Лучшие саксофонисты. Алексей Козлов. Чарли Паркер. Сонни Роллинз

По мнению многих, саксофон является самым джазовым из всех существующих музыкальных инструментов. Он также самый молодой представитель духовой секции. Саксофон был изобретён в середине XIX века музыкантом Саксом. В этой статье пойдёт речь о лучших саксофонистах всех времён.

Как духовые завоевали джаз

Город Новый Орлеан на юге Америки издревле славился своей любовью к музыке и ярким, красочным представлениям. В течение нескольких десятков лет XIX века здесь часто проводились парады менестрелей - шоу, в которых участвовали чернокожие актеры и певцы, пародировавшие белых. Новый Орлеан также был в то время одним из самых милитаризированных городов в Соединенных Штатах Америки.

На его территории наряду с множеством военных частей существовало огромное число полковых оркестров. Поэтому самыми доступными инструментами для детей были духовые, доставшиеся им от родителей и дедов, которые когда-то обеспечивали музыкальное сопровождение парадов. Мода на марши и мазурки со временем прошла, уступив место мелодиям и ритмам джазовых композиций, пришедших из культуры чернокожих.

Саксофон не сразу завоевал первенство среди духовых инструментов. Первоначально первыми по популярности были труба (корнет) и тромбон. Среди самых известных музыкантов, которые играли на этих инструментах, можно назвать Луи Армстронга, общепризнанного короля джаза, а также Диззи Гиллеспи и тромбониста Гленна Миллера. Одним из первых знаменитых саксофонистов был чернокожий музыкант Коулмен Хокинс, известный как своими сольными выступлениями, так и дуэтом с Дюком Эллингтоном и его оркестром.

Новая музыка

Свое лидирующее значение саксофон приобрёл с рассветом эры бибопа. Испокон веков джазовые музыканты забавляли себя тем, что устраивали своеобразные музыкальные состязания, где они соревновались в импровизации, создавая новые произведения на основе уже известных мелодий. Такое музицирование получило название "джем-сейшн".

Во время популярности свинга, танцевального направления джаза, которое было распространено в 30-40-х гг. XX века, музыканты нередко оставались после концертов, для своего удовольствия импровизировали друг с другом. Во время таких вечеринок и зародилась новая разновидность джаза - бибоп. Его отличал быстрый темп композиций, виртуозное исполнение музыкантами своих партий. Часто присутствует в произведениях так называемых дуэлей исполнителей мощный энергетический заряд. Чарли Паркер, бесспорно, принадлежит к числу лучших саксофонистов. Он один из основателей бибопа.

Музыкант говорил, что его цель - создать такую музыку, которую не смогли бы исполнить белые джазмены, которые нередко перенимали популярные произведения у своих темнокожих коллег.

«Птица»

Как уже было сказано, Чарли Паркер по прозвищу «Птица» (дано оно ему за необычайную легкость музыкальных пассажей) и его приятель Диззи Гиллеспи стояли у истоков бибопа. Но, к большому сожалению меломанов, их первые музыкальные опыты не нашли отражения в звукозаписи, так как в 1942-1944-х гг. выпуск коммерческих музыкальных записей в США был запрещён. Однако впоследствии Птица записал многочисленные альбомы как в содружестве со своим приятелем Гиллеспи, так и сольно. Наибольшую популярность получила совместная запись, получившая название Dizz and Bird.

Даже провалы Чарли Паркера воспринимались его поклонниками как шедевры музыкального искусства. Птица, страдавший от наркотической зависимости, во время одной из сессий в студии был в таком плохом состоянии, что не мог чисто сыграть свои партии, допустил много фальши при записи. Однако, несмотря на это, целый ряд знаменитостей признается в том, что именно эта запись является их самым любимым диском из всей дискографии Чарли Паркера.

Сам же музыкант неоднократно признавался в том, что, будь его воля, он уничтожил бы весь тираж этой пластинки. Наибольший коммерческий успех приобрели записи, которые сделал Чарли в сопровождении струнной группы оркестра. Одной из самых завораживающих композиций этого альбома является произведение «Осень в Нью-Йорке». Острый, напористый звук саксофона здесь удачно гармонирует с несовместимым мягким звучанием струнных.

