Информационные правоотношения: понятие, виды, структура, классификация
Информационные правоотношения в российской юридической науке не образуют единой правовой отрасли. Речь скорее идет о совокупности социальных связей и понятий, составляющих межотраслевую дисциплину. Иначе говоря, основаниями возникновения информационных правоотношений являются различные юридические условия и элементы. В этой статье будет подробно рассказано о структуре, назначении, роли и особенностях информационной правовой сферы в Российской Федерации.
Информационные отношения
Целью информационных правовых связей является исследование и изучение общественных отношений, предмет которых - информация. Рассматриваемый вид права появился совсем недавно и в настоящее время активно развивается. При этом все положения и понятия информационной правовой сферы находятся в стадии формирования.
Имущественное право, интеллектуальная собственность, авторские или патентные отношения - все это тесно связано с понятием информационных правоотношений. Из-за динамичного развития рассматриваемой юридической сферы с каждым днем увеличивается и влияние информационных норм на жизнь общества и государства. Эти нормы постепенно приобретают социальную значимость, формируя особенный статус публичного государственного права. Особую роль играют трансграничные институции - процедуры получения публичными нормами из разных государств статуса "международных".
Таким образом, информационные правоотношения - это общественные взаимосвязи, обладающие технико-организационной оболочкой и социально направленным содержанием. Чаще всего рассматриваемые отношения складываются между трудящимися лицами - во время сбора, регистрации, транспортировки, обработки или хранения различных сведений.
Объекты права
Несложно догадаться, что объектом информационных правоотношений является информация. Это совокупность персональных данных, зафиксированная на любом материальном носителе. Информация должна отражать сведения о конкретном человеке. Имеющиеся сведения должны прямо или косвенно идентифицировать отдельную персону. В качестве идентификатора может послужить особый номер, комбинация символов, изображение и т. д. Информационная ссылка указывает на ментальную, физическую, культурную, психическую, финансовую или любую другую идентичность человека.
Имеющейся массив персональных данных является организованной совокупностью сведений о неопределенном числе субъектов информационных правоотношений. В виде такого массива могут выступать картотеки, архивы, электронные базы данных и многое другое.
Объекты рассматриваемой правовой отрасли могут актуализироваться, то есть изменяться в соответствии с действующими законами. Также они могут блокироваться, ограничиваться, ликвидироваться либо обезличиваться. Все эти операции должны применяться с согласия субъекта персональных данных. А кто является субъектом? Об этом будет рассказано далее.
О субъектах права
Субъектом информационных правоотношений выступает собственник информационных ресурсов. Это может быть лицо, владеющее средствами хранения нематериального имущества, владелец технологий или средств обеспечения информационных баз или же обычный пользователь информацией. Собственник соответствующих ресурсов, технологий или баз в полном объеме реализует полномочия владения, распоряжения и пользования. Безусловно, объемы таких полномочий ограничиваются законами Российской Федерации.
Информационным пользователем именуется субъект правоотношений, который обращается к системе, хранящей определенные сведения. При этом следует различать определенные виды пользователей. Это могут быть держатели или получатели.
Держатели, они же обладатели отдельными сведениями, должны осуществлять профессиональную трудовую деятельность с массивами персональных данных. Осуществляется такая деятельность на законной основе. В роли держателя, как правило, выступают федеральные или региональные органы власти, местные самоуправленческие инстанции, а также определяемые российским правительством юридические лица.
Получателем информации именуются юридические лица, в числе которых могут быть государственные или самоуправленческие органы. Таким лицам раскрываются массивы персональных данных для ознакомления. Работать с имеющимися сведениями получателям не приходится.
Формирование и ликвидация информационной сферы
Любому правоотношению присуще определенное юридическое содержание. Наделение той или иной правовой ветви содержанием происходит с принятием соответствующего нормативного акта. Стоит при этом отметить, что в содержание отрасли права входит совокупность прав и обязанностей субъектов отношений.
Большую роль в создании информационной сферы играет понятие юридического факта. Речь идет о конкретном действии по созданию чего-либо. Это может быть изобретение, проект, авторское произведение или любая другая вещь, с появлением которой начинают действовать рассматриваемые правоотношения. Юридические факты тесно связаны с процессами поиска, сбора, хранения, обработки и пользования информационными ресурсами. Началом действия правоотношений могут считаться просьбы, ходатайства, заявления или конкретные действия физических или юридических лиц.
