"Ушастый" запорожец ЗАЗ-968: описание, технические характеристики

Завод «Коммунар» в Запорожье с момента создания выпускал малолитражные автомобили оригинальной конструкции. Вплоть до середины 80-х годов продукция ЗАЗ оснащалась двигателями воздушного охлаждения с расположением сзади и торсионной подвеской. Первая модель - ЗАЗ-965 - имела массу нареканий со стороны покупателей. Однако машина была доступной по цене и обладала хорошей проходимостью.

«Запорожец» с новым кузовом

К выпуску более комфортабельных автомобилей завод приступил в 1967 году, когда с конвейера стал сходить ЗАЗ-966 с кузовом седан. Характерной внешней чертой новой модели стали воздухозаборники по бокам задней части кузова, прозванные в народе ушами. Соответственно, и сама машина стала именоваться «ушастым» запорожцем.

Ранние выпуски имели длинное «ухо» с дефлектором на входе. От такого решения быстро отказались, и на абсолютном большинстве «ушастых» запорожцев применялись укороченные воздухозаборники охлаждения. Однако некоторое количество ЗАЗ-968 оснастили с завода воздухозаборниками старого типа.

Поскольку ЗАЗ-968 является развитием 966-й модели, то эти машины имеют много общих черт. Кроме того, в течение трёх лет завод вел параллельный выпуск обеих моделей.

Особенность системы охлаждения

В ходе эксплуатации ЗАЗ-965 выявилась недостаточная эффективность его системы охлаждения. Поэтому на новой машине 966-й модели она была значительно модернизирована. Конструкция воздухозаборников была получена в результате продувок моделей машины в аэродинамической трубе.

Принцип работы системы остался неизменным – осевой насос протягивал воздух через ребра на цилиндрах и головках. Но забор воздуха осуществлялся через «уши», выброс – через решетки на задней панели кузова. Благодаря форме воздухозаборников удалось получить необходимое давление подпора воздуха.

Обновление конструкции

После ряда модернизаций в 1971 году обозначение базовой модели сменилось на ЗАЗ-968. Машина мало отличалась от предшественницы. Ее основными отличиями были:

  • несколько иное оформление интерьера и экстерьера;
  • более современная светотехника;
  • передняя тормозная система.

До 1974 года шел параллельный выпуск обеих моделей.

Внешне такие машины отличить очень сложно. Основным признаком чистой 966-й модели может служить отсутствие белых светофильтров передних габаритных огней, установленных по углам кузова над бампером. Но в 1971-1974 гг. выпускалась версия 966В, оснащенная светотехникой от 968-й модели. Отличить автомобили можно по отделке салона и двигателям разных моделей.

Разным было и назначение машин. Технические характеристики ЗАЗ-968 позволяли считать его «люксовой» моделью завода, в то время как модели 966В отводилась роль упрощенной версии, которая часто шла на изготовление машин для инвалидов.

Отличия ранней версии

В первых выпусках «ушастого» запорожца имелся всего один тормозной цилиндр, диаметром 22 мм на колесо. Модернизированная машина получила два цилиндра - нижний, с диаметром 19, и верхний, с диаметром 22 мм. Часть машин 966-й модели также оснащалась таким приводом тормозов.

Комбинация приборов на автомобилях «Запорожец» ЗАЗ-968 ранних выпусков была аналогичной предыдущей модели, но сама панель приборов имела пластмассовые накладки на поверхности. На таких машинах по центру панели имелась стилизованная надпись "ЗАЗ 968".

На 966-й модели до 1971 г. габаритные огни на решетке параллельно служили указателями поворота. На крыльях стояли повторители от ЗАЗ-965. С появлением 968-й модели в углу кузова над бампером стала выполняться выемка, в которую позднее ставили угловой указатель поворотов с белым светофильтром. При этом был упразднен боковой повторитель поворотов. Для экспортной версии «Запорожца» применялись оранжевые светофильтры указателей поворота.

Изменения в интерьере ЗАЗ-968 коснулись введения комбинированного блока переключателей под рулем, который управлял светом фар и работой указателей поворота. На ранних версиях ЗАЗ-968 оформление передней части кузова было идентичным 966-й модели - так называемая волговская решетка. Фото такой машины ниже.

Механизм открывания дверей на 968-й модели был заимствован от ВАЗ-2101, в то время как на 966-х применялись узлы от легкового автомобиля «Москвич-408». Данное отличие часто служит одним из способов идентификации машины, но следует знать, что некоторое число ранних ЗАЗ-968 имело механизмы старого образца.

На машинах до 1973 г. за спинкой заднего сидения имелось небольшое багажное отделение. Позднее из-за изменившейся конструкции топливного бака от отделения отказались.

Двигатель ранней версии

Отличительной особенностью ранних машин был 41-сильный мотор с рабочим объемом 1,197 л, оснащенный карбюратором К-125 Б. Конструктивно двигатель ЗАЗ-968 не отличался от предшественников. Система охлаждения принудительная, от осевого вентилятора, установленного в развале блоков цилиндров. Забор воздуха осуществлялся через «уши».

Заявленный ресурс двигателя ЗАЗ-968 составлял до 125 тыс. км. Но многие двигатели шли в капитальный ремонт намного раньше – на 50-60-й тысяче. Основной причиной было невнимательное отношение владельцев. Двигатель воздушного охлаждения ЗАЗ-968 чрезвычайно чувствителен к загрязнению рёбер охлаждения маслом и грязью. Но многие владельцы годами не очищали мотор, который был вынужден работать на повышенном температурном режиме и преждевременно выходил из строя.

