Таврический дворец: архитектор, описание и интересные факты
Санкт-Петербург значительно отличается от других дореволюционных российских городов. Появившись значительно позже таких же больших населенных пунктов, он постоянно рос и совершенствовался под плотным контролем монархии и лично императоров, имел щедрое финансирование и всякое отсутствие свободы. Такое противоречие привело к удивительному результату. Бывшая столица Российской империи известна своими прекрасными особняками и замками, часть из которых были возведены еще в XVIII столетии – в первые сто лет истории города.
Одним из них по праву всегда будет Таврический дворец в С.-Петербурге (архитектор И. Е. Старов). Его возведение началось в знаменитом 1783-м (год присоединения Крыма), и шло примерно шесть лет. Его автором был один из первых специалистов архитектурной школы русского классицизма.
Биография выдающегося архитектурного объекта
В наши дни многие простые любители архитектуры, не очень сведущие в тонкостях предмета, не вспоминают, глядя на Таврический дворец, кто был архитектором этого знаменитого памятника. А это был Иван Егорович Старов, любимый архитектор князя Потемкина-Таврического. По происхождению он был обычным разночинцем – его отец служил в православной церкви в должности дьякона.
Это, впрочем, совершенно не помешало исключительно талантливому юноше попасть на учебу в гимназию при Московском университете в первый же год его существования, а еще спустя год добиться перевода в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук в соответствии с будущей профессией архитектора.
Выдающийся талант самородка и помощь некоторых меценатов-современников позволили самоучке пройти полный курс обучения, завершив ее стажировкой за границей, и стать полноценным специалистом, как в плане внутреннего самосозерцания, так и внешних формальных требований. В последние годы он был академиком.
Вклад И. Е. Старова в развитие российской архитектуры
По возвращении после зарубежной стажировки в столицу Российской империи И. Е. Старов быстро отличился в сфере профессиональных занятий. В Санкт-Петербурге ему стали принадлежать архитектурные проекты, в том числе здание кадетского шляхетского корпуса и прочие строения. И конечно же, навечно связаны Таврический дворец и архитектор И. Старов в истории нашей страны. Это – одно из его главных творений.
Кроме того, по предложению графа Потемкина Старов много усилий прилагал для освоения и облагораживания присоединенных южных земель. В 1790 году им был спроектирован план по застройке территории города Николаева около верфи и пристани, между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города выделяется прямыми линиями и правильными красивыми кварталами. Умер архитектор в 1808 г.
И. Е. Старов по праву считается одним из выдающихся архитекторов России восемнадцатого века, оставившим большой след в истории страны.
История создания Таврического дворца
Таврический дворец в Санкт-Петербурге (архитектор И. Е. Старов) не зря получил такое название. В ходе первой русско-турецкой войны в состав России в первый раз был включен Крым (древняя Таврида). В честь этого события и было создано роскошное здание.
Территория для строительства дворца была выделена на левом берегу столичной реки Невы на Шпалерной улице столицы. По соседству со строящимся зданием располагался Смольный монастырь. Первоначально строение не именовалось дворцом. В семнадцатом столетии сооружения такого вида просто назывались домами. Здание на Шпалерной улице получило наименование Дома конной гвардии, и он строился для частного жительства блестящего полководца сиятельного князя графа Потемкина, фаворита императрицы Екатерины II. Однако сам владелец всех этих сокровищ из-за регулярных походов почти не бывал в Таврическом дворце. Да и жить ему оставалось после окончания строительства дворца совсем недолго.
Дом конной гвардии как отражение эпохи
Здание Таврического дворца (Россия, Санкт-Петербург) в наши дни представляется прекрасным примером стиля классицизма – архитектурного направления, господствовавшего в нашей стране в семнадцатом-восемнадцатом веках.
С шестидесятых годов восемнадцатого века отечественные архитекторы, изучая европейские примеры, работали в рамках благородной, но не вычурной простоты принципов классицизма. Этому способствовали и персональные предпочтения императрицы Екатерины II. Классицизм в России зарядился оригинальной выразительностью, что вызвано и распространенностью архитектурного наследия России, и реалиями жизни общества и государства (экономическими, общественными, политическими), и, конечно же, творческими возможностями и яркой индивидуальностью ряда поколений талантливых зодчих.
Основное здание Таврического дворца
Архитектурный ансамбль Таврического дворца (архитектор Старов) состоит из основного, прикрытого куполом, двухэтажного корпуса и двух лежащих по сторонам боковых флигелей с внутренними декоративными двориками. Со стороны парадного фасада он серьезно расходится с оформлением вычурных зданий роскошных эпох рококо и барокко. Таврический дворец построен в виде П-образной формы и объединяет ряд сооружений, совокупная площадь которых составляет примерно 66 тысяч квадратных метров. Фасад корпуса растянут на 260-метровую длину, имеет шестиколонный белый портик в классическом стиле. Над главным корпусом, который возвышается над землей на двенадцать метров, лежит барабан с плывущим над всем сооружением куполом.
Боковые здания Дома конной гвардии
С боковых сторон к зданию Таврического дворца (архитектор Старов) подходят одноэтажные более скромные галереи, которые объединяют Дом с флигелями.
В боковых помещениях кроме повседневных жилых и служебных комнат находилась и часть помещений с парадными функциями: небольшие гостиные, различного рода танцевальные комнаты, прекрасный концертный зал и тому подобное.