А какие существуют основания для ликвидации рассматриваемых правоотношений? Это могут быть деяния неправомерного характера, а также устные отказы, расторжения документации, процедуры увольнения, катастрофы или стихийные бедствия, смерти физических лиц, реформирование и многое другое. Если обобщить все представленные факторы, то сформируются две группы оснований для ликвидации информационных правоотношений: это наличие незаконных деяний, а также отдельные случаи влияния на содержание правоотношений. В последнем случае речь идет о неполном исполнении, отсутствии исполнения или полном выполнении поставленных ранее целей.
Виды отношений
Разные специалисты в области юриспруденции выделяют различные типы рассматриваемых общественных связей. Существует несколько классификаций, позволяющих поделить отношения по отдельным группам. Одна из классификаций позволяет сгруппировать виды информационных правоотношений следующим образом:
- Духовные отношения. Данная группа содержит сведения, которые воздействуют на психическое состояние субъектов рассматриваемого права. Сведения из этой группы могут формировать или изменять мировоззрение людей.
- Товарно-денежные отношения. Содержат информацию о качестве товара, услуги или объекта прав собственности интеллектуального характера.
- Отношения, которые связаны с повседневным общением людей. Данная группа представляет собой набор сведений, которыми люди могут обмениваться в любой момент.
- Отношения, связанные с государственным и социальным управлением. Сообщения и сведения здесь выступают в виде законного воздействия на субъектов для обеспечения должного поведения.
- Отношения, связанные с управлением техническими системами. В данном случае речь идет о доступе к информации, заложенной в машинах. По сути, в таких отношениях происходит контакт между персоналом, в обязанности которого входит обслуживание машин, и владельцами информационной системы.
Выделяется и еще одна классификация информационных правоотношений. Здесь отношения делятся на десять групп, каждая из которых выступает в качестве предмета информационного права. Вот эти группы:
- международный обмен сведениями;
- интернет-отношения;
- реализация информационных свобод, интересов и прав человека и гражданина в России;
- организация СМИ;
- библиотечное и архивное дело;
- обеспечение информационной безопасности;
- обработка персональных данных;
- электронный оборот документации;
- электронная торговля и бизнес;
- рассмотрение споров в области информационного права.
Таким образом, информационное право - это относительно молодая, но очень сложная и невероятно обширная юридическая отрасль. Это доказывает множество классификаций, указывающих на разнообразие видов рассматриваемых правоотношений.
Возникновение обязанностей
У субъектов информационного права могут возникать определенные права и обязанности. Однако зависеть здесь все будет от характера правовых отношений. Так, имеющиеся сведения могут быть ограничены в доступе. Деятельность лиц, работающих с такого рода информацией, строго регламентируется нормами закона. За нарушение режима ограничения субъекту может грозить административная или даже уголовная ответственность. Вот какие обязанности субъектов стоит в данном случае выделить:
- установление информации, которая не относится к категории ограниченных сведений;
- определение состава информации;
- лицензирование деятельности работников, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом;
- установление дополнительных ограничений;
- защита имеющихся сведений;
- установление ответственности за нарушение правил и т. д.
Представленная группа обязанностей, связанная с ограниченным доступом к информации, является лишь примером. Подобных групп существует громадное количество, и все они связаны с деятельностью субъектов.
Юристы могут давать краткую характеристику таким обязанностям. Так, субъекты информационного права должны действовать в соответствии с актуальным законодательством и нормами трудового договора. Все полномочия должны исполняться в соответствии с принципами свободы слова и добросовестности.
Содержание правоотношений
В структуру информационных правоотношений входят объекты, субъекты и содержание права. Разобравшись с объектами и субъектами, следует приступить к рассмотрению содержания информационных правоотношений.
Содержание включает в себя полномочия и обязанности субъектов рассматриваемой отрасли права. При этом деятельность субъектов зависит от норм информационно-правового характера, которые выражают основные признаки права. Так, для информационной юридической отрасли характерны такие признаки, как конституционность, направленность на защиту свобод, интересов и прав человека и гражданина, развитие технологий и многое другое.
