимолетные связи на стороне, а в 1918 г. у него появилась постоянная натурщица, которая была его любовницей. Ее звали Рене Моншати. Она была настолько сильно влюблена в Пьера, что, узнав о его бракосочетании с Мартой, покончила с собой.

Моншати была натурщицей для многих его картин, в частности, для полотна "Обнаженная в ванной".

"Наби"

Как уже говорилось выше, Пьер Боннар был одним из лидеров группы художников, которая именовалась "Наби". Вместе с тем он всегда подчеркивал тот факт, что не относится ни к одному направлению и течению. Он постоянно стремился проявить свою индивидуальность, найти свой неповторимый стиль.

Уже с середины 90-х гг. XIX века он все сильнее начинает отдаляться от их принципов. Склонность к линейности и орнаментальности набидов больше не интересуют его. С тех пор он творит исключительно в "своем" стиле, не причисляя себя ни к одной из известных школ живописи.

Путешествия

Боннар очень много ездил, посещая разные города и страны. Биографы и современники художника отмечают, что хоть у него не было нехватки денег, живописец никогда не стремился к расточительству. Он был очень сдержан в тратах и неприхотлив в быту. Самое главное для него было, чтобы хватало места для мольберта, всегда были краски и кисти.

В странствиях его часто сопровождают друзья-живописцы. За свою жизнь он объездил почти всю Западную Европу и Северную Африку. В числе стран, которые он посетил, присутствуют: Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, а также Испания и Италия. Из африканских государств он побывал в Алжире и Тунисе, которые в то время были французскими колониями.

В 1926 г. Пьер Боннар стал членом жюри крупной художественной награды "Карнеги", которая проходила в США. Спустя ровно десять лет, он сам стал обладателем этой премии.

Вклад в искусство

Произведения Боннара - это красота и грация женского тела, мягкость и нежность красок, насыщенность. Он получил признание и уважение при жизни, что удавалось далеко не каждому художнику. Но самого П. Боннара огромные гонорары от продажи картин не слишком волновали, поскольку он всегда был холоден к деньгам.

Его картины оказали огромное влияние на современную живопись и культуру в целом. Он создал бесчисленное множество картин, большинство из которых по праву считаются достоянием Франции и всего мира.

Сегодня крупнейшие мировые музеи и ценители искусства гордятся, если в их коллекции имеется хоть одно произведение Боннара. Недаром он считается настоящим гением живописи.

Успех и признание

Сам художник высказывался о своем финансовом успехе так: "Все эти нули меня раздражают". И это, действительно, так. Он никогда не проявлял интереса к деньгам, не гнался за ними и жил довольно скромно, даже имея огромное количество денег.

Его картины ценятся очень высоко. Многие из них продаются за большие деньги на арт-аукционах. Еще при жизни он уже продавал свои произведения за хорошие деньги, что для его современников-художников было пределом мечтаний.

Сегодня его творчество продолжает пользоваться немалым спросом. У него были последователи, а ценители и поклонники его творчества до сих пор восхваляют художника и его произведения.

Однако успех нельзя оценивать только количеством денег. Здесь немаловажную роль играет и признание людей, в особенности коллег по живописному ремеслу. Впрочем, с этим у него тоже никогда не было проблем. Еще будучи молодым, он уже стал пользоваться уважением в глазах даже более старших и опытных живописцев. С годами его авторитет только возрастал.

Заключение

Пьер Боннар, безусловно, является одним из выдающихся и видных художников рубежа XIX-XX веков. Каждое его произведение гениально по-своему. Они передают не только мировосприятие художника, но и его отношение к тому или иному действию, человеку или чему-либо.

Его вклад в живопись огромен, он фактически стал последним живописцем золотого века во Франции. Он является более молодым современником таких величайших живописцев, как Тулуз-Лотрек, Ван Гог, П. Гоген, а также многих импрессионистов и постимпрессионистов.

Он, если можно так сказать, закрыл эту эпоху в истории французского искусства. После него искусство не только у него на родине, но и во всем мире стало кардинально меняться. Появилось множество новых течений и школ, среди которых Пикассо, С. Дали, а позднее и Э. Уорхол, Поллок и т. д. Нельзя сказать, что он оказал большое влияние на творчество каждого художника в отдельности, но у него было немалое количество последователей, а многие живописцы и сегодня зачастую обращаются к его мотивам и технике, создавая свои произведения.

Комментарии