Цена продукции - это что такое?

Количество денег, которое продавец хочет получить, а покупатель согласен отдать за единицу товара - это цена продукции. От её уровня целиком и полностью зависит объём продаж, а отсюда вытекает и объём выручки. Значит, цена продукции - это фактор, который непосредственно влияет на выручку. Что на это влияет? Определяется уровень цен производственными издержками и самой реализацией, где максимальным уровнем регулирует спрос. Таким образом, цена продукции - это ещё и механизм для обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Ценообразование

Прежде всего, при ценообразовании нужно определить уровень спроса. Он может быть повышенным на конкретные товары или на товары конкретного предприятия. Также спрос может изменяться в зависимости от региона и на всём внутреннем рынке. Чтобы ценообразование было правильным, нужно понимать, что цена продукции - это целый набор характерных понятий, касающихся определённости спроса. Этот показатель рассматривается как минимум по трём составляющим.

Это объёмы рыночного спроса, которые зависят от точного количества продукции, которая будет приобретена определёнными покупателями на определённой территории в определённое время и с помощью определённых торговых предприятий. Расчет цены продукции зависит и от ёмкости рынка. Что это такое? Ёмкость - это высший предел, куда и стремится максимальный спрос. От этого показателя в основном зависит и объём спроса. Он составляет некую долю от неё. Также расчёт цены продукции диктует и величина спроса. Её оценивают количеством той или иной продукции, которую предполагается продать покупателю по установленной или договорной стоимости. Виды цен на продукцию могут быть разными, то есть, если спрос умножить на цену, получится величина спроса.

Прибыль

Важнейший элемент в цене единицы продукции - прибыль, которая представляет собой чистый доход в денежном выражении. Он создается предприятием в производстве и формируется после реализации. Получение прибыли в рыночной экономике является основной целью любого предпринимательства. Ведь это основной источник для формирования финансовых и материальных ресурсов каждого предприятия, его социального и производственного развития. Чем больше прибыль в цене единицы продукции, тем шире возможности компании для развития и улучшения материального положения его работников, для укрепления финансового состояния. Государство тоже заинтересовано в росте такого дохода на частных предприятиях. Ведь налог на прибыль - доля в доходах госбюджета весьма существенная.

Тут нужно заметить несовпадение экономического смысла прибыли и понятие её исчисления в бухгалтерии. Экономическое содержание этого понятия - чистый доход, полученный в процессе работы предприятия. А вот количественный расчёт прибыли во всех её видах нужно определять системой учёта, где рассматриваются затраты и цены на продукцию. Очень большое влияние здесь оказывает установленный законодательно порядок формирования финансового результата.

Рыночная цена продукции

Денежное выражение стоимости какого-либо товара, то есть его цена - это элемент рыночной конъюнктуры и рыночного механизма, который формирует рынок и оказывает влияние на рыночную цену. В мировой практике хозяйствования есть несколько подходов к проблеме установления этого показателя. Прежде всего, основой служат спрос и предложение, плановые затраты, относящиеся к выпуску определенной продукции, а также может быть и договорная основа. Всё это - составляющие цены товаров. Главный мотив принятия решения о выборе производства того или иного продукта и о его количестве - получение выгоды, на которую влияет система цен, устанавливаемая при реализации. Доходность определяется рынком. Иными словами, ценой реализации. Если этот показатель выше, чем издержки производства и реализации, то производить такую продукцию выгодно.

На рынке цены складываются, как уже было сказано, на основании спроса и предложения на тот или иной товар. Это не зависит от затрат. В таком случае определить цену единицы продукции не сложно, поскольку она будет заданной. Между величиной спроса на данный товар и его рыночной ценой есть определённая зависимость, которая называется кривой спроса (или шкалой спроса). Если оформить это графически, можно легко вычислить, что чем цена ниже, тем спрос и потребление выше. Что же влияет на конечный результат? Цена устанавливается обязательно с учётом всех составляющих цены продукции: спроса на данный вид товара, стоимости издержек на изготовление, доставку, реализацию его, цен, которые установили конкуренты, количества предложений такой же продукции со стороны других производителей.

Виды цен

Группы видов цен формируются в зависимости от масштабов рынка - цены внешнеторговые и внутренние, международных рынков и мировые определяются в совершенно разных системах, хотя взаимосвязь посредством международной интеграции с годами усиливается, приближаясь к единым правилам формирования структуры и уровней тех или других видов цен. В национальной экономике сфера её обслуживания дифференцирует цены. При этом учитываются особенности разных областей хозяйствования.

Здесь основные виды следующие:

  • оптовая цена продукции;
  • розничная цена;
  • закупочная, а также тарифы;
  • цены на строительную продукцию;
  • цены внешнеторговые, то есть - экспортные для отечественной продукции и импортные - для зарубежной.

