Театр «Астана Опера»: описание, адрес, труппа, руководство

Театральное сооружение «Астана Опера» построено в колоритной античной манере с деталями барокко и национальным отпечатком культуры Казахстана, а над его наружным обликом поработали известные зодчие из России, Казахстана, Швейцарии и Италии.

Астана

Город Астана - столичный город Казахстана. Прежде город звался Акмола. Существует немало вариаций возникновения данного имени. Одна - город Акмола назвали из-за возвышенности из белого известняка. Вторая - народ-гунны звали «мола» большой бугор или крепость. И третья версия: Акмола издревле слыла основным ядром ярмарок рогатого скота и знаменита обильным многообразием мясных и молочных изделий (кумыса, айрана, курта, шубата). Посему имя города переводится как «белое святое место» или «белое изобилие».

В 1930 годах на казахских равнинах на месте поселения Акмола вырос город Акмолинск. В 1960 году в декабре месяце город насчитывал сто тысяч населения и превратился в казахскую столицу. В 1961 году Акмолинск назвали Целиноградом, в 1992 году переименовали в Акмолу, а в 1998 году в мае месяце нарекли городом Астаной.

Немного истории

Театр оперы и балета «Астана Опера» учредили по распоряжению президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. В 2010 году в июне месяце забили первую сваю. Сооружение выстраивали всем светом. В строительстве театрального здания принимали участие мастера различных наций: русские, казахи, итальянцы, немцы, албанцы, болгары, марокканцы.

Над спецоборудованием подмостков трудились немецкие профессионалы, а за акустический диапазон слышимости были ответственны специалисты из Италии. Зодчий замысла Беджет Паколли. В театре «Астана Опера» достигли равновесия между греческими, римскими и казахскими общенациональными обычаями, а также применили стили маньеризма и барокко. При строительстве сооружения учли недостатки, сделанные при возведении театральных зданий в прочих государствах, и использовали окончательные схемы строительства интернационального уровня.

Описание театра

Astana opera по своей красоте не уступает первенствующим европейским театрам. Театр выстроили с соблюдением классического направления с вкраплением казахских национальных обычаев. Здание находится на 9 гектарах земли, а периметр самого театрального сооружения - 64 тысячи квадратных метров. Театральные подмостки занимают 935 метров, зрительный зал может поместить 1250 театралов. Комплекс также содержит вспомогательные залы и помещения для репетиций, зал камерной музыки, пресс-залы. Недавно в театре открыли театральную студию для детей.

Потолки в холле театра "Астана опера" в вышину достигают 13 метров. Фойе украшено люстрой из богемского хрусталя, массой 1600 кг. Добавочную подсветку прибавляют боковые окна. По бокам фойе находятся лестницы из мрамора, декорированные росписью и имеющие стиль барокко. На одной стене нарисован Чарынский каньон, а на другой – государственный парк Бурабая. Расписывали стены итальянские живописцы.

Зал для зрителей построен в итальянском стиле 19-ого столетия. Зрительный зал вмещает 1250 человек. Вокруг партера находится бельэтаж, выше находятся ложи, балконы в три яруса и галерея. Кресла для зрителей итальянского производства. В театре исключительная сцена размером в 935 метров квадратных. Такие подмостки есть только в Мариинском театре и Опере Бастилии.

Сцена

В театре «Астана Опера» имеется главная сцена в 935 квадратных метров, арьерсцена шестнадцатиметровой вышины и пара карманов с боков. Сзади сцена спускается на тринадцать метров книзу, для обеспечения движения четырех основных подъемных машин и предоставляет потенциал для проведения спектаклей со сложнейшим оформлением.

Над звуком корпели итальянские мастера, в итоге в зале нет ни одного места, где плохая слышимость. Звук отражается буквально от всего: буковый и березовый паркет, вишневые и черешневые с латунью панели. Кресла зрителей, зеркала и декорирующая лепнина - все, что отражает или поглощает звук, задумано и сделано умелыми мастерами. К тому же, учли наклон и разворот кресел, как в "Ла Скала" в Милане.

