Физическое развитие детей дошкольного возраста
Все основы закладываются в двух периодах: внутриутробном и дошкольном. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием.
Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. За последующие три года прибавка в росте в среднем составляет около 15 см, в весе - 5 кг. Показатели, конечно, стандартные и могут незначительно варьироваться.
В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом. Но слишком высокие нагрузки, конечно же, недопустимы. Активно формируется аппарат опорно-двигательный, когда естественные изгибы в позвоночнике еще не окончательно сформированы и поэтому не закрепились. Здесь важно не игнорировать осанку, держа ее под постоянным наблюдением. Именно с такого возраста начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения.
Идет активный процесс окостенения ткани хрящевой, именно поэтому с особой осторожностью нужно относиться к нагрузкам. И особенно касается это нижних конечностей. Связки и мышцы еще слишком слабы для усиленных нагрузок. А с учетом незакостенелости хрящевой ткани неправильное физическое воспитание детей может привести к опасным в этом возрасте травмам и нарушениям (как пример - плоскостопие).
Существенные различия в мышечные системах дошкольников и взрослых объясняют быструю утомляемость и более быстрое восстановление после нагрузок. Нагрузки однообразные и длительные не только не рекомендуются, но и противопоказаны. Физическое развитие детей должно основываться на включении упражнений для абсолютно всех групп мышц.
Быструю утомляемость объясняет и особенность развития системы сердечно-сосудистой: шире сосуды, короче путь движения крови, а значит - выше и скорость кровообращения. При высоких нагрузках ребенок быстро возбуждается, ускоряется ритм сердца, нарушаются ритмы сокращений. Отсюда и быстрая утомляемость. Мало того, детскому организму сложно справляться с такими энергетическими скачками.
Что касается нервной системы, процессы возбуждения у дошкольников преобладают на процессами торможения. Именно поэтому дошкольники такие непоседы. Движения у них быстрые, импульсивные, а внимание - неустойчивое. Неточность и беспорядочность движений дошкольника вовлекает в работу движения лишних групп мышц, отсюда и дополнительные нагрузки на системы сердечно-сосудистую и дыхательную.
Физическое развитие детей обязательно должно быть учтено при планировании физических нагрузок и общего рациона. Обмен веществ в дошкольном возрасте очень высок, поэтому для правильного общего формирования организма важно предоставить ребенку полноценное питание и длительные прогулки.
Дошкольнику обязательно нужны физические нагрузки, но они должны быть умеренными. Понятно, что неопытным родителям довольно сложно найти предел в высоких и низких нагрузках, соответствующих возрасту их растущего ребенка. Но с учетом знаний быстрой утомляемости и быстрого восстановления, характерного дошкольнику, физическое развитие детей должно быть основано на самом оптимальном для этого возраста варианте: нагрузки кратковременные, перерывы - частые.
Хорошим выходом станут спортивные секции, танцы, бассейн. Но важно не просто отдать ребенка и уйти, а найти тренера, понимающего эти возрастные особенности, имеющего определенную программу по работе с дошкольниками.
Заниматься споротом с ребенком вполне можно и дома. При соблюдении простых, элементарных и вместе с тем важных правил.
Помещение должно быть проветренным. Температура 22°C. При более низкой температуре ребенок может простудиться, более высокая температура даст дополнительную и опасную нагрузку на сердце. Составьте график занятий. Занимайтесь в определенное время. Ни в коем случае не перед сном. Начинайте с упражнений легких, постепенно добавляя время и усложняя упражнения. Работать должны все группы мышц.
Получится не все. И не сразу. Не нервничайте, не давите на своего ребенка. Не ругайте. Здесь нужно не только время, но и терпение. И помните: если ребенок устал и чувствует себя плохо - прекратите занятия.