С двигателем стыковалась четырехскоростная коробка передач. Вплоть до 1972 г. на 968-х «ушастых» запорожцах отсутствовали датчик и сигнальная лампа включения передачи заднего хода. На месте датчика в коробке передач стояла заглушка.

С 1971 г. на задней панели кузова ЗАЗ-968 появилась подштамповка под фонарь заднего хода, но сам фонарь установили позднее. Двумя годами позднее панель начала оснащаться расширенной площадкой под номерной знак. Версия 966В с завода такой панелью не оснащалась.

Следует отметить, что 30-сильные версии «Запорожца» не имели датчика заднего хода до 1980 года. Поэтому на таких машинах отверстие фонаря было закрыто заглушкой, окрашенной в цвет кузова.

Повышение безопасности

В 1974 г. завод прекратил производство 966-й модели и еще раз модернизировал основную модель автомобиля. Новая машина стала называться ЗАЗ-968А. В новой производственной программе она стала играть роль «люксовой».

Однако в производстве осталась и модель ЗАЗ-968, которая производилась до 1978 года. Но доля такой модели в производственной программе постоянно уменьшалась. Внешне же машины были одинаковы.

Все они оснащались новой двухконтурной системой привода тормозов, соответствовавшей современным требованиям. Справедливости ради нужно отметить, что такую систему ставили с 1973 г. на экспортные версии автомобилей. В случае выхода из строя любого из контуров, на комбинации приборов зажигалась сигнальная лампа.

В дополнение к тормозам автомобили получили рулевую колонку со складывающейся при ударе конструкцией и безынерционные ремни безопасности. На рулевой колонке стал применяться замок зажигания от ВАЗ, оснащенный противоугонным фиксатором. На передних крыльях вновь стали ставить повторитель поворотов, но конструктивно он был идентичен детали от автомобиля «Москвич-412».

Новый двигатель и салон

ЗАЗ-968А получил модернизированный 40-сильный мелитопольский мотор МеМЗ-968Э. Основными новшествами стали система рециркуляции картерных газов, карбюратор К-127 и более производительный масляный фильтр. Из-за своей мощности мотор получил прозвище «сороковка». Новый силовой агрегат позволил улучшить технические характеристики ЗАЗ-968. Расход топлива при постоянной скорости 80 км/час не превышал 7,5 литра.

Изменений по салону было заметно больше. Автомобиль «Запорожец» получил полностью новую панель приборов из мягкого пластика и совершенно иную по дизайну комбинацию приборов. На крышке перчаточного ящика имелась табличка с надписью «968А». Рукоятки управления системой отопления и вентиляции получили измененные пиктограммы. Дверные карты - иной рисунок тиснения.

Кардинально изменилась форма передних сидений, конструкция которых была скопирована с ВАЗ-2101. Сиденья регулировались в двух направлениях, при этом спинка могла раскладываться для устройства спального места. В конструкции сидений был стопор, блокировавший откидывание спинки при закрытых дверях.

Для обогрева салона по-прежнему использовался автономный отопитель, работавший на бензине. Отопитель вызывал нарекания у всех владельцев автомобилей ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения.

Обновленный внешний вид

Изменения внешнего вида оказались самыми незначительными. Вместо решетки в стиле 966-й модели стала применяться узкая хромированная накладка. Передние указатели поворота со светофильтром оранжевого цвета разместились около фар.

Угловые фонари сохранились, но теперь они выступали в роли габаритных огней. На задних крыльях стали ставить габаритные огни с красно-белым светофильтром. Общий вид передней части модернизированного автомобиля представлен на фото ниже.

Модификации для инвалидов

В СССР для инвалидов производилась мотоколяска СеАЗ и версии серийных автомобилей с ручным управлением. ЗАЗ выпускал следующие специализированные автомобили для инвалидов таких категорий:

  • ЗАЗ-968Б (АБ) поставлялся для инвалидов без ног, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Б2 (АБ2) - для инвалидов без правой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968АБ4 - без левой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Р - с одной рукой и ногой.

Внешних отличий от ЗАЗ-968А машины не имели (кроме лампы заднего хода). Все версии оснащались мотором с уменьшенным до 0,887 л рабочим объемом. Он развивал мощность в 27 л. с., которой вполне хватало для инвалидной версии. По аналогии с более мощным собратом двигатель прозвали «тридцатка». Машины версий «Б» и «Р» комплектовались автоматическим сцеплением с приводом от электромагнита.

Дальнейшее развитие

Завод постоянно работал над улучшением характеристик и устройства ЗАЗ-968, внедряя на автомобиль многие системы с машин более высокого класса. Так, здесь поэтапно внедрили аварийную сигнализацию (в 1976 г.) и омыватель лобового стекла с электрическим насосом. В самом начале 1977 г. были упразднены фонари стояночного света.

С конца 1979 года ЗАЗ начал выпуск новой модели ЗАЗ-968М, который получил заметно измененное оформление экстерьера кузова.

968-й сегодня

С момента прекращения выпуска машины прошло уже почти 40 лет, поэтому "Запорожец" понемногу становится редкостью. Все больше людей покупают машины под восстановление. Особенно ценятся экземпляры первых лет выпуска.

Многие автомобильные издания периодически проводят тесты ЗАЗ-968 различных модификаций. Машины в разном состоянии являются неизменными участниками различных автомобильных выставок и шоу.

В СССР в Саратове выпускалась малыми сериями модель описываемого автомобиля в масштабе 1:43. В 2009 году модель более высокого качества вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР». Обе они станут прекрасным подарком для коллекционеров и просто любителей классических «ушастых» запорожцев.

Комментарии
1
Вот это материал! Автор молодкц!