Ленин в детстве. Семья Ульяновых - родители, братья и сестры Ленина
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – российский революционер, теоретик марксизма, государственный и политический деятель СССР, основной организатор и руководитель Октябрьской революции, создатель первого в мире социалистического государства. Именно таким все знают и помнят Ленина. Сегодня мы с вами взглянем на политического лидера с другой стороны и узнаем, каким он был в детстве.
Происхождение
Владимир Ильич родился 10 апреля 1870 года в небольшом городе Симбирск (ныне Ульяновск), который располагается на берегу великой Волги. Его родители были представителями разночинной интеллигенции. Кроме Владимира в семье было еще пять детей: Александр, Дмитрий, Анна, Ольга и Мария. Родители Ленина старались растить детей честными, трудолюбивыми, разносторонне развитыми и чуткими к окружающим. Возможно, именно благодаря этому, впоследствии все дети четы Ульяновых стали революционерами.
Отец
Ульянов Илья Николаевич (1831-1886 гг.) происходил из небогатых астраханских мещан. С ранних лет он столкнулся с трудностями, которые в условиях царизма подстерегали всех выходцев из народа, желающих получить образование. Лишь благодаря выдающимся способностям и настойчивому труду, Илье Николаевичу удалось окончить Казанский университет и стать преподавателем точных наук в средних учебных заведениях Нижнего Новгорода и Пензы. В результате за выслугу лет его даже удостоили дворянского звания.
Илья Николаевич Ульянов для своего времени был передовым человеком, близким к идеям философов 1860-х годов. Высокие идеалы пробуждали в нем мечты о служении народу и его просвещении.
В 1869 году И. Н. Ульянов оставил работу учителя и стал инспектором, а немного позже и директором симбирских народных училищ. Будучи истинным педагогом и энтузиастом народного просвещения, он всем сердцем был влюблен в свою работу, отдавая ей всего себя.
Деятельность в сфере народного образования вынуждала Ульянова постоянно ездить по губернии. Он уезжал из дома на недели и месяцы, посещая деревни и села. В любое время года, вне зависимости от погодных условий, Илья Николаевич отправлялся в глухие места, создавал там школы и оказывал помощь учителям в налаживании образовательного процесса. Это нелегкое, хоть и очень важное дело, отнимало у него очень много сил. Причем самой большой трудностью были не суровые зимы, а необходимость бороться с сопротивлением помещиков, кулаков и чиновников, всецело препятствующим созданию образовательных учреждений. Нелегко было также доказать отсталой части крестьян, что им будет крайне полезно обучиться грамоте.
Не перенося на дух чиновничество с его карьеризмом, прислужничеством и пренебрежением к народу, Ульянов был истинным демократом. Обращаясь к крестьянам, он всегда был дружелюбен. Много внимания Илья Николаевич уделял вопросу просвещения нерусских народов, которые населяли Поволжье. Относясь к ним с уважением и пониманием, он потратил огромное количество сил и времени на организацию школ для угнетенного царизмом общества.
Старания Ульянова дали плоды: почти за два десятка лет его деятельности, количество школ в Симбирской губернии возросло в разы. Он воспитал множество высококлассных народных учителей, которых стали называть «ульяновцами».
Мать
Мария Александровна Ульянова (1835-1916) была дочерью врача. Она росла в деревне и смогла получить лишь домашнее образование. Из-за недостатка средств продолжить обучение не представлялось возможным, о чем она сильно сожалела. Но будучи очень одаренной и любознательной, Мария Александровна с легкостью выучила несколько языков, которым позже обучила детей. Кроме того, она много читала и прекрасно играла на рояле. После самостоятельной подготовки Ульяновой удалось экстерном сдать экзамен на звание учительницы. Она, как и супруг, была увлечена вопросом народного просвещения. Однако поработать учительницей Ульяновой не довелось: домашнее хозяйство, воспитание детей и забота об очаге забирали все ее время.
Семья Ульяновых
В семье Ульяновых всегда царили любовь и согласие. Несмотря на свою занятость, Илья Николаевич был образцовым семьянином и всегда находил время на супругу и детей. Они смотрели на отца и видели, сколько сил он готов отдать народному просвещению, с какой строгостью он относится к выполнению своих функций и сколько радости ему приносит открытие новых учебных заведений. Жизнь отца, его увлеченность работой, внимательность к народу, и скромность по отношению к себе, имели большое воспитательное значение для братьев и сестер Ленина. В семье Ульяновых авторитет Ильи Николаевича был непоколебим.
В воспитании детей Ульянов исходил из воззрений революционера демократа Н. А. Добролюбова – закалял в них волю, учил понимать жизнь, развивал тягу к знаниям, и наконец, учил строго подходить к себе и своим поступкам. Кроме того, он учил детей правдивости и искренности. Читая детям Н. А. Некрасова, отец с ранних лет прививал им любовь к литературе.
Илья Николаевич всегда радовался успехам своих детей, и тем самым вдохновлял их на большее. Тщеславия он не выносил, и требовал того же от семьи. Он был увлекательным рассказчиком и никогда не уклонялся от детских вопросов.
