Как рассчитать точку безубыточности: формула

Любая предпринимательская деятельность требует оценки того момента, когда предприятие (особенно если оно только открылось) сможет покрыть свои расходы и начнет приносить прибыль владельцам и собственникам. С этой целью руководством определяется точка безубыточности фирмы.

Данный показатель характеризует момент выявления эффективности фирмы (либо проекта), так как каждый инвестор хочет знать время, когда его вложения начнут приносить доход. Расчет точки безубыточности дает возможность принять решение инвестору - вкладывать ли средства или нет.

Для доходности бизнеса и функционирования предприятия руководство должно знать именно пограничное значение, когда доходная часть равна расходной. Такое состояние и есть безубыточность, которая является весьма значимой для инвесторов и собственников бизнеса.

Вопрос о том, как рассчитать точку безубыточности, очень актуален сегодня.

Понятие

Точка безубыточности есть объем продаж, который соответствует прибыли, равной нулю. Под прибылью в данном случае понимаем разность доходной и расходной частей бюджета фирмы. Прибыль равна нулю в ситуации, когда доходы равны расходам фирмы. То есть точка безубыточности – это ситуация, когда доходы компании равны ее расходам.

Если брать объемы, превышающие данное значение, то фирма получает прибыль, при ее недостижении наблюдается убыточная деятельность. Поэтому данное понятие является краеугольным в процессе анализа работы компании и разработки ее стратегии.

Определение точки безубыточности позволяет фирме понять, сколько надо производить продукции (либо продавать), чтобы компания сработала не в убыток, а в ноль.

Расчет показателя очень важен в процессе финансового анализа и прогнозирования стабилизации фирмы. В ситуации, когда значение данного показателя растет, говорят, что у компании есть проблемы с получением прибыли. Следует отметить и возможность динамики самого показателя безубыточности, что связано с масштабами роста компании, ее товарооборота и объемов реализации, динамикой цен и другими важными факторами.

Назначение

Значение расчета точки безубыточности предприятия очень велико, так как обеспечивает следующие возможности:

  • решение вопроса о целесообразности вкладывания денег в проект;
  • выявление проблем на предприятии, связанных с динамикой безубыточности;
  • определение изменения объема реализации и цены продукции, то есть выявление возможностей, насколько менять объем продукции при изменении цены;
  • расчет возможности снижения выручки до такой степени, чтобы не оказаться в минусе.

Важность расчета данного показателя также обеспечена следующими моментами:

  • возможность определения оптимальной стоимости реализации товаров;
  • расчет сроков окупаемости проекта;
  • отслеживание динамики показателя способствует выявлению проблемных мест деятельности фирмы;
  • возможности анализа финансового состояния.

Условия расчета

Расчет показателя возможен при соблюдении следующих исходных вариантов:

  • значение переменных затрат и цена товара являются показателями, статичными во времени;
  • возможность рассчитать показатели переменных расходов, определяемых в расчете на одну единицу продукции;
  • возможность расчета постоянных затрат;
  • линейная зависимость между переменными затратами и объемами производства;
  • внешние условия деятельности фирмы стабильны;
  • нет остатков готовой продукции.

Точка безубыточности и прибыль - это тесно связанные понятия. Прибыль фирмы определяется ее затратами.

Расчет начинают с момента отнесения затрат к категории постоянных и переменных. Необходимо четкое разграничение. От верного выбора из группировки по категориям зависит и правильность расчета точки безубыточности.

Все затраты можно классифицировать на две большие группы: постоянные, переменные.

Постоянные затраты

Данная категория затрат не является зависимой от объемов производства и реализации фирмы. Эти затраты не меняются с течением времени практически либо меняются незначительно.

Основные факторы, под действием которых могут измениться постоянные затраты следующие:

  • динамика мощности фирмы;
  • открытие (закрытие) нового отдела, цеха;
  • динамика арендных платежей;
  • инфляционные процессы и т. д.

При этом такой фактор, как изменение (рост/падение) объемов производства и продаж, никак не сказывается на сумме постоянных расходов.

