Модификации и технические характеристики Ту-154
Ту-154 – это узкофюзеляжный пассажирский самолет, который был представлен еще в 1968 году конструкторским бюро Туполева. Данная машина активно применялась во времена СССР для пассажирских перевозок, однако и сейчас данные самолеты есть в эксплуатации некоторых авиакомпаний. Характеристики Ту-154 позволяют использовать его даже спустя почти 50 лет после разработки. И хотя по современным меркам лайнер устарел, в свое время это был один из лучших самолетов в мире.
Технические характеристики Ту-154
По части аэродинамики это моноплан со стреловидным крылом. Силовая установка представлена тремя двигателями, находящимися в хвостовой части. Шасси имеет три стойки, включая носовую. Экипаж состоит из четырех человек.
Что касается летно-технических характеристик Ту-154, то они следующие:
- Длина: 47,9 м.
- Размах крыла: 37,6 м.
- Максимальная взлетная масса: 98-100 т.
- Расход топлива: 6,2 т/час
- Максимальная посадочная масса: 78 т.
- Запас топлива: 39,8 т.
- Масса пустого самолета: 51 т.
- Максимальная высота полета: 12,1 км.
- Вместимость пассажиров: 152-180 человек.
- Крейсерская скорость: 900 км/час.
- Длина разбега: 2,3 км.
- Максимальная скорость: 950 км/час.
- Дальность полета с максимальной нагрузкой: 2650 км.
- Двигатели: 3х10 500 кгс НК-8-2.
Стоит отметить, что подобные технические характеристики Ту-154 свойственны изначальной версии этого лайнера. Существует более десятка модификаций, которые отличаются друг от друга разными особенностями.
Модификации
Как минимум, можно выделить 13 существующих модификаций:
- Ту-154, технические характеристики которого указаны выше. Этот лайнер производился серийно с 1971 по 1974 годы. Изначально он применялся для доставки почты.
- Модификация Ту-154А получила дополнительные топливные баки и модернизированные двигатели, что позволило увеличить дальность полета. К тому же в этой модели были доработаны формы крыла и корпуса, из-за чего лайнер обрел лучшие аэродинамические характеристики.
- Ту-154Б – вариант этого самолета с усиленным крылом, дополнительными баками для топлива и повышенной вместительностью пассажиров в салоне. Усиленная конструкция крыла позволила брать на борт больше груза. Также здесь был улучшен автопилот.
- Ту-145Б-1 получил улучшенную бортовую электронику и большую вместимость пассажиров.
- Ту-154ЛЛ – уникальная модификация лайнера, который переделали под летающую лабораторию с целью проведения испытаний космического летательного аппарата "Буран".
- Ту-154М – модель, которая включает огромное количество изменений. В частности, этот самолет является более экономичным по сравнению с изначальной версией, обладает лучшими аэродинамическими свойствами, имеет более высокую взлетную массу и новую систему авионики.
- Ту-154М2 – модификация появилась после 1990 года. Предполагалось, что здесь будут использоваться более тихие и экономичные двигатели, что позволило бы еще больше увеличить дальность полета и снизить уровень шума в салоне. Но такой самолет не был запущен в серию.
- Ту-154М100 – в этих лайнерах впервые использовалась западная встроенная система авионики. Сам самолет получил улучшенный интерьер, более комфортные сиденья для пассажиров.
- Ту-145ОН – специальный самолет, который использовался для пролета над странами-участниками программ "Открытое небо".
- Ту-154М-ЛК-1 – летающая лаборатория для подготовки космонавтов Центра им. Гагарина.
- Ту-154С – грузовой лайнер. Также может иметь обозначение Ту-154Т.
- Ту-155 – опытная версия самолета, которые может использовать водород или метан в качестве топлива.
Отметим, что еще в ходе самых первых испытаний лайнера было понятно, что он имеет пространство для внедрения модификаций и улучшений. Поэтому технические характеристики Ту-154 менялись со временем. Уже в 1975 году конструкторы смогли увеличить грузоподъемность самолета, вместительность пассажиров и даже установить мощные двигатели НК-8-2У вместо старых НК-8-2.
Особенности
Некоторые пилоты Ту-154 отмечают, что для пассажирского лайнера этот самолет является достаточно сложным. Он требует высокого профессионализма пилота и персонала. Необычное расположение двигателей в хвостовой части снижает уровень шума в салоне и разворачивающий момент при отказе работы одного из них. В то же время это может создать проблемы с "затенением" стабилизатора и задней центровкой. Это может привести к помпажу и отказу двигателей.
Использование сегодня
Производство самолетов было прекращено в 2013 году. Однако они все равно есть в эксплуатации некоторых компаний. В конце 2013 года они использовались авиакомпаниями Беларуси (5), Азербайджана (3), КНР (3), Таджикистана (5), КНДР (2), Киргизии (3), Узбекистана (3). В России в парке разных авиакомпаний находится около 15 самолетов Ту-154. В конце 2014 года UTair вывела 24 лайнера и заменила их на Airbus A321.
Заключение
Именно Ту-154 является массовым советским и российским самолетом. На момент своего создания он не имел конкурентов на рынке стран Советского Союза. Он создан на уровне мировых стандартов. Этот лайнер был достойным конкурентом Boeing и Airbus. К сожалению, несмотря на существующие сегодня модификации, технические характеристики самолета Ту-154 уступают параметрам машин западных компаний. Это значит, что его время на рынке авиаперевозок подошло к концу. Почти все авиакомпании, включая лоукостеры, используют самолеты Airbus и Boeing.