Цимлянская ГЭС - энергетический гигант на Дону

Цимлянская ГЭС, будучи единственной гидроэлектростанцией на реке Дон, одновременно является ключевым участком Волго-Донского водного пути. Она находится в Ростовской области, неподалеку от городов Волгодонска и Цимлянска, образовавшихся только благодаря появлению электростанции. Фото Цимлянской ГЭС не способны передать грандиозный масштаб сооружений станции, она относится к тем рукотворным объектам, которые обязательно надо увидеть лично.

Этапы великой стройки

Первые идеи о водном пути по Волге и Дону с гидроэлектростанцией и судоходным водохранилищем прорабатывались еще в 1927, 1933 и 1938 годах, но по массе причин разработка проекта началась только в 1944 году.

Решение о постройке Волго-Донского водного пути и входящей в его состав Цимлянской ГЭС было утверждено постановлением советского правительства 27 февраля 1948 года. Строительство сразу объявили "великой стройкой коммунизма". Запланированный ввод станции в эксплуатацию был назначен на 1953 год.

Однако не все строители участвовали в этом "празднике созидания" по своей воле. Ответственным за проект было назначено МВД, и 14 января 1949 года было учреждено Цимлянское отделение ГУЛАГа. Хотя строительство Цимлянской ГЭС было достаточно хорошо механизировано, количество заключенных, задействованных преимущественно в земляных работах, доходило до 47 тысяч. В общей сложности через лагерь прошло более 103 тыс. человек. До конца 1949 года на стройке широко использовался труд пленных немцев.

В 1948 году стартовали подготовительные работы. Сюда входила постройка складских и жилых зданий, дорог, карьеров и временной дизель-электростанции. В то же время шла заключительная стадия подготовки проекта Цимлянского гидроузла, закончившаяся в начале следующего года.

10 февраля 1949 года началось возведение водосливной плотины и здания электростанции. Цимлянская ГЭС росла впечатляющими темпами. Русло Дона было перекрыто 23 сентября 1951 года, и уже в январе 1952 года началось заполнение чаши водохранилища.

В том же 1952 году станция начала вырабатывать электричество. 6 июня состоялся запуск 1-го гидроагрегата, 19 июля заработал 2-й гидроагрегат. Весной 1953 года были пущены 3-й и 4-й гидроагрегаты, 22 июля Государственная комиссия признала Цимлянскую ГЭС готовой для ввода в промышленную эксплуатацию. Окончательный вывод станции на проектную мощность произошел 22 июля 1954 года, когда энергию выдал последний, 5-й агрегат.

Краткие технические характеристики

Здание Цимлянской ГЭС, где находится машинный зал с четырьмя агрегатными блоками, совмещается с рыбоподъемником и является сооружением руслового типа. Сегодня в машинном зале станции установлены 4 вертикальных гидроагрегата, оборудованные поворотно-лопастными турбинами. Они приводят в движение генераторы, 3 из которых имеют мощность 52,5 МВт и 1 мощностью 50 МВт. Пятый генератор на 4 МВт включен в конструкцию рыбоподъемника.

Сначала станция имела мощность 164 МВт, образующуюся на 4 гидроагрегатах по 40 МВт и 1 агрегате рыбоподъемника. По окончании модернизации, закончившейся в 1981 году, мощность основных генераторов поднялась до 50 МВт, и совокупная выработка энергии выросла до 204 МВт.

С 1997 по 2012 год, во время очередного этапа реконструкции, морально устаревшие гидроагрегаты станции были полностью заменены на новые. В итоге мощность станции снова поднялась, и теперь Цимлянская ГЭС на контакты отрытого распределительного устройства поставляет 211,5 МВт электроэнергии. Также в эти годы произошла замена затворов водосливной плотины.

Гидроузел станции

Являясь низконапорной русловой гидроэлектростанцией, Цимлянская ГЭС имеет 1-й класс капитальности. Здание электростанции включено в состав напорного фронта гидроузла ГЭС. По плотинам станции проходят автомобильная дорога и железнодорожные пути.

Кроме самого здания станции с рыбоподъемником, в состав Цимлянского гидроузла входят:

  • две левобережные насыпные земляные плотины, высотой 12 и 25 метров;
  • правобережная намывная земляная плотина, высотой 35 метров;
  • бетонная водосливная плотина, высотой 43,6 метра;
  • два судоходных шлюза с аванпортом, связующим каналом между ними и низовым подходным каналом;
  • головное сооружение Донского магистрального канала;
  • Цимлянское водохранилище, длиной 360 и шириной 40 километров, с максимальной глубиной 31 метр.

Во время работ на Цимлянском гидроузле было вынуто 29,5 млн кубометров мягкого и 869 тыс. кубометров скального грунта, насыпано 46,6 млн кубометров мягкого грунта и 910 тыс. кубометров камня. В сооружения Цимлянской ГЭС уложено 1908 тыс. кубометров бетона, смонтирована 21 тыс. тонн механизмов и металлоконструкций.

Экономическое значение

Помимо выработки недорогой возобновляемой электроэнергии, Цимлянский гидроузел обеспечивает регулярную навигацию и судоходную глубину в нижнем течении Дона. Водохранилище, образовавшееся на проблемном участке реки с перекатами и мелководьем, сделало возможным проход крупнотоннажных судов.

Цимлянское водохранилище питает массу объектов рыбного хозяйства, оросительных каналов и систем, обеспечивая воду для полива более чем 750 тыс. га сельхозугодий, снабжает питьевой водой примерно 200 тыс. жителей окрестных городов, обеспечивает водоснабжение Ростовской АЭС.

Плотины Цимлянской ГЭС защищают лежащие ниже сельскохозяйственные земли и населенные пункты от весенних наводнений. Водохранилище Цимлянской гидроэлектростанции имеет огромное рыбопромысловое значение, здесь ежегодно вылавливается до 6 тыс. тонн рыбы ценных пород.

Экологические последствия

При заполнении Цимлянского водохранилища ушли под воду 263,5 тыс. га земли, 164 мелких населенных пункта и часть города Калач-на-Дону. Потребовался перенос ряда участков железнодорожных путей, автодорожного полотна и линий связи, а также возникла необходимость строительства Чирского моста через реку Дон. В результате затопления погиб и археологический памятник крепость Саркел, едва исследованный учеными.

Сооружения Цимлянской ГЭС усложнили рыбе проход к местам нереста, что отрицательно сказалось на естественном воспроизводстве рыбных ресурсов Дона и Азовского моря.

Появление Цимлянского водохранилища стало причиной увеличения потерь на испарение, что значительно снизило речной сток в Азовское море и привело к повышению его солености.

Комментарии
сегодня я - нижегородец был остановлен вневедомственной охраной на пути к ГЭС по причине закрытости зоны... я хотел фоток гражданских наделать - токо и всего