ПДД - это что такое? Расшифровка аббревиатуры

Довольно часто в последнее время дети стали участниками дорожно-транспортных происшествий. В чем причина подобного явления? Некоторые считают, что это происходит из-за того, что нарушаются детские правила дорожного движения.

Актуальность проблемы

За детским травматизмом стоит равнодушие взрослых людей, отсутствие профилактических действий, направленных на предотвращение подобных ситуаций.

Среди основных причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей выделим:

  • игру на дороге;
  • выход на проезжую часть из-за трамвая, автобуса, троллейбуса;
  • незнание навыков поведения в определенных дорожных ситуациях;
  • ходьбу по тротуару, проезжей части;
  • недостаточное внимание со стороны взрослых.

Правила дорожного движения с пояснениями должны рассматриваться на занятиях в дошкольных учебных заведениях, в школе. Только в этом случае можно рассчитывать на формирование у детей навыков безопасного нахождения на улице, проезжей части.

Важные моменты

Правила дорожного движения 2017 года имеют некоторые отличительные особенности, о которых должны знать дошкольники. До восьмилетнего возраста малыши плохо различают источники звука, к тому же у них незначительное поле зрения. Например, до пяти лет малыши ориентируются примерно на расстоянии пяти метров. В шесть лет угол обзора увеличивается до десяти метров. Но ему видны только те машины, которые находятся напротив его, а транспорт слева и справа представляет для малышей серьезную опасность.

Нормальный обзор дети приобретают только к семи годам, поэтому изучение и соблюдение ПДД - это способ защитить малышей от серьезных увечий.

Цель образовательной деятельности в ДДУ

Как сделать так, чтобы дороги и тротуары перестали представлять опасность для малышей? Воспитатели и педагоги рассказывают на занятиях своим малышам ПДД РФ. Расшифровка этого термина хорошо известна даже дошкольникам. Именно на занятиях по правилам дорожного движения малыши получают навыки и умения, приобретают привычки правильного поведения на дороге.

Задачи образовательной деятельности

ПДД это важный этап в деятельности любой дошкольной организации. Педагог рассказывает своим воспитанникам об элементах дороги, функционировании светофора, передвижении транспорта. Важно прививать навыки безопасного поведения именно в дошкольном возрасте, отрабатывать теоретические знания на практике. Малыши изучают дорожные знаки: «Остановка автобуса», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Подземный переход», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи». Во время таких занятий дети не только узнают ПДД. Расшифровка аббревиатуры также входит в дошкольное воспитание. Постоянные занятия направлены на развитие творческих способностей и познавательного интереса детей.

Методы и формы работы

ПДД - это важный раздел работы воспитателя детского сада. Благодаря рассказам, чтению книг, рассмотрению тематических картинок, рисованию, аппликациям, лепке, у ребят формируются навыки правильного поведения на дорогах.

В ролевых играх ребята учатся разрешать проблемные ситуации, применять на практике ПДД. Это помогает малышам закреплять теоретические знания.

Образовательный процесс предполагает определенный перечень мероприятий:

  • наблюдение за поведением пешеходов и транспорта в ходе тематических прогулок;
  • изучение дорожных знаков;
  • знакомство с пешеходными переходами, светофорами.

Какую можно выбрать тематику для проведения воспитательных занятий в детском саду? Например, при проведении занятия «Особенности перехода детьми проезжей части» важна наглядность. Малыши не только узнают теорию, но и отрабатывают их на практике.

Во время занятий дошкольники изучают разные виды транспорта: грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Дети не просто знакомятся с их основным предназначением, но и узнают о том, как правильно садиться, выходить из транспорта, переходить дорогу.

Подобная деятельность продолжается во время работы над аппликациями. Конструирование разных видов общественного транспорта сопровождается повторением основных правил дорожного движения.

Значение занятий по ПДД

Для дошкольников основным видом познавательной деятельности является ролевая игра. Малыши воссоздают различные социальные отношения между людьми, учатся применять навыки в реальной жизни. Они не только расширяют свой кругозор, но и проверяют собственные силы в разных ситуациях, смоделированных старшими.

Игра «Перекресток»

Воспитатель вместе с ребятами разыгрывает разнообразные ситуации на перекрестке:

  • пропуск пешеходов;
  • остановка на красный цвет;
  • правила перехода улицы.

Во многих дошкольных детских учреждениях есть макеты дороги с пешеходными перекрестками, светофорами. Вместе со сказочными героями малыши передвигаются по пешеходным дорожкам, изучают «дорожное домино», сигналы светофора. Помогая героям сказок, дошкольники решают проблемные ситуации, развивают свою память, внимание, формируют аналитические способности.

