Барнаульский трамвай: история, маршруты, проекты скоростного трамвая
Барнаульский трамвай впервые был запущен на постоянный маршрут в начале ноября 1948 года. Сейчас в городе Барнаул проложено 11 трамвайных маршрутов, общая длина рельс для передвижения составляет 123 км. Для обслуживания техники было построено три трамвайных депо, два из которых действуют и сегодня. Ежедневно данным видом экологического транспорта пользуется около 250 тысяч пассажиров.
План по строительству трамвайных линий
Впервые идея создания в городе трамвайных маршрутов возникла у правительства ещё в начале 19 века. Тогда американские консулы обратились к российской власти с просьбой разрешить постройку нового для России вида транспорта. Через некоторое время правящая элита страны загорелась желанием построить удобный и надёжный городской рельсовый транспорт, однако Первая мировая война не позволила осуществить эти планы. Истощённая от кровопролитных столкновений страна не могла позволить себе столь грандиозного строительства.
После завершения Второй мировой войны к вопросу о строительстве трамвайных путей сообщения вернулся Сталин. Вождь подписал указ, где поручил ответственным лицам создать первый в России травмайный маршрут для перевозки граждан, это произошло в 1946 году. Именно с этого момента начинается история знаменитых барнаульских трамваев.
Первый вагон общественного транспорта встал на рельсы спустя 2,5 года после указа Иосифа Виссарионовича. С этой даты и начинается знаменитая история барнаульского трамвая. Первое время работал единственный маршрут под номером 1, его официальная дата открытия - ноябрь 1948 года. Начальная остановка этого общественного транспорта - площадь Свободы, а конечная – в районе, где сейчас находится рынок «Юбилейный».
Постройка первого депо
Спустя один год после даты открытия барнаульских трамвайных путей сообщения, благодаря усилиям рабочих и властей, было построено первое депо на улице Анатолия. Теперь трамваи ремонтировались и проходили технический осмотр в специализированных вагоно-ремонтных мастерских. От здания первого депо пролегал барнаульский трамвайный маршрут под номером 2, его конечная станция была на площади Свободы.
В 1950 году в городе создали новый маршрут под номером 3. Путь пассажирского транспорта лежал от старого мясокомбината до завода «Барнаултрансмаш».
В 1960 году барнаульские трамваи колесили от Нагорной части города до улиц Северо-Западная, Антона-Петрова. Конечная станция - улица Телефонная. Спустя несколько лет новый вид общественного транспорта ездил до микрорайона Поток и ЗСВ. В 50-60-х годах прошлого века основные поезда были марки КТМ/КТП первого и второго поколения, а первые вагоны были типа Х.
В начале 70-х годов в городе массово запускали составы марки «Татра Т3», а в середине 1985 года им на смену пришли трамваи той же марки нового поколения – «Татра Т6В5».
Во времена СССР города Барнаул и Новокузнецк были единственными населёнными пунктами к востоку от уральских гор, где ходили вагоны чешского производства.
В 90-е годы прошлого века появились на улицах Барнаула трамвайные вагоны марки 71-608КМ производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Проработали на маршруте они недолго, ведь впоследствии их решили перенаправить в город Бийск.
Проекты по усовершенствованию трамвайных линий
В 1970-х годах правительство ожидало значительного роста населения в городе Барнаул. Была уверенность, что городское население превысит цифру в один миллион человек в ближайшие годы. В связи с этим градоначальник распорядился создать новые линии для движения барнаульских трамваев. Проект позволил бы расширить и увеличить число перевозимых пассажиров в городе за день в несколько раз. Предполагалось, что новый маршрут будет пролегать через Власихинский район (ныне Новосиликатный), а также через Северо-Западную часть города, захватывая близлежащие спальные районы.
На рельсы поставили усовершенствованный скоростной трамвай, который будет курсировать по следующему маршруту:
- Власихинская промплощадка.
- Депо №3.
- Улица Малахова.
- Проспект Космонавтов.
- Проспект Калинина.
- Улица Полевая (современное название - улица Кулагина).
Обновлённые трамваи на улицах Барнаула
Для передвижения по городу скоростных трамваев были построены путепроводы возле завода «Химволокно», а также на пересечении улицы Малахова с Павловским трактом. В качестве эксперимента по новому маршруту курсировал удлинённый за счёт увеличенного числа вагонов барнаульский трамвай нового образца. Вместо двух технику оснастили сразу тремя вагонами.
Скоростной участок трамвайных линий под номером 2 (конечная остановка Пивзавод), и трамвайная линия, пролегающая вдоль Змеиногорского тракта в нагорную часть города, почти не пересекались с дорогами общего пользования. Также на пути следования скоростных трамваев было уменьшено число светофоров.
В 2007 году в Барнауле зафиксировали спад населения, всего в городе в то время проживало 650 тысяч человек. Промышленность в городе пришла в упадок. В связи с этими событиями план по обновлению и расширению линий общественного городского транспорта пришлось отложить.
Новый план расширения трамвайных линий
Согласно новой идеи властей города, до 2025 года запланирована постройка нескольких классических линий трамвайного сообщения, а также возведение сооружений для скоростного трамвайного сообщения. Новая линия современного скоростного трамвая пересечёт центр города от улиц Исакова до Северо-Западной, далее маршрут будет проложен через завокзальный деловой район. Маршрут будет иметь участок, пролегающий под землёй. Инженеры спроектировали такой путь, чтобы современный быстроходный транспорт смог максимально избежать пробок на Северной Вокзальной площади и на Красноармейском проспекте.
Маршрут от улиц Партизанской до Красного Текстильщика будет оборудован пятью подземными станциями:
- проспект Чернышевского;
- Аграрный университет;
- улица Молодёжная;
- Площадь Победы;
- Привокзальная площадь.