Последняя группа формируется в принципе иначе, чем национальные. Здесь важна информация о конкурентах и о ценах производителей, реализующих аналогичную продукцию на мировом рынке.

Экспортные определяют иначе. Ведь именно по ним внешнеторговые организации и производители продают продукцию на мировом рынке. Нужно выбрать цену-ориентир и привести её к реальности по условиям сделки, учитывая качество продукции, её транспортировку, платежи, страхование, хранение и многое другое. Сюда же включается пошлина на экспорт и перевод в валюту той страны, которая экспортирует продукцию по курсу ЦБ страны на дату, когда заключена сделка. Это основные составляющие.

Импортные цены существуют для закупки товаров за рубежом и устанавливаются на основе таможенной стоимости продукции. При этом учитываются таможенные пошлины, валютный курс и расходы на реализацию внутри страны. Огромное значение здесь имеют косвенные налоги, и вся структура импортных цен от них зависит.

Учётная и перераспределительная функция цен

Характерные для всех видов цен функции - общие свойства, объективно присущие рассматриваемой категории. Экономическая литература предлагает четыре вида. Это учётная, стимулирующая, перераспределительная и функция баланса между спросом и предложением. Первый вид предполагает сопоставлять цены, несравнимые по потребительским характеристикам, где ценностное выражение определяется макроэкономическими или отраслевыми показателями, а также показателями конкретного предприятия.

Перераспределительная функция предполагает перераспределять созданный общественный продукт между разными хозяйственными звеньями, регионами, сферами экономики и группами населения. Например, государство держит уровень цен на автомобили, табачную продукцию, алкогольную, и этот уровень значительно превышает все затраты производства и реализации. Доходы предполагается использовать на поддержание низких цен товаров первой необходимости. Получается ли это - другой вопрос.

Стимулирующая функция и функция баланса

Стимулирующая функция - поощрительное и сдерживающее воздействие цен на различные сферы производства. Прогрессивная продукция подобных ограничений не имеет, а также рост прибыли производства ничем не сдерживается. А вот продукция с затратными составляющими накрывается жёсткими ценовыми ограничениями. Сутью функции баланса спроса и предложения является достижение определённого уровня цен.

Классический нерегулируемый рынок стихийно регулирует общественное производство. В результате капитал переливается из отрасли в отрасль, избыточные производства свёртываются, высвобождая ресурсы для производства дефицита. Общественный труд в данном варианте затрачивается недостаточно рационально. Если экономика регулируется, функцию баланса выполняют не только цены, но и госфинансирование, кредитование, налоговая политика и многое другое.

Себестоимость и цена

Оптимальную цену продукции определить не слишком легко. Если она непомерно высока, привлечь покупателей не получится, а если низка - не будет достаточной прибыли. Особенно сложно установить цену малой фирме, поскольку экономический размах недостаточен, а конкуренция в ценах высока. Как быть? Формула цены продукции в любом случае одна. Чем больше производится единиц продукции, тем себестоимость ниже. Это правило чаще всего используется для того, чтобы получить достаточную прибыль и выиграть в цене у конкурентов одновременно. И именно малые фирмы довольно редко имеют такую возможность. Ведь им приходится сталкиваться с жёсткой ценовой политикой, которую ведут крупные фирмы.

В себестоимость продукции входят все текущие расходы на производство и реализацию и выражаются они всегда в денежной форме. Сюда необходимо включить материальные затраты на стоимость материалов и сырья, энергии, топлива и тому подобного. Здесь же учитывается заработная плата работников, отчисления в пенсионный, страховой и другие фонды, отчисления на амортизацию оборудования и множество прочих расходов - штрафы, пени, арендная плата и так далее. Всё это необходимо учесть, когда определяется средняя цена продукции.

Нужно помнить, что этот показатель - инструмент соотношения возможностей производителя и потребностей покупателя. Предшествовать же установлению цен всегда должен тщательный анализ. Это обязательное условие. Цены изменить легче, чем саму продукцию или способ распространения, и ценовая политика практически всегда влияет на ведение бизнеса.

Розничная и оптовая цена продукции

Оптовыми цены называются в случае реализации продукции промышленными предприятиями или их посредниками в больших объёмах, то есть оптом, без любой помощи в продажах различными розничными торговыми организациями. Такой показатель используются и в других случаях. К примеру, если предприятия договариваются реализовать свою продукцию друг другу, если осуществляются продажи между отраслями, а также из производства в розничную сеть, когда продукция продаётся торговым организациям, а не населению, которое практически не использует сферу оптовой торговли, даже мелкими партиями. Если товар отпускается по оптовым ценам, сделки осуществляются обычно по безналичному расчёту.

