Декларирование - это.. Декларирование: понятие, функции, формы, сроки и порядок

Декларирование – это подача сведений о каких-либо объектах гражданского оборота в контрольно-надзорные органы. Ими являются, в частности, таможенные, налоговые и другие уполномоченные структуры. Далее в статье рассмотрим некоторые примеры декларирования.

Подтверждение качества товара

Эта процедура имеет много общего с сертификацией. Подтверждение качества товара называют по-другому декларированием. Этот процесс включает в себя лабораторные исследования (испытания), результаты которых отражаются в специальном протоколе. На основании этих сведений оформляется декларация соответствия.

Согласно техрегламентам ТС и ГОСТ, декларирование – обязательная процедура. Как правило, экономические субъекты, получившие документ о соответствии качества, оформляют дополнительно добровольный сертификат на свой товар. Такая необходимость вызвана недостаточно широким распространением процедуры декларирования. В этой связи крупные торговые сети требуют в первую очередь сертификат соответствия.

Сложности на практике

Существует мнение о том, что если наименование продукции не указано в номенклатуре товаров, подлежащих сертификации, оформлять разрешительные документы не нужно. На практике ситуация иная.

Многие предприниматели оформляют добровольные сертификаты. Однако контрольным органам часто их недостаточно, и уполномоченные служащие требуют декларацию соответствия. Правомерны ли такие действия?

Если какой-то товар содержится в перечне изделий, подлежащих декларированию, это означает, что оформлять нужно не только добровольный сертификат. Дело в том, что он не заменяет собой декларацию. В соответствии с действующими нормами, необходимо сначала оформить ее, а затем – добровольный сертификат.

Особенности процедуры

На практике реализуется 2 вида схем декларирования. Одна применяется в отношении отечественных производителей, выпускающих продукцию на внутренний рынок. Вторая схема предназначена для изготовителей-импортеров (резидентов РФ).

В обоих случаях срок действия документа составляет 1-3 года. Основанием для оформления декларации является протокол исследований (испытаний) продукции. Декларирование не предполагает оценки производственных условий – изучаются только характеристики товара.

Перечень изделий, в отношении которых проводятся испытания, постоянно дополняется. В настоящее время действует Номенклатура товаров, соответствие которых подтверждается декларацией по системе ГОСТ Р или по техрегламентам ТС.

Налоговая отчетность

Она является еще одним примером декларирования.

Как правило, физлица-налогоплательщики сами не исчисляют и не выплачивают установленные законом платежи в бюджет. Эта обязанность возлагается на их нанимателей – налоговых агентов. Однако в ряде случаев гражданам необходимо самостоятельно рассчитать суммы.

Декларирование доходов предусмотрено в первую очередь для предпринимателей. Кроме того, отчитываться нужно гражданам за:

  • Вознаграждения, полученные от организаций и физлиц, не выступающих в качестве налоговых агентов. В эту категорию в числе прочего входят доходы по договорам найма или арендным соглашениям.
  • Суммы от продажи недвижимости, находящейся в собственности меньше трех лет.
  • Доходы, полученные за рубежом. В законе предусмотрены некоторые исключения из этого правила.
  • Доходы, с которых налоговым агентом не был удержан НДФЛ.
  • Выигрыши в лотереях, тотализаторах и пр.
  • Вознаграждения, выплачиваемые как правопреемникам (наследникам) авторов произведений искусства, литературы, научных разработок, изобретений, промобразцов, полезных моделей.
  • Недвижимость, транспорт, доли, акции, паи от физлиц, не являющихся близкими родственниками и индивидуальными предпринимателями.

Дополнительные категории лиц

Декларацию о доходах также подают:

  • Граждане, рассчитывающие на возврат (полный/частичный) НДФЛ, уплаченного ранее.
  • Частнопрактикующие адвокаты, нотариусы, прочие специалисты.

Порядок декларирования

Отчетность направляется в ИФНС по месту проживания гражданина до 30 апреля года, идущего вслед за периодом получения соответствующих сумм. Плательщик заполняет бланк 3-НДФЛ (унифицированную форму).

Декларирование можно осуществить разными способами. Отчетность подается лично, направляется по почте заказным письмом или в электронном виде.

Сумму налога, указанную в декларации, следует оплатить по месту проживания до 15 июля года, идущего вслед за истекшим периодом.

Приложения

Вместе с декларацией сдаются документы, подтверждающие поступления и расходы плательщика. Такой справкой, к примеру, может быть форма 2-НДФЛ. Она оформляется по месту работы физлица.

Суммы доходов, налога и вычетов, отраженные в справке 2-НДФЛ, заявитель переносит в декларацию.

Ответственность

В НК установлены санкции за нарушение предписаний налогового законодательства или уклонение от их соблюдения. Так, в 119 статье Кодекса предусматривается наказание за неподачу декларации – штраф. Его величина составляет 5 % от суммы невыплаченного налога. Расчет осуществляется за каждый месяц с даты, когда плательщик должен был предоставить отчетность. Однако общая сумма взыскания не может превышать 30 % от величины налога. Минимальный размер штрафа – 1 000 рублей.

Декларирование в таможенном законодательстве

Под ним следует понимать заявление информации, необходимой для проведения процедуры оформления груза и контроля. Декларирование может осуществляться письменно или устно.

Как правило, сведения предоставляются при:

  1. Перемещении через госграницу транспортных средств и товаров.
  2. Изменении процедуры оформления. К примеру, если изделия, хранившиеся на таможенном складе, реализуются покупателю, режим меняется на "выпуск в свободное обращение".
  3. В других обстоятельствах, предусмотренных законодательством. К примеру, продукция, находящаяся в режиме магазина беспошлинной торговли, должна быть повторно задекларирована в случае отзыва, аннулирования лицензии или его ликвидации.

Цели таможенного оформления

Сведения, содержащиеся в декларациях, могут использоваться служащими ФТС для:

  • Борьбы с контрабандой или другими нарушениями законодательства.
  • Административного регулирования внешнеторговой деятельности. организации других видов госконтроля (фитосанитарного, ветеринарного, радиоактивного, экологического и пр.).
  • Ведения статистики.

Таможенно-тарифное регулирование

В первичных правоотношениях, связанных с перемещением ТС и товаров через границу, момент возникновения обязанности по отчислению пошлин и сборов обуславливается моментом принятия декларации уполномоченным служащим. В таком документе должны присутствовать окончательные (точные) сведения о внешнеэкономической поставке. За их достоверность заявитель несет ответственность, установленную в законодательстве.

Подача извещения о пересечении границы не влечет возникновение налогового обязательства. Это связано с тем, что у субъекта сохраняется возможность отозвать это уведомление. Таким правом он обладает до момента подачи окончательных данных о грузе.

Принцип декларирования подразумевает, что вся ключевая информация, необходимая для расчета размера пошлин и соблюдения таможенных формальностей, самостоятельно предоставляется экономическим субъектом (собственником, владельцем, приобретателем) либо таможенным брокером.

Разумеется, такой порядок не исключает поступление неточных/неверных данных, умышленно искаженных декларантом. Тем не менее преимущества именно такой формы отчетности перевешивают ее недостатки.

Применение установленного порядка декларирования позволяет контрольным органам ограничиваться выборочной проверкой грузов, перевозимых через границу. Если бы экономические субъекты не подавали бы документацию, уполномоченным служащим пришлось бы самостоятельно взвешивать, пересчитывать, измерять грузы, подлежащие обложению пошлинами. Это привело бы к существенным задержкам при перемещении объектов и, соответственно, негативно отразилось бы на внешнеэкономическом обороте.

Комментарии