Загадки о добре как выражение морально-этической категории

Загадки с давних пор признаны одним из любимых жанров фольклора. Представлены они в форме причудливых вопросов иносказательного вида.

Выражение морально-этической категории добра

Суть многих загадок заключается в том, чтобы понять, какое понятие скрывается за иносказательной формой. Загадка становится своеобразным испытанием, которое может пройти человек с развитым образным мышлением, способный за нелепой формой увидеть ответ. Отгадка часто даже не лежит на поверхности, а наоборот, запутывает и мешает понять, о чём говорится.

Сакральный смысл ритуала загадывания загадок

Загадка имеет глубокие сакральные корни. При обряде посвящения во взрослую жизнь проходили испытание с помощью загадок. Существовала целая система запретов, связанная со временем, когда нельзя было их загадывать. Ответы на загадки схожи с актом рождения из разрозненных частей какого-либо целого понятия. Заключённые в них вопросы и понятия всегда связаны с главными жизненными ценностями, а отгадка - это постижение бытия.

Загадывание и отгадывание загадок было ещё и популярным развлечением для людей, обязательным элементом различных посиделок, вечёрок. При помощи загадок можно было проявить свою сообразительность и показать себя, не подвергаясь осуждению окружающих. Хотя, конечно, основное её назначение в том, чтобы человек понимал и подчинял себе явления жизни и природы.

Загадка как инструмент дидактики

Раньше загадка была инструментом народного воспитания, при помощи которого дети узнавали названия и признаки вещей, изучали окружающий мир. Таким ненавязчивым образом ребята постигали действительность, развивали способность мыслить, свой язык и ассоциативное мышление.

Загадки о добре

В русском фольклоре есть загадки обо всех явлениях жизни. В том числе есть загадки о добре. Разгадывая их, дети не только учатся думать и правильно излагать мысль, но и усваивают знания о такой морально-этической категории.

Какие есть загадки о добре и чему они учат?

  1. Динамика загадки строится на диалоге: "Какая голова сто рук прокормит?" (Ответ: добрая).
  2. Иногда основой для построения загадки становится отрицание: "Не хвались серебром, а хвались..." (Ответ: добром).
  3. В ней всегда есть описание признаков предмета, который надо отгадать: "Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?" (Ответ: добрый человек).
  4. "Ну, а кто всегда поможет, друга вызволить кто сможет?" (Ответ: добрый друг).

Таким образом, загадывая загадки, ребёнок не только учится понимать иносказательный язык, но и различать категории добра и зла.

Комментарии