Описание "Астана Опера" продолжает оркестровая яма, помещающая около 120 человек и состоящая из трех ярусов. Нижний уровень (в -1,1 м) нужен для входа музыкантов, верхний партерный ярус - в +1,5 м. Камерный зал рассчитан на 250 зрителей, не плохо обустроен и по техническим свойствам не хуже основного зала. В нем особая обстановка, дозволяющая зрителям окунуться в волшебство музыкальных звуков. Потолки зала декорированы рисунками живописцев из Италии.

В театральном комплексе есть двадцать шесть оснащенных залов для репетиций и около шестидесяти гримерок. Пол и стены в залах для репетиций сделаны из березовых, буковых и черешневых досок. Мелкие дырочки в древесине поглощают ненужный звук, а необходимый оставляют в зале. Также в оперном театре поставили новое студийное спецоборудование и свою подъемную спутниковую станцию.

Труппа

До конца 2014 года главой коллектива театра был популярный композитор Толеген Мухамеджанов. Творческая труппа театра " Астана Опера" выбиралася на отборном основании. На конкурсах членами жюри были делегаты от главных театров мира, таких как «Ла Скала», «Парижская опера», «Сан-Карло», «Ковент-Гарден», Мариинского и Большого театров.

Костяком коллектива театра стали актеры с большим опытом в профессии. Перед ними была поставлена цель - усовершенствовать уровень искусства оперного театра в Астане до уровня театров мира. Члены коллектива: Толеубек Альпиев – директор Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой, Абзал Мухитдинов – дирижер, Турсунбек Нуркалиев – главный хореограф, Ержан Даутов – главный хормейстер. Для театральной труппы организована полностью обстановка для работы.

Руководство

В 2014 году Н. Назарбаев сменил руководство театра " Астана Опера": поменял Т. Мухамеджанова на Т. Альпиева. В 2015 году в марте месяце на место худрука балета пригласили прима-балерину из Мариинского театра Алтынай Асылмуратову, а главным дирижером стал Алан Бурибаев. В 2016 году в сентябре месяце Указом Президента Казахстана директором Государственного театра оперы и балета "Астана Опера" назначили Ахмедьярова Галыма Алгиевича.

Итак:

  • Директор — Галым Ахмедьяров
  • Худрук балета — Алтынай Асылмуратова
  • Главный дирижер —Алан Бурибаев
  • Главный хормейстер — Ержан Даутов

Репертуар театра

В 2013 году 21 июня театр триумфально начал первый театральный сезон знаменитым произведением М. Тулебаева – оперой «Биржан–Сара». В опере «Биржан-Сара» раскрыто красочное олицетворение мелодичных и лирических обычаев – айтыса, дающий неподражаемость уникальному музыкальному произведению, раскрываемому в полной своей безраздельности и глубинности.

«Биржан-Сара» и по сей день, по прошествии 70 лет после написания произведения, является образцом непрекращающейся поэтической мощи, появившейся в соединении национального и человеческого культурного и литературного навыка. В этом же году свершился мировой показ театра «Астана Опера», представленный мировому сообществу произведением Джузеппе Верди «Аттила».

Вселенская премьера

Мировой показ в театре «Астана Опера» постановки Дж. Верди «Аттила» состоялся триумфально. Главным дирижером и музыкальным руководителем постановки был дирижер Валерий Гергиев. Режиссером-постановщиком, художником по костюмам, сценографом был мастер из Италии Пьер Луиджи Пицци.

Зарождение театра – это волнительный период, так как театр - главный критерий цивилизации и культуры державы и придает уверенность в том, что мировой кризис не уничтожит искусство полностью.

Наряды актерам для оперы «Аттила» привезли в Казахстан из Италии. Пьер Луиджи Пицци самолично контролировал каждую примерку костюмов. Главные цвета для одежды гуннов – пурпурный, черный, золотистый и белоснежный.