К постоянным затратам относят следующие категории:

  • амортизация;
  • заработная плата (основная и дополнительная) по административно-управленческому персоналу вместе с отчислениями;
  • арендные платежи и т. п.

Переменные затраты

Данные статьи расходов существенным образом отличаются от постоянных главным моментом: прямой зависимостью от производственных и реализационных объемов на фирме. То есть вместе с динамкой объемов реализации изменяется и сумма переменных расходов.

Зависимость является прямой: при росте объемов производства сумма переменных расходов также увеличивается. При снижении объемов сумма расходов также снижается.

Следует обратить особое внимание на один момент: переменные затраты, рассчитанные на одну единицу продукции, при динамике объемов производства никак не изменяются, их называют условно-постоянными.

К таким расходам причисляют категории:

  • затраты на материалы и сырье (как основные, так и вспомогательные);
  • затраты на комплектующие;
  • полуфабрикаты;
  • расходы на топливо;
  • расходы на электроэнергию по технологическим нуждам;
  • оплата труда с отчислениями по основным производственным работникам.

Методика расчета

В литературе представлены два возможных варианта расчета точки безубыточности по формулам: в натуральных показателях и в денежных.

Для расчета значения в натуральных единицах измерения необходимо подготовить данные по следующим показателям:

  • итоговая величина постоянных затрат (ПЗ);
  • цена за единицу продукции (товара или услуги) (Ц);
  • величина переменных затрат, которые приходятся на единицу продукции (ПЗед).

Расчет проводят следующим образом:

ТБУ = ПЗ / (Ц – Пзед).

Результатом расчета является определение критической суммы продаж продукции, которая исчисляется в натуральных единицах (штуках).

Маржинальный доход и его применение в расчетах

Для расчета точки безубыточности в денежном эквиваленте необходимо подготовить данные по следующим показателям:

  • сумма общих постоянных затрат (ПЗ);
  • общая выручка фирмы (В);
  • переменные затраты на объем (ПЗоб) или на единицу продукции (ПЗед)

В этой ситуации изначально рассчитывают значение маржинального дохода по формуле:

МД = В – ПЗоб,

где МД – маржинальный доход, т. р.;

В – выручка фирмы, т. р.;

ПЗоб - переменные затраты на объем, т. р.

Маржинальный доход можно также определить через единицу продукции:

МД = Ц – Пзед

Далее определяем коэффициент маржинального дохода:

КМД = МД / В,

где КМД – коэффициент маржинального дохода.

Другой вариант расчета:

КМД = МД / Ц,

Данный вариант применим при условии, что маржинальный доход рассчитывается исходя из значения цены.

Точка безубыточности и формула для расчета показателя в денежном выражении выглядит так:

ТБУ = ПЗ / КМД

По результатам расчетов получаем критический объем выручки, при котором прибыль равна 0.

Приведем расчеты точки безубыточности предприятия для разных вариантов.

Пример торгового предприятия

В качестве образца для расчетов возьмем торговый магазин обуви ООО «Шуз». Расчет точки безубыточности для такого предприятия нецелесообразен в натуральном выражении из-за большого ассортиментного перечня. В данной ситуации используют расчеты в денежных выражениях.

К постоянным расходам по магазину можно отнести:

  • арендные платежи;
  • оплата труда продавцов;
  • отчисления от оплаты труда продавцов;
  • коммунальные затраты;
  • затраты по рекламе.

В таблице ниже отражены основные затраты по магазину ООО «Шуз» за 2017 год.

Переменные и постоянные расходы ООО Шуз» в 2017 году:

Статья расходов

Сумма, р.

Постояннные

Арендные платежи

50000

Зарплата продавцов

150600

Отчисления от зарплаты

45180

Коммунальные платежи

22000

Рекламные затраты

45000

Итого постоянных затрат

312780

Переменные

Затраты на закупку продукции

700000

Итого переменных затрат

700000

Среди прочих исходных данных:

  • выручка составляет 1500 000 р.

Рассчитываем маржинальный доход:

1 500 000 – 700 000 = 800 000 р.

Коэффициент маржинального дохода равен:

800 000 / 1 500 000 = 0,533

Точка безубыточности по формуле составит:

312780 / 0,533 = 586 463 р.

