Минимальный размер оплаты труда - это установленный государством минимум оплаты труда. Величина МРОТ
Впервые МРОТ как правовое понятие было официально закреплено в нормативных актах в 1991 г. Установленный законом минимальный размер оплаты труда составлял на тот момент 180 руб. На базе этой суммы рассчитывались пособия временно нетрудоспособным (90 %) и стипендии.
Повышение МРОТ
Оно происходило в разное время в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Увеличение суммы могло быть один (в 1994, 2009 гг.) или 5 раз в год (в 1995 г.). Постепенно ситуация более-менее стабилизировалась и было установлено конкретное календарное число, с которого должен изменяться минимальный размер оплаты труда. С 1 января 2013 г. происходило регулярное его повышение.
В 2016 г. МРОТ составлял 6204 руб. Однако уже в июле он был увеличен до 7500. В 2017 г. повышение МРОТ произошло также в июле. Сумма стала составлять 7800 руб.
Вместе с повышением минимального размера оплаты труда изменялись нормативные акты, в которых он устанавливался. На сегодняшний день МРОТ регулируется ФЗ № 82 и ТК.
Экономическая основа
В России МРОТ и прожиточный минимум – взаимосвязанные понятия. В соответствии со 133 статьей ТК минимальный заработок устанавливается во всех регионах одновременно на основании федерального закона. Его величина должна достигать прожиточного минимума трудоспособного населения.
Финансирование МРОТ сотрудников бюджетных учреждений осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней, внебюджетных фондов, а также поступлений от предпринимательской и другой деятельности, приносящей прибыль. Руководители прочих предприятий обеспечивают минимальный заработок работникам из собственного капитала.
Минимальный размер оплаты труда – заработная плата, которая гарантируется сотруднику, полностью отработавшему 1 мес. За этот период он должен выработать норму времени и выполнить обязанности по договору.
В субъектах РФ может устанавливаться свой минимальный размер оплаты труда. Эта сумма, однако, не должна быть меньше установленной федеральным законом. Региональный МРОТ может предусматриваться для сотрудников всех предприятий, существующих на территории субъекта, за исключением работников бюджетных организаций.
Прожиточный минимум
В настоящее время, к сожалению, МРОТ существенно меньше прожиточного минимума. Государственная власть, однако, гарантирует его постепенное повышение.
ФЗ № 415 от 2016 г. закрепил величину прожиточного минимума по стране на 2017 г. в размере 8540 руб. В зависимости от климатических, экономических и иных факторов, эта сумма различна в разных регионах. К примеру, в Белгородской области она составляет 8016 руб., а в Архангельской обл. – 10816 руб.
На 2016 г. соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом составило 53,5 %. После повышения величины минимального заработка на 20 % процент увеличился до 64,7. Правительство нацелено на приведение величин в соотношение, существовавшее после 2011 г. до возникновения экономических проблем. После 2014 г. была разработана программа по созданию условий для последующего увеличения минимального размера оплаты труда в 2018 году и последующие периоды.
Как показала статистика, в 2016 г. повышение коснулось 1 млн сотрудников. При этом более 80 % были заняты в муниципальных и госучреждениях. На повышение заработка было направлено около 6,1 млрд руб. В 2018 году минимальный размер оплаты труда планируется увеличить до 9 489 руб. Соответственно, из ФОТ нужно будет выделить существенно больший объем средств.
Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда?
"Минималка" используется для расчета различных выплат работникам. В соответствии с 3 статьей ФЗ № 82, основные суммы, определение которых основывается на минимальном размере оплаты труда, это:
- Пособия по нетрудоспособности (временной).
- Выплаты по беременности и родам.
- Прочие суммы, связанные с обеспечением обязательного соцстрахования.
Переходные положения
Стоит сказать, что в настоящее время действуют 4 и 5 статьи ФЗ № 82. В них установлены переходные положения, касающиеся применения минимального размера оплаты труда. Эти нормы предусматривают, что до внесения корректировок в соответствующие законы с 1 января 2001 г. применяется базовая сумма, равная 100 руб., при исчислении зависящих от МРОТ сумм:
- стипендий, пособий, иных выплат;
- сборов, налогов, штрафов, прочих платежей;
- вытекающих из гражданско-правовых обязательств.