В средней группе детского сада занятия, связанные с профилактикой ДТП, является более целенаправленными и систематичными. Воспитатель поясняет детям особенности одностороннего, двухстороннего движения, знакомит своих воспитанников с основными дорожными знаками, правилами поведения на дорогах.

Вместе со своим наставником дети наблюдают за движением транспорта, сигналами светофора, работой водителя. Они узнают дорожные знаки, учатся ориентироваться в обстановке на дороге. В ходе таких прогулок возрастает познавательная деятельность дошкольников, повышается их внимание, они закрепляют теоретические знания на практике.

Те привычки, которые закрепляются детьми в раннем возрасте, останутся с ними на всю оставшуюся жизнь.

ПДД в школьной жизни

Как организовать в начальной школе тематический классный час? Правила дорожного движения являются важным этапом воспитательной работы в начальной школе.

Часто ребята попадают в беду на дороге не из-за того, что они не знают элементарные правила, а потому, что они наивны и неопытны, не осознают реальной опасности движущегося транспорта.

Задача педагога – отработать правила дорожного движения. 1 класс идеально подходит для формирования индивидуального безопасного маршрута для каждого школьника. На занятии «школы дорожных наук» ребята подробно рассматривают правила поведения на дороге, на улице, формируют устойчивые навыки безопасного движения по городу в качестве пешеходов. Педагог создает условия для обучения школьников ПДД, формирует интерес у родителей к обеспечению безопасности своих детей, привлекает их к совместным тематическим мероприятиям.

Методика работы

При построении воспитательной системы, связанной с ПДД, учитель начальных классов рассматривает три вида связи с городской транспортной системой:

  • школьник-пешеход;
  • ребенок-пассажир;
  • школьник-водитель велосипеда, роликов, санок.

Нельзя ограничиваться одноразовыми акциями, важно продумывать систематическую деятельность, направленную на профилактику дорожно-транспортного детского травматизма.

Во все учебные дисциплины, изучаемые в начальных классах, включаются элементы ПДД. Это:

  • развитие речи;
  • окружающий мир;
  • физическая культура;
  • а также внеурочная деятельность.

На уроках, а также во внеучебное время, младшие школьники знакомятся с окружающим миром, включая и особенности поведения на дорогах.

В классе можно оформить специальный уголок, связанный с ПДД. В нем можно повесить различные лозунги, например:

  • «Цена спешки – здоровье ребенка».
  • «Внимание - дети на дороге».
  • «Нельзя экономить время за счет жизни».

Отдельное место в классном уголке необходимо отвести информации для родителей. Например, представить информацию о дорожно-транспортном травматизме в городе (регионе), причинах ДТП с участием школьников, привести рекомендации детям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Игры не только являются ведущим методом обучения младших школьников ПДД, но и способом активизации познавательной активности подрастающего поколения, позволяют развивать воображение. В процессе игры ребята усваивают привычки и навыки ориентации в сложных ситуациях, вырабатывают быстроту реакции. М. Горький называл игру «путем к познанию окружающего мира», в котором они живут. Психологи убеждены в том, что игра представляет собой тот вид деятельности, который позволяет отражать на практике теоретические знания, навыки, умения. Она носит образовательный и воспитательный характер, поэтому в большом объеме используется педагогами в учебно-воспитательном процессе.

Классный час по правилам поведения на дороге

Задачей мероприятия является выявление знаний школьников по ПДД, их углубление и систематизация, формирование навыков самостоятельного мышления, развитие познавательного интереса к культуре поведения на городских дорогах.

В ходе классного часа ребята вместе со сказочным светофором разгадывают кроссворды, передвигаются по перекресткам, отвечают на вопросы, касающиеся ПДД.

В кроссворде, предлагаемом для младших школьников, загадывается одно ключевое слово - "безопасность". После того как ребята полностью найдут ответы на все вопросы, предлагаемые им Светофором, они понимают, что является самым важным для любого современного человека, передвигающегося по дорогам, пешеходным переходам, городским тротуарам. Помимо кроссворда, школьникам предлагаются интересные головоломки, загадки. Активное участие в проводимом мероприятии принимают родители.

В завершении мероприятия светофор вместе с родителями школьников приглашает их на чаепитие в его сказочный дворец.

Вместо заключения

Нет ничего дороже здоровья и безопасности подрастающего поколения. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, обычных школах на каждой ступени реализуются специальные программы, связанные с формированием у детей культуры поведения на дорогах.

Только при проведении системной и целенаправленной совместной деятельности учителей, родителей, детей можно рассчитывать на формирование теоретических и практических знаний о правилах дорожного движения, их полноценное применение детьми во время передвижения по улицам и дорогам.

Комментарии