По направлению к парадному двору боковые здания отличаются скромными отдельными выходами с четырехколонными портиками. В противоположную сторону от Шпалерной улицы, на которой стоял дворец, боковые здания образуют симметричные выдвигающиеся элементы меньшей величины, около которых стоят одноэтажные ответвления дворца. Торцы этих элементов декорированы шестиколонными ионическими греческими портиками и являются боковыми ризалитами основного здания дворца по направлению к парку. Главный портик дворца выделяет вход в парадный вестибюль.
Современный вид памятника архитектуры
Современный Таврический дворец архитектора Старова серьезно отличается от первоначального оригинала. Его более поздние перестроения имеют более суровый и величественный тип, характерный для построек римской античности. Однако надо отметить, что в его внешнем виде нет непосредственного подражания западноевропейским архитектурным памятникам классики, а уровень совокупной композиции корпусов показывает характер классических русских традиций.
Первоначальный вид Таврического дворца
И все же, несмотря на то, что за почти триста пятьдесят прошедших лет интерьер внутренних помещений зданий пережил большое количество изменений, даже в нынешнем дворце можно легко рассмотреть прекрасную отделку залов и комнат. Прежний же вариант Таврического дворца (1783-1789 гг.) был еще великолепнее.
Первоначальное состояние внутренних дворцовых помещений можно представить после изучения рассказов знаменитых современников. В частности, яркий и знаменитый поэт Державин, побывав в этом дворце, был крайне удивлен его насыщенной красотой и оставил свои чувства о нем в своих стихотворных произведениях.
Остались упоминания о дворце в мемуарах и других современников.
Окрестности творения архитектора Старова
Прекрасны и торжественны были ближайшие окрестности Таврического дворца архитектора Старова. Прямо перед парадным фасадом в первые десятилетия лежала тихая небольшая гавань шарообразной формы на р. Неве с надежной пристанью (ликвидирована в 1860-е гг. по техническим причинам). Около нее находились и швартовались достаточно вычурные прогулочные суда хозяев и очередных прибывших гостей усадьбы. В архитектурный комплекс построенного Таврического дворца входит так называемый дом садового мастера.
В это же время позади зданий садовым мастером В. Гульдом был посажен и выращен Таврический сад. На его территории находилось большое количество красочных холмов, небольших искусственных водоемов, проточных каналов, деревянных мостиков, больших цветочных клумб, оранжерей, теплиц для экзотических растений и т. д. Два скромных флигеля покрыты купольными башнями.
Екатерининский зал и другие внутренние помещения
Главным и системообразующим помещением в созданном в последней четверти XVIII в. Таврическом дворце, достопримечательностью всего комплекса стал великолепный Екатерининский зал. Войти в него посетителю можно только через сравнительно небольшую купольную комнату с греческой колоннадой. Вход с внешней стороны комнаты был специально украшен Триумфальными вратами с крупными столпами из полудрагоценной яшмы и прочного гранита для придания торжественности моменту.
Екатерининский зал по-другому первоначально назывался Белоколонным. В его базу архитектор И. Е. Старов решил поставить архитектурные детали эллинской эпохи. В дни роскошных праздников он был рассчитан на принятие до пяти тысяч посетителей.
Интерьер Екатерининского зала дворца
Вообще, надо сказать, что внешне строгий, оставшийся без декора и мраморной скульптуры, дворец поражал своими внутренними помещениями – его комнаты были отличными по форме и высоте, обладали великолепным убранством. В противоположном конце зала лежала ротонда небольшого зимнего сада с несколькими колоннами. В центре нее находилась статуя императрицы Екатерины II (творение скульптура Ф. Шубина). В саду росли красивые экзотические растения.
В Таврическом дворце кроме Екатерининского зала и зимнего сада также можно рассмотреть красивый Китайский и вычурный Диванный зал, картинную галерею и Гобеленовую гостиную. Для оформления помещений были частично привлечены искусные мастера того времени. Изначально, еще при жизни императрицы, здесь была прекрасная коллекция картин и статуй.
Русский архитектор, построивший Таврический дворец, в его величественном и торжественном облике показал растущий уровень победоносного русского государства, расширяющего свои границы. Но это далеко не единственное выдающееся сооружение того времени.
Дальнейшая судьба дворца
Одним только восемнадцатым веком не заканчивается жизнь Таврического дворца в Санкт-Петербурге. История его полностью отражает многовековое развитие страны. После смерти Екатерины Великой в 1796 г. на престол взошел ее сын Павел Первый. Сумасбродный и вспыльчивый, он к тому же ненавидел свою мать и ее окружение. Фаворит императрицы граф Потемкин был одним из первых в списке врагов нового правителя. Поскольку сам Потемкин к этому времени уже умер, Павел начал борьбу с его наследием. Великолепный Таврический дворец был отдан солдатам – здесь построили казармы.
Однако с приходом очередного великого российского императора в первый год девятнадцатого века дворец был вновь воссоздан и превращен в одну из парадных резиденций правящего императорского дома. В начале бурного двадцатого столетия Таврический дворец был объявлен зданием созванной Государственной думы.
Постреволюционная эпоха и современность
1917 г. не остановил развитие Таврического дворца. История после февральской революции и свержения Романовых привела к тому, что в помещениях дворца работало Временное правительство Александра Керенского. Его сменили большевики. До конца лета 1917 года в Таврическом дворце работал ВЦИК Советов. Наконец, в январе 1918 г. здесь было собрано на короткий срок Всероссийское учредительное собрание.
В советское время во дворце работали различные советские и партийные органы.
В начале XXI века в перестроенном, но сохранившем приличное состояние Таврическом дворце собираются регулярные международные экономические форумы и другие совещания. В помещениях дворца в наше время также работает генеральный офис межпарламентской ассамблеи государств Содружества (СНГ).