Интеллектуалы

Чарли Паркера называют одним из лучших саксофонистов, а также самым интеллектуальным музыкантом XX века. Его импровизационные соло поражают своей разнообразностью, точностью и завершенностью музыкальных фраз. Друзья вспоминали, что Чарли Паркер мог говорить практически на любые темы, умел поддержать разговор на чуждые музыканту сферы: ядерная физика, экономика и другие. Он и Диззи Гиллеспи в музыкальной среде получили прозвища "Профессоры от музыки".

«Сынок»

Музыканту Сонни Роллинзу посчастливилось в своей юности не только познакомиться с его кумиром Чарли Паркером, но и участвовать в джемах с ним и другими известными джазовыми саксофонистами, которые прозвали его «Сынок». Он также рос по соседству с кварталом, где жили великие музыканты: Телониус Монк, Каунт Бейси и другие.

С детства он впитал в себя их ритмичную, полную жизнерадостности и энергии музыку. Иной судьбы, кроме как путь джазового музыканта, он для себя не представлял. Уже с шестнадцатилетнего возраста Сонни играл в различных музыкальных ансамблях с такими известными личностями, как Телониус Монк и Майлз Дэвис.

Его неповторимый стиль выделяется тем, что, в отличие от джазовых саксофонистов старшего поколения, Сонни Роллинз не брезговал исполнением популярных мелодий и джазовых стандартов. Он лишь исполнял их по-своему, привнося в игру что-то новое.

Свою композицию Роллинз начинал с игры основной темы, затем обыгрывал её при помощи нескольких вариаций, после этого его импровизация становилась более удаленной от основного музыкального материала. Японский писатель Харуки Мураками в одном из произведений признавался в своей любви к музыке Роллинза. Он писал, что этот музыкант способен проникнуть глубоко в суть каждого произведения.

Альбом «Колосс саксофона»

Сонни Роллинз также был первым из музыкантов, которые пошли на риск взять длительный отпуск в своей карьере. Первый раз это произошло в конце пятидесятых годов, когда Сонни нуждался в том, чтобы переосмыслить свое творчество и наметить дальнейшие пути музыкального развития. Для этого он взял двухлетний перерыв в деятельности, во время которого он часто выходил на мост через реку, недалеко от своего дома, и часами импровизировал.

Второй отпуск саксофонист взял в конце шестидесятых. Такой осмысленный подход к творчеству дал свои плоды. Творческая деятельность этого музыканта продолжается до сих пор. Новый рассвет его музыкальной карьеры произошел, когда Сонни Роллнзу было уже за семьдесят. Тогда он записал несколько альбомов, которые удостоились премии Grammy.

Один из лучших саксофонистов нового поколения

Наверняка многие люди, услышав имя Мариенталя, спросят: «Кто это такой?» Однако они даже не подозревают, что его музыка, скорее всего, знакома им уже многие годы. Поскольку Эрик является автором саундтреков популярных сериалов «Санта-Барбара» и «Альф». Открыл миру этого саксофониста знаменитый джазовый пианист и композитор Чик Кориа. Однажды юный Эрик Мариенталь играл один из своих первых сольных концертов.

Неожиданно взгляд музыканта остановился на лице, которое показалось ему чрезвычайно знакомым. Это был кумир его детства Чик Кориа, который после концерта подошёл к нему и пригласил участвовать в своём музыкальном проекте. Так молодой музыкант стал участником ансамбля выдающегося джазового музыканта Чика Кориа. Два альбома, записанные с этим составом, удостоились Grammy. Также несколько наград Эрик Мариенталь получил за свои сольные работы.

Первопроходец

Отечественная джазовая музыка также может похвастаться тем, что у нас в стране есть саксофонист мирового уровня. Алексей Козлов, так зовут этого музыканта, в юности был большим поклонником бибопа, а в пятидесятых годах одним из первых в Союзе стал исполнять музыку этого направления. В 60-е он организовал несколько джазовых клубов и кафе, которые пользовались большой популярностью.

В начале семидесятых годов был основан первый профессиональный советский джаз-роковый ансамбль «Арсенал». Алексей Козлов является не только музыкантом, но и пропагандистом джазовой и рок-музыки, автором нескольких книг о своей биографии, творчестве, истории музыки.

Комментарии