Артисты, играющие в "Аттила"

Основную роль исполнил российский оперный исполнитель Ильдар Абдразаков. С Пьером Луиджи Пицци актер познакомился пару лет назад. Его первый опыт в образе Аттилы был несколько лет назад в Перу.

Роль Эцио исполнил итальянец Клаудио Сгура. Ему было весьма просто контактировать с казахстанцами - с непритязательными и обычными людьми.

В новом театре непросто, существуют погрешности, небольшие оплошности, но все понимают, что постепенно все будет на высшем уровне, и «Астана Опера» превратится в театр мирового класса.

Роли Форесто и Одабеллы исполнили Анна Маркарова и Лучано Ганчи.

Оформление для астановской постановки «Аттила» привезли из Римского оперного театра. Для приспособления декорационного оформления под размер подмостков декорации увеличили.

В начале продвижения по карьерной лестнице Пьер Луиджи Пицци ставил великолепные спектакли с прекрасным оформлением. Как только он сформировался как артист, то осмыслил, что важно сосредоточиться на произведении. Акцентировать значение драматургии и рождающейся музыки.

Гуннов в опере исполнили рядовые Национальной гвардии Республики Казахстан. У солдат хорошая дисциплинированность, и они делают весьма точно все, что от них требуют. Солдат можно брать с собой на постановки во многие мировые театры.

В день показа оперы "Аттила" по распорядку театра в девятнадцать часов двери в зал закрываются и запоздавших зрителей не пускают. Посетители на постановку приходят за час до начала. В нынешнюю пору в театр не требуется одевать строгий костюм или вечернее платье, но подобная одежда будет здесь очень соответственна. За занавесом после постановки актеры театра приветствуют друг друга с завершившимся успехом мировым показом театра «Астана Опера» постановкой «Аттила».

Шедевры театральных подмостков

В настоящее время сцену театра «Астана Опера» украшают творения классиков оперы и балета и современнейшие оперы профессионалов международного класса. В первом сезоне театра ставили балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» в представлении балетмейстера мирового уровня Ю. Григоровича, а также С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в представлении известного хореографа из Франции Ш. Жюда, в том числе ультрасовременную постановку популярного российского балетмейстера Б. Эйфмана – «Роден».

К тому же, в первом театральном сезоне исполнили постановки объединенных представлений отечественных исполнителей с европейскими труппами, в том числе Римской оперы, "Ла Скала", Большого театра России, Мариинского театра, Оперы Бордо, Театра балета Б. Эйфмана.

Как добраться до театра

Найти театр оперы и балета «Астана Опера» можно беспрепятственно. Адрес «Астана Опера» прост, театр расположен в главной части города на улице Динмухамеда Кунаева. Сюда ходит общественный транспорт, проехать можно на городском автобусе, выбрав автомаршрут № 32 или 46 до остановки «Астана Опера» или автомаршруты № 21, 27, 28, 35, 42, 50 до остановки «КазМунайГаз». На автомашине можно проехать до театрального здания по улице Туран, затем повернуть на улицу Сарайшык. Цена на входной билет обуславливается выбором определенного разряда спектакля, пенсионерам и детям даются скидки.

«Астана Опера» является третьим по размерам мировым оперным театром. В строительстве театра принимали участие итальянские, немецкие, швейцарские, чешские специалисты. Выстроенное по новейшим техническим достижениям театральное сооружение дозволяет реализовать на его подмостках представления произведений различного уровня трудности.

Комментарии
Здравствуйте! Я детский поэт. Написал на сказку С. Аксакова "Аленький цветочек" Либретто - сценарий для театра -мюзикл или балет. Издал книгой. Написана музыка. Желает написать музыку Евгений Дога. Предлагаю сотрудничество. Книга принята в Президентскую библиотеку Н. Назарбаева.
Могу послать сценарий на э/адрес
С уважением
Член Союза писателей России
Григорий Кайгородов
Россия