Такой показатель означает, что для того, чтобы фирма получила нулевую прибыль, необходимо, чтобы ООО «Шуз» продавало продукции на 586 463 р. в год. Если сумма продаж будет выше, то у компании будет прибыль. Маржинальный доход при этом в размере 800 000 р. представляет запас финансовой прочности фирмы. Он показывает, что на данную сумму магазин может сокращать выручки и не нести при этом убытков.

Пример производственной компании

Точка безубыточности для производства имеет свои особенности расчета.

В данной ситуации для примера возьмем компанию ООО «Старт», которая занимается выпуском промышленной (однородной) продукции по примерно равным ценам. Цена одного изделия составляет 500 рублей.

Исходные данные по затратам отражены в таблице ниже.

Постоянные расходы ООО «Старт» за 2017 год:

Статья затрат

Сумма, р.

Общезаводские расходы

90000

Амортизация

120000

Зарплата для АУП

115000

Коммунальные платежи

25000

Итого

350000

Переменные расходы ООО «Старт» за 2017 год

Переменные затраты в расчете на одну единицу

Стоимость, руб.

Объем производства, шт.

Сумма, р.

Материальные затраты

120

1000

120000

Полуфабрикаты

80

1000

80000

Зарплата по основным рабочим

75

1000

75000

Отчисления от зарплаты

22,5

1000

22500

297,5

-

297500

Расчет точки безубыточности продукции будет следующим:

ТБУ = 350 000 / (500 – 297,5) = 1728 единиц.

Получается, что ООО «Старт» должно производить 1728 единиц продукции, чтобы прибыль была равна нулю. При превышении объемов свыше данного показателя компания получит прибыль.

Усложненный вариант

Рассмотрим вариант, когда фирма производит несколько товаров. Последовательность расчета точки безубыточности от реализации нескольких товаров следующая:

  • расчет маржинального дохода по каждому товару;
  • определение доли маржинального дохода в выручке и его коэффициента;
  • расчет ТБУ.

Расчет постоянных затрат:

Товар

Выручка от реализации, т. р.

Сумма переменных расходов, т. р.

Сумма постоянных расходов, т. р.

1

500

120

380

2

350

116

3

320

89

Итого

1170

325

380

Расчет переменных затрат:

Товар

Маржинальный доход, т. р.

Доля маржинального дохода

Коэффициент переменных расходов

1

380

0,76

0,24

2

234

0,67

0,33

3

231

0,72

0,28

ИТОГО

845

0,72

0,28

Расчет среднего показателя ТБУ по всем видам продукции:

ТБУ = 380 000 / (1-0,28) = 526 т. р.

Таким образом, безубыточный объем продаж для фирмы составил 526 т. р.

Допущения при расчете

Расчеты производятся очень легко, когда есть вся необходимая информация по данным фирмы. Однако существуют некоторые нюансы:

  • цена продукции даже при росте объемов производства в расчетах фиксированная и не меняется. Однако в реальности, особенно если дело касается длительного периода времени, такая ситуация невозможна;
  • в расчетах затраты тоже постоянны. Однако в реальности, с ростом объемов продаж, они растут;
  • расчет ТБУ подразумевает реализацию товара полностью, без остатков;
  • значение ТБУ может быть рассчитано для одного вида продукции, структура ассортимента должна оставаться постоянной.

С использованием метода точки безубыточности можно легко управлять бизнесом компании: в случае необходимости повышать объем продаж, увеличивать средней чек покупок, изменять структуру издержек и т. д.

Главным фактором устойчивости компании является уровень постоянных издержек. В случае, когда данный показатель велик, компании требуется высокий уровень оборота для их покрытия. При низких постоянных издержках и снижении выручки компания не войдет в зону убытков. Именно данной зависимостью можно пользоваться при управлении фирмой.

Заключение

Точка безубыточности является для фирмы очень важным показателем, который используют при прогнозировании объемов производства и продаж. Он дает возможность определять соотношение затрат и доходов фирмы и принимать решения по установлению оптимальной цены. Показатель применяется во многих сферах компании, особенно важен для собственников бизнеса, инвесторов и кредиторов.

Комментарии