Полномочий у субъектов рассматриваемого права невероятно много. Все они группируются по классификациям, однако назвать стоит лишь самые основные. Так, нужно обратить внимание на следующие моменты:
- ограничение, запрет или устранение вредной информации;
- исполнение авторских, патентных и прочих договоров;
- создание произведений науки или искусства;
- право на ограничение доступа к отдельным видам информации;
- формирование информационных ресурсов и пользование ими (при условии их регистрации в соответствующих государственных органах);
- право на защиту достоинства и чести, на свободу слова, информирование населения и т. д.
Все представленные полномочия являются лишь малой частью того, что называется содержанием информационного права. При этом следует помнить, что абсолютно все действия в рассматриваемой сфере должны соответствовать нормам закона. Но где зафиксированы эти нормы? Что является правовой базой для рассматриваемой отрасли права? Об этом далее.
Конституция как основной юридический источник
Рассматриваемая отрасль права базируется на множестве нормативно-правовых актов, при помощи которых государство формирует, изменяет или ликвидирует действие соответствующих информационных норм. В Российской Федерации информационное законодательство появилось не так давно, но довольно быстро получило свое развитие. Это свидетельствует о том, что государство отводит важную роль информационным отношениям, присваивает им особые, общественно-значимые качества.
Первым и самым известным источником здесь будет основной закон страны - российская Конституция. Тут следует обратить внимание на статью 71, пункт "и", в котором говорится об информации и связи как о важнейших элементах, способствующих защите прав и свобод человека в России. Закон говорит о том, что любая информационная система должна работать на благо государства и общества. А для этого она должна обеспечиваться и регламентироваться нормативными актами.
Информационное законодательство
Второе место после Конституции занимают отдельные федеральные законы. Все они обладают высшей правовой силой, а потому регулируют наиболее важные отношения. Такие нормативные акты обладают постоянным или длительным действием. В соответствии с федеральными законами выстраиваются все остальные законы и подзаконные акты.
Среди подзаконных актов, регулирующих информационную среду, особо выделяются президентские указы и правительственные акты. В таких документах содержатся четкие указания или же даны конкретные поручения.
Существуют также локальные нормативные акты. Это договоры, указы или сборники правил, издаваемые в пределах одной организации (иногда и в рамках организационной системы). Наконец последней группой источников будут международные нормативные акты. Это документы, издаваемые крупными конфедеративными или межгосударственными объединениями, которые обязаны ратифицировать различные страны. Как правило, в международных источниках указываются наиболее общие правила и требования. Они могут касаться всемирной информационной безопасности, защиты от взломов, нападений, и т. д.
Закон "О защите информации"
Среди остальных юридических источников, на которых базируется информационное право, особым образом выделяется федеральный закон "О защите информации". Данным нормативным актом регулируется целый комплекс общественных отношений, которые возникают при следующих моментах:
- создание и использование технологий информационного характера, их обеспечение;
- защита информации, а также прав субъектов, которые принимают участие в процессах приватизации и информатизации;
- формирование и использование информационных ресурсов и баз, а также хранение, законное использование, распространение и предоставление потребителям различных элементов из соответствующих баз.
Во второй главе закона раскрывается порядок формирования и предоставления информационных ресурсов по категориям доступа. В третьей главе рассказывается про регулирование отношений, связанных с реализацией права на доступ к информационным базам. В главе про информатизацию говорится о необходимости уделять особое внимание разработке технологий и средств информационного обеспечения.
В законе не представлены примеры информационных правоотношений, однако их легко можно составить на основе тех данных, что содержатся в соответствующих нормативных актах. Самым простым примером рассматриваемых отношений будет регистрация. Человек предоставляет отдельные сведения о себе ради получения определенных услуг.
На самом деле общественные связи подобного рода окружают нас повсюду. Регистрируясь на частных или государственных порталах для получения отдельных сведений, мы вступаем в информационные правоотношения. То же самое происходит, когда человек предоставляет сведения о себе государственным органам или независимым компаниям. В последнее время реализовывать рассматриваемые правоотношения стало гораздо легче, ведь все необходимые сведения хранятся в компьютерных системах.