Пояснения
Для лучшего понимания сути переходных положений обратимся к разъяснениям КС, приведенным в Постановлении № 11П от 2008 г.
Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? В первую очередь, МРОТ – это гарантированное вознаграждение работнику, надлежащим образом исполняющему свои обязанности. Однако на определенной стадии экономического развития значение минимального размера оплаты труда было несколько расширено.
МРОТ стал использоваться в разных юридических отраслях в качестве обязательного элемента расчета платежей по гражданско-правовым сделкам, социальных выплат, госпошлин, налоговых ставок, штрафов и пр. Это обусловливалось необходимостью индексации указанных сумм в соответствии с инфляцией. Сам же МРОТ периодически повышался, но жесткой его привязки к прожиточному минимуму не было.
Однако экономические условия начали быстро изменяться, и законодатель начал предпринимать меры по отказу от прежней практики. В результате нормами было закреплено, что минимальный размер оплаты труда – это основа регулирования заработка и определения сумм пособий и выплат, связанных с обязательным соц. страхованием. При этом в законодательстве был установлен запрет на применение МРОТ в иных целях.
КоАП
Примером отказа от использования МРОТ как "непрофильного" показателя являются нормы Кодекса административных правонарушений. Раньше в КоАП для расчета административных штрафов использовался исключительно минимальный размер оплаты труда. Этот подход соответствовал экономической ситуации, существовавшей ранее в стране. В действующей редакции Кодекса упоминания о МРОТ отсутствуют.
В 2007 г. законодатель принял решение отказаться от использования "минималки" в качестве критерия для расчета штрафов и прочих сумм, не связанных с заработком. В результате в КоАП были внесены корректировки, в соответствии с которыми размер административной санкции устанавливался по общим правилам в виде твердой суммы, выраженной в рублях.
К примеру, ранее в статье 15.5 Кодекса за нарушение сроков предъявления деклараций, определенных законодательством, предусматривался штраф в размере 3-5 МРОТ. Согласно действующим нормам, сумма взыскания составляет 300-500 руб.
Аналогичным корректировкам подверглись и иные нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность.
Необходимо также отметить, что, согласно действующему налоговому законодательству, минимальный размер оплаты труда в расчетах сборов, налогов, штрафов, пеней не применяется.
Таким образом, ключевое предназначение МРОТ состоит в регулировании оплаты труда и определении минимальных сумм по обязательному страхованию.
Заработок: нормативное регулирование
Многие предприятия используют систему оплаты, при которой сотруднику устанавливается оклад, а к нему – премии и надбавки. На практике возникает вопрос – что именно сопоставлять с МРОТ?
В 133-й статье ТК речь о месячном заработке сотрудника, а не об окладе.
Зарплатой сотрудника признается вознаграждение, которое он получает за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с квалификацией, сложностью, количеством, качеством работ и условиями их выполнения. В заработок входят компенсационные выплаты. В их числе доплаты и надбавки за исполнение профессиональных обязанностей в особых экстремальных и иных условиях, отличных от нормальных. В вознаграждение сотрудника входят и стимулирующие выплаты. К ним относят разнообразные премии, поощрения и пр.
Окладом называют фиксированную сумму, которую работник получает за выполнение профессиональных обязанностей установленной сложности за один месяц (календарный). При его расчете не учитываются суммы надбавок, доплат, премий, социальных отчислений.
Следовательно, оклад не может быть ниже МРОТ. При этом, в целом, вся заработная плата, включая дополнительные суммы, должна быть не менее "минималки".
Аналогичной позиции придерживаются и суды. В трудовом законодательстве допускается установление тарифных ставок (должностных окладов) в качестве элементов зарплаты в размере не ниже МРОТ, если заработок без учета процентной надбавки, районного коэффициента будет в пределах суммы "минималки", установленной федеральным законодательством.
Нюансы
При расчетах необходимо учитывать некоторые особенности начисления заработка при трудовой деятельности в условиях неполного дня или по совместительству. В таких случаях законодательством не гарантируется, что величина месячного вознаграждения будет соответствовать МРОТ. Дело в том, что в указанных условиях выплаты осуществляются пропорционально времени, отработанному гражданином, или в соответствии с выработкой.
Ответственность
Если наниматель выплачивает 2 и более месяца суммы в меньшем размере, чем МРОТ, предусмотренный федеральным законом, из личной заинтересованности или в корыстных целях, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Наказание предусматривается статьей 145.1 УК.