Розничные цены предназначены для продажи продукции конечному потребителю, то есть населению, поскольку она является продукцией назначения потребительского. В таких случаях обычно производится наличный расчёт.

Закупочные цены используются производителями сельскохозяйственных товаров, когда они отпускаются в больших объёмах либо государству, либо определённому перерабатывающему предприятию. Стоит учесть нюансы. Если же эти организации хотят реализовать не продукцию сельскохозяйственного происхождения, а, например, лишнюю технику, то пользуются оптовыми ценами.

Обычно большие объёмы сельскохозяйственной продукции закупают государственные органы, чтобы создать фонды для материальной базы, выполняя задачи государственной политики. Также закупочными ценами пользуются покупающие большими партиями подобные товары различные негосударственные организации и предприятия - мясокомбинаты, молокозаводы. Если же реализация сельскохозяйственной продукции предназначена для населения, тогда нужно использовать понятие розничной цены.

Закупочная цена

От цены госзакупок понятие закупочной цены отличается, можно сказать, в корне. Рассмотрим более подробно. Госзакупки совершаются по ценам, которые установлены на самые различные виды продукции, не только сельскохозяйственной, чтобы формировать централизованные государственные фонды. У товаров такого плана всегда значение особое, поскольку они являются важнейшими. Это главные стратегические виды топлива, сырья, хлопка, зерна и тому подобного. Таким образом решаются общегосударственные задачи национального значения, и государством для продавцов такой продукции предоставляются многие и многие льготы.

Статистический анализ применяемых закупочных цен должен пройти главный этап - оценку общего уровня цен. после этого необходимо обобщить полученные показатели. Таким образом, выявится абсолютная или относительная величина цен на конкретную продукцию. Здесь, как правило, отражены уровни доходов и затрат в определённый период времени, на конкретных территориях и конкретных предприятиях.

Можно уровень цен определять сопоставлением текущего периода с любым другим базисным по сходной или одинаковой продукции с близкими потребительскими свойствами. Затем применяется корректирующие коэффициенты. Так производят прямое измерение изменений уровня динамики цен.

Анализ

На практике ценообразования чаще всего используют данные, где приведена средняя цена продукции по однородным группам с обобщёнными характеристиками. Также широко применяются расчёты общих индексов по продовольственным и промышленным товарам. Это основной инструмент такого анализа по уровням цен. Они нормируются и в сопоставлении с ценами внутренними и внешними. Иными словами, анализируются относительно тех или иных экономических показателей.

Соотношения цен межотраслевые или внутриотраслевые определяют по уже сложившимся уровням ценообразования. Так можно вычислить повышение или снижение жизненного уровня. Если рост розничных цен, например, выше роста доходов населения, наблюдаем снижение. Приведем еще один пример. Если закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию не растут по сравнению с ростом цен на промышленные товары, которые необходимо приобретать сельскохозяйственным предприятиям, этот обмен является неэквивалентным и убыточным.

Отпускная цена продукции

Легче всего вычисляется отпускная цена, с которой предприятие выходит на рынок, если применить довольно простую формулу: Ц = С + П + Са + НДС + Нп.

Буквы обозначают следующее:

  • Ц - отпускная цена;
  • С - фактическая себестоимость полностью;
  • П - прибыль;
  • Са - акцизы в сумме;
  • НДС - все знают, что это является налогом на добавленную стоимость;
  • Нп - это налог с продаж.

Уже было сказано, что такое фактическая себестоимость. Это включение всех производственных затрат и коммерческих расходов. Прибыльность (или рентабельность) продукции определяется именно величиной прибыли. Оценить её можно с помощью коэффициента рентабельности, формула которого присутствует в иллюстрациях к этой статье.

А вот акцизы в сумме определяются для каждого вида продукции по-своему. Что это значит? Только подакцизные товары, такие как алкоголь, спирт, табак, бензин и тому подобные имеют собственные твёрдые акцизные ставки с назначением определённой суммы взноса за каждую единицу продукции (килограмм, литр и так далее). Такие показатели называются специфическими.

Автомобили и ювериные изделия имеют процентную ставку к стоимости, которые называются адвалорными ставками. НДС определяют как процент от фактической себестоимости продукции плюс прибыль на неё. А налог с продаж - в процентах, где прибавляется не только прибыль, но и НДС.

Отпускная цена продукции предприятия обязательно должна быть выше, чем себестоимость на три величины. Это величину прибыли, на сумму налога с продаж и величину НДС. Все эти показатели перечисляются в государственный бюджет.

Комментарии