Возведение такого масштабного проекта запланировано на 2018 год.
Существующие маршруты трамваев
Всего в Барнауле существует всего 11 трамвайных маршрутов:
- Трамвай под номером 1 начинает свой путь от площади Свободы, проезжает через площадь Победы, совершает остановку в пункте «Поток». Конечная станция – посёлок Докучаево.
- Трамвай под номером 2 движется от пункта «Поток», далее проезжает по улице Попова до остановки «Пивной завод».
- Общественный транспорт под номером 3 начинает свою работу от депо №1, далее двигается через улицы Челюскинцев и Северо-Западную, затем доезжает до конечного пункта - посёлка Восточный.
- Рельсовый транспорт под номером 4 начинает свой путь от посёлка Восточный, делает остановку в пункте «Кордон», затем в депо №1, и двигается до посёлка Восточный.
- Трамвай под номером 5 едет от площади Свободы до улицы Малахова. Конечный пункт назначения – мясокомбинат.
- Маршрут под номером 7 пролегает от депо №1, затем трамвай делает оснановку в пункте «Кордон», проезжает до посёлка Востоночый. Конечная его станция – депо №1.
- Восьмой маршрут начинается от посёлка Докучаево, затем трамвай двигается до улицы Малахова, далее до пункта «Поток». Следующая остановка — улица Северо-Западная, затем посёлок Докучаево.
- Девятый маршрут стартует от посёлка Докучаево, затем транспорт движется до улицы Северо-Западная, далее следует остановочный пункт «Поток». Следующий пункт назначения – улица Малахова и посёлок Докучаево.
- Трамвай под номером 10 начинает свою работу от посёлка Докучаево, затем останавливается на улицах Попова и Малахова, далее следует остановочный пункт «Поток». Затем транспорт проследует до улиц Северо-западной, Малахова и Попова. Конечная остановка – посёлок Докучаево.
- 11 маршрут пролегает от депо №3, следующие остановки – улицы Попова и Северо-Западная. Конечная станция – площадь Свободы.
Виды подвижного состава
Техника, собранная чешским заводом «Татра», является основным видом пассажирского рельсового транспорта в городе Барнаул. Всего в депо находятся 263 вагона для пассажирских перевозок. Из их числа 175 вагонов ежедневно выходят на маршруты и перевозят огромное число людей.
В ноябре 2009 года из Санкт-Петербурга был доставлен в Барнаул уникальный трамвай ЛВС-2005 «Пионер» с односторонним сочленённым двухсекционным вагоном. Техника оснащёна асинхронным электродвигателем.
В середине сентября 2010 года в город доставили из-за границы запчасти для сборки вагонов «Татра-Т4D».
Трамвайные депо в Барнауле
В Барнауле работают 3 трамвайных депо. Ежедневно из их ангаров отправляются развозить жителей несколько сотен вагонов на электрической тяге. Депо №1 обслуживает маршруты №№ 1, 3, 4, 5, 7 и 12. Всего в нём числится 114 единиц подвижного состава, кроме того, в ангарах есть 13 поездов для выполнения ремонтных работ.
Депо №2 сейчас не работает, а работоспособные вагоны переданы в другие действующие депо. Оставшиеся рабочие занимаются ремонтом двух трамваев марки «Татра Т4D».
Из депо №3 отправляется пассажирский транспорт по маршрутам 1, 2, 8, 9, 10 и 11. Всего в нём насчитывается 143 транспорта для пассажиров и 13 специальных ремонтных вагонов. Основная марка трамваев – это «Татра Т3SU». Также в ангарах данного депо базируются и трамваи «Татра Т6В5». В конце 2009 года по маршруту пустили новый российский трамвай ЛВС-2005.
Недостатки и проблемы трамвайного сообщения
Несмотря на то что в городе Барнаул самая широкая и развитая система для движения трамваев на Урале, многие маршруты не проходят через отдалённые густонаселённые районы города. К тому же старая техника не может двигаться быстро в темпе современного густонаселённого города. Последнее масштабное обновление проводилось 4 года назад в 2013 году. Тогда было закуплено 2 современных минских трамвая марки БКМ 62103. Они приспособлены для перевозки жителей с ограниченными физическими возможностями.
Несмотря на вложения властей, основу железнодорожного транспорта составляют морально устаревшие трамваи, которые работают на линии вот уже 30 лет. Многие из их числа прошли уже 2 срока эксплуатации. Такая техника не должна выходить в рейс, ведь она создаёт угрозу для здоровья и жизни граждан.
Правительство выделило несколько наболевших проблем города, которые необходимо решить до 2025 года. Основных проблем две – это износ транспорта на электротяге на 90 процентов, и транспортный коллапс, периодически образовывающийся в Барнауле. Однако пока дела не сдвигаются с мёртвой точки, ведь в 2011 году на обновление электротранспорта выделили из бюджета всего 40 тысяч рублей!
Многие политики предлагают увеличить парк общественного транспорта за счёт троллейбусов и автобусов малой вместимости, но они ведь будут простаивать в пробках, в отличие от рельсового транспорта.
Согласно генплану, планируется построить более 10 км новых железнодорожных путей, в том числе и под землёй. Однако недавно бывший главный инженер проекта Вениамин Никитин заявил, что такой проект – просто ужас. Ко всему прочему он предложил очистить несколько улиц от трамвайных путей.
Судьба трамвайного сообщения в Барнауле находится на распутье. Продолжат ли трамваи перевозить пассажиров по городу без пробок, или про этот вид транспорта в многотысячном городе окончательно позабудут и ликвидируют за неимением финансирования? Будем надеяться, что многотонную технику не постигнет судьба мамонтов, и она ещё долгое время будет доставлять пассажиров без опозданий и с относительным комфортом.