Повышающие коэффициенты
Расчет заработка сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность на Крайнем Севере или на территориях, к нему приравненных, осуществляется с учетом специальных надбавок. Речь о районных коэффициентах и процентных доплатах к зарплате. Что нужно сравнивать с МРОТ в этих случаях: сумму з/п с надбавками или без них?
На основании действующих норм сотруднику, работающему в особых климатических условиях, гарантируется не только МРОТ, но и повышенная оплата труда. Она обеспечивается применением районного коэффициента и процентной надбавки. Соответственно, зарплата такого работника должна определяться в размере, не меньшем МРОТ. После этого к ней прибавляют надбавки и коэффициент.
Аналогичный подход используют и судебные органы.
Выплаты по социальному страхованию
К ним относят пособия по нетрудоспособности, беременности/родам и прочие отчисления. На основании положений ФЗ № 82 они рассчитываются с учетом МРОТ.
Правоотношения, возникающие в связи с обеспечением обязательного социального страхования на случай нетрудоспособности (болезни) или в связи с материнством, регламентируются ФЗ № 255.
Пособие застрахованному гражданину, имеющему стаж не менее 6 мес., выплачивается в сумме, не превышающей за 1 полный месяц (календарный) величины МРОТ. В местностях, в которых применяются повышающие коэффициенты, размер выплаты устанавливается с их учетом.
Стоит сказать, что величина пособия может быть уменьшена до МРОТ. Соответствующие основания закреплены в 1 пункте 8 статьи ФЗ № 255,
В размере "минималки" рассчитывается пособие по БиР женщине, имеющей стаж не менее 6 мес. Если применяются повышающие коэффициенты, сумма определяется с их учетом.
Дополнительные гарантии
На основании положений п. 1.1 14 статьи ФЗ № 255, если застрахованный гражданин не имел заработка либо если его средняя з/п, рассчитанная за предусмотренные периоды, за полный месяц не достигает МРОТ, установленного на дату возникновения страхового случая, средняя зарплата принимается равной "минималке". Если субъект работает на условиях неполного времени (неполный день, неделя), он определяется пропорционально отработанному времени.
При этом ежемесячное пособие, выплачиваемое по уходу за ребенком, не должно быть меньше суммы этой выплаты, установленной ФЗ № 81.
Сравнение МРОТ со среднедневной з/п
Расчет заработка осуществляется по правилам п. 3 и 3.1 14 статьи ФЗ № 255, п. 15.1-15.3 Положения, регламентирующего особенности начисления пособий в связи с нетрудоспособностью, БиР, по уходу за ребенком лицам, подлежащим социальному страхованию.
После определения суммы, исчисленной из фактической з/п, ее сравнивают со среднедневной зарплатой, определенной на основании МРОТ с учетом отработанного времени. Из этих величин выбирают большую.
В заключение
В 2018 г. МРОТ должен быть повышен до 9 489 руб. Соответственно, увеличатся суммы вознаграждений работников всех организаций, учреждений и предприятий.
Если говорить о социальных пособиях, то их расчет осуществляется на основании МРОТ, определенного на дату возникновения страхового случая. Такое правило установлено пунктом 1.1 14 статьи ФЗ № 255. Следовательно, пособия, рассчитанные до 01.01.2018 г., пересчитывать не нужно. По новому размеру "минималки" будут определяться выплаты по случаям, наступившим после 1 января.
Законодательство четко устанавливает случаи, при которых в расчете можно использовать МРОТ. В первую очередь, "минималка" применяется при определении заработка. Сотрудник любой организации, учреждения, предприятия должен получать сумму, гарантированную федеральным законодательством. МРОТ используется при расчете выплат, связанных с социальным страхованием работников. Применение "минималки" в других целях запрещено.
Не допускается рассчитывать денежные взыскания по гражданско-правовым сделкам, рассматриваемым в суде, размеры компенсаций за ущерб, административные штрафы, санкции за нарушение налоговых и других предписаний на основании МРОТ. Все указанные выплаты должны быть установлены в фиксированной сумме, выраженной в рублях.
Работодателям не следует забывать об ответственности, установленной в действующем законодательстве, за нарушение норм трудового права. Обязанностью нанимателя является своевременная выплата вознаграждения сотрудникам в полном размере.