Мария Александровна Ульянова обладала редким воспитательным талантом. Будучи всегда приветливой и покладистой, она не стесняла детей, но умела сохранять в семье дисциплину. Женщина передала детям свою организованность, аккуратность, бережливость и скромность. Несмотря на внешнюю хрупкость, она была наделена мужественностью, стойкостью и самоотверженностью, и многократно это проявляла в годы тяжелых испытаний.
Обстановка в семье была благоприятной для развития характера и ума детей. Родители Ленина никогда не подавляли естественную живость детей, и даже наоборот, поощряли ее. Если летом в деревне маленький Володя хотел сократить путь через окно, его никто не останавливал. Более того, чтобы сын не ушибся, отец сделал около окна деревянные приступочки. Когда старшие дети задумали издать домашний журнал, все в меру возможностей способствовали их увлечению. Эти и многие другие интересные факты из детства Ленина всегда вызывали удивление в обществе.
Ульяновы приучали детей не только к реализации творческих способностей, но и к труду. С раннего детства им доводилось самостоятельно себя обслуживать и помогать старшим. Они всегда помогали матери ухаживать за садом и устраивать чаепитие в беседке: мальчики носили стулья и посуду, а девочки помогали мыть посуду после. Кроме того, девочки были обязаны всегда следить за своей одеждой и одеждой братьев.
Ленин в детстве
Детство будущего революционера было светлым и счастливым. Он рос здоровым, жизнерадостным и резвым мальчиком. У отца Володя унаследовал внешность и общительность. Он постоянно был зачинщиком детских игр. В играх, Ленин был справедливым и не терпел драк. Уже в пять лет Володя очень неплохо читал.
Симбирская гимназия
Первым местом, где учился Ленин, стала классическая Симбирская гимназия. Уже в том возрасте проявлялась его воспитанность и самодисциплина. Каждое утро Володя самостоятельно вставал ровно в семь часов, мылся по пояс и убирал постель. Прежде чем позавтракать он успевал повторить уроки. В половине девятого Ульянов был в гимназии, расположенной в нескольких кварталах от дома. Так было изо дня в день, в течение восьми лет.
В гимназии, благодаря пытливому уму и живому отношению к занятиям, Ленин сразу стал лучшим учеником. Его собранность, умение довести дело до конца, искренность и простота в общении, а также готовность помочь в любую минуту, очень привлекали товарищей. Не отставал Ульянов и в спортивном развитии – он был хорошим пловцом, шахматистом и конькобежцем.
Формирование революционных взглядов
На детство и юность Владимира Ильича приходились годы жестокой реакции, царившей в России. Любое проявление свободной мысли пресекалось на корню и преследовалось. Позже, Ленин назвал этот период «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакцией». Так как в те времена, все свободомыслящие изгонялись из учебных заведений, гимназия не стала местом выработки его общественных идеалов.
На мировоззрение Ленина в детстве, повлияли в первую очередь семейное воспитание и личный пример родителей. Кроме того, непререкаемым авторитетом для Владимира Ильича с раннего детства был его старший брат Александр. Володя во всем пытался на него походить, и в любой сложной ситуации думал: «Как поступил бы Саша?» Со временем авторитет брата только рос. Именно от Александра Владимир узнал о марксизме.
Саша Ульянов был очень одаренным юношей. С детских лет, он покорял всех своими высокими моральными качествами и твердой волей. Также как отец, Александр был серьезным, вдумчивым, строгим по отношению к самому себе и справедливым. В отношении к младшим братьям и сестрам он был ласковым и чутким, поэтому неудивительно, что все дети в семье его любили.
Анализ окружающей действительности
С ранней юности Володя Ульянов зорко вглядывался в окружающую действительность и анализировал ее. Будучи искренним человеком, не терпящим ханжества и лжи, он быстро увидел грань между верой и религией. Последним толчком к этому стала сцена, возмутившая его до глубины души. Однажды, Илья Николаевич беседовал в своем доме с гостем, и сказал, что его дети плохо посещают церковь. Разъяренный гость, глядя на Владимира, заявил: «Сечь, сечь надо!» Изрядно разозлившись, ребенок выбежал из дома и сорвал с себя крестик. Поэтому ответ на распространенный вопрос о том, был ли Ленин крещен, положительный, в отличие от его личного отношения к религии.
Пристально анализируя жизнь, Владимир увидел, в какой нужде живут простые люди и какому гневу подвергаются крестьяне и рабочие. Он очень внимательно слушал рассказы отца о невежестве и темноте, которые царили в деревнях, а также о самоуправстве власти и положении крестьян. Общаясь с работягами, он заметил, в каком бесправном и унизительном положении пребывают нерусские национальности: татары, чуваши, мордва, удмурты и другие. Несмотря на всю уравновешенность Ленина в детстве, его сердце наполнялось жгучей ненавистью в отношении угнетателей народа.
Помощь Охотникову
Сочувствие будущего вождя к национальностям, угнетенным царизмом, ярко иллюстрирует тот факт, что в старших классах гимназии он помогал учителю чувашской школы Н. Охотникову подготовиться к экзамену на аттестат зрелости. Чуваш имел выдающиеся математические способности, и страстно мечтал получить высшее образование. Чтобы поступить в университет, ему был необходим аттестат зрелости, который выдается после сдачи экзамена по разным предметам, в том числе и древним языкам. Изучать эти языка самостоятельно Охотникову было очень непросто, а средств на репетитора у него не было. Узнав о безвыходном положении чуваша, старшеклассник Владимир Ульянов решил безвозмездно помочь ему. В течение полутора лет Ленин три раза в неделю занимался с Охотниковым, в результате чего тот получил аттестат зрелости и благополучно поступил в высшее учебное заведение.
Литература
На формирование личности Владимира Ленина немалое влияние оказали книги. Больше всего он любил произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева и Салтыкова-Щедрина. Революционный дух Ленина подкрепляли книги Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского и Писарева. Благодаря сочинениям революционных демократов, молодой Ленин возненавидел общественно-политическое устройство царской России. Владимира Ильича в молодости увлекали произведения поэтов сатирического издания «Искра». Это журнал были одним из главных органов печати революционного направления. В нем различные поэты высказывались против дворянско-буржуазного либерализма и крепостнической реакции.
В детстве Ленину сложно скрывать свои революционные взгляды, поэтому периодически их отблески проявлялись в его сочинениях. Однажды, директор гимназии Ф. Керенский (отец известного впоследствии эсера А. Керенского), который всегда ставил сочинения Владимира Ульянова в пример другим ученикам, предостерегающе спросил его: «О каких это угнетенных классах вы пишете?».
Потеря отца и брата
В юношестве Ленину довелось пережить много серьезных потрясений. Так, в январе 1886 года скончался его 54-летний отец. В марте следующего года, когда семья только начала приходить в себя после страшного горя, за участие в подготовке покушения на Александра Третьего в Петербурге попал под арест Александр Ульянов. Вслед за ним арестовали и Анну Ульянову, которая также училась в университете.
О том, что Александр Ильич стал на революционный путь, в семье никто не знал. Он блестяще учился в университете Петербурга. Наработки молодого человека в области химии и зоологии привлекали внимание многих видных ученых. За одну из своих работ, написанных на третьем курсе университета, он получил золотую медаль. Преподаватели прочили Александра Ильича в профессора.
В последнее лето, которое А. И.Ульянов провел дома, он отдавал всего себя написанию диссертации. Никто не знал, что пребывая в Петербурге, молодой человек посещает революционные кружки и проводит среди рабочих политическую пропаганду.
Об аресте Александра и Анны в город Симбирск написала родственница Ульяновых. Боясь за реакцию Марии Александровны, она отправила письмо не ей, а близкому другу семьи – В. В. Кашкадамовой, которая работала учительницей. Та сразу же вызвала Владимира и передала ему печальную новость. Согласно воспоминаниям Кашкадамовой, Владимир долго молчал, потом сказал: «А ведь дело-то серьезное, может плохо кончиться для Саши». Нелегкой задачей для юноши выдалась подготовка матери к печальному известию и ее моральная поддержка. Весть о случившемся тут же облетела небольшой городок, впоследствии чего от Ульяновых отреклись все, кто ранее у них бывал, все либеральное общество. В тот момент Владимир Ильич Ульянов (Ленин) абсолютно точно разглядел истинное трусливое лицо либеральной интеллигенции.
Мария Александровна присутствовала во время суда над сыном и его товарищами. Она слушала его речь, пропитанную глубочайшей убежденностью и обличающую царское самодержавие. Александр ни капли не сомневался в неизбежности победы социализма над старым общественным строем. Позже Мария Александровна расскажет, что не ожидала, что ее сын может так открыто, красноречиво и убедительно говорить о политических вопросах. Вместе с гордостью ее переполняло отчаяние, из-за которого она так и не смогла досидеть до конца заседания и вышла из зала суда.
8 мая 1887 года 21-летний Александр Ульянов был казнен. Это событие потрясло Владимира Ильича, и окончательно укрепило его революционный настрой. А. И. Ульянова написала о братьях волнующие слова: «Александр Ильич погиб как герой, и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата, Владимира».
Преклоняясь перед мужеством и самоотверженностью брата, Владимир, тем не менее, отверг избранный им террористический путь. Он твердо решил «Мы пойдем другим путем. Не таким путем надо идти».
Окончание гимназии
В трагические дни для семьи Ульяновых братья и сестры Ленина не могли найти себе места. Владимир Ильич же проявил невероятную стойкость: он упорно занимался и блестяще сдал экзамен на аттестат зрелости. Будучи самым молодым в классе, он стал еще и единственным, кто получил аттестат с медалью. Начальство гимназии долго колебалось, прежде чем вручить брату казненного «преступника» такую награду. Однако глубокие знания и выдающиеся способности Ленина были слишком очевидны. Покидая гимназию, Владимир Ильич получил хорошую характеристику от директора, в которой были отмечены его аккуратность, усердность и талант. Так закончилось детство Ленина.