Забайкальская железная дорога: характеристика, история, интересные факты

Вся российская железнодорожная сеть разделена на 16 филиалов. Каждый из них имеет определенный подведомственный участок путей, систему управления. Одним из таких филиалов является Забайкальская железная дорога, о которой мы хотим подробно рассказать.

Общая характеристика

Забайкальская ж/д - это российская ныне действующая железнодорожная сеть, которая пролегает по территории Амурской области и Забайкальского края. Ее общая протяженность - более 3,3 тыс. км. Управляющее учреждение находится в Чите. С начала 2017 года начальником Забайкальской железной дороги является А. А. Скачков.

До 1991 года полностью располагалась на территории СССР, сегодня находится во владении Российской Федерации. Первый состав прошел здесь в 1900 году. В 1975 г. железная дорога была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Если вам интересны контакты Забайкальской железной дороги, то вся необходимая информация находится в одноименном разделе официального сайта "РЖД". Это данные об ответственных лицах, телефоны, адрес электронной почты для обращений.

Цифры и факты

Приведем интересные хронологические и статистические факты о Забайкальской железной дороге:

  • С 2003 г. является филиалом РЖД.
  • На 2015 г. общая длина магистрали составляет 3321 км.
  • Число работников - около 46 тыс. человек (2015).
  • Средняя оплата труда - порядка 52 тыс. рублей (2015).
  • Перевоз пассажиров дальнего сообщения - всего 2 млн 763 тысячи человек (2015).
  • Перевоз пассажиров пригородных рейсов - 912 тысяч человек (2015).
  • Перевоз грузов - почти 133,6 млн тонн (2015).

Границы участка

Важно отметить, что на юге Забайкальская железная дорога, фото которой представлены в статье, граничит с Китайской ж/д (пограничная станция - Забайкальск). Здесь расположена не только ж/д пропускная станция, но и пункт перестановки составов, которые движутся из РФ в КНР и обратно. Причина в том, что в Китае ширина колеи иная, чем в России, - 1435 мм. Через Забайкальск проходят составы, которые следуют в Пекин и Маньчжурию (Биньчжоуская ж/д).

Также упомянем участок пути Борзя-Соловьевск. Он граничит с изолированной ж/д веткой Чулуунхороот-Чойбалсан (Монгольские железные дороги). По этому направлению сегодня организовано только грузовое движение.

Структура

На фото вы увидите схему Забайкальской железной дороги. Ранее она состояла из пяти отделений:

  • Могочинское.
  • Свободненское.
  • Читинское.
  • Борзинское.
  • Сковородинское.

Сегодня они все расформированы. Вместо них образованы регионы дороги - в Чите, Свободном, Могоче. В 2017 году был образован еще один регион в Борзе. Также действуют 15 агентств фирменного обслуживания транспорта.

В составе Забайкальской железной дороги функционируют семь эксплуатационных локомотивных депо в пунктах:

  • Чита.
  • Белогорск.
  • Борзя.
  • Хилок.
  • Чернышевск-Забайкальский.
  • Амурское.

Пять предприятий вагонного состава (вагонные, вагонно-ремонтные депо) в:

  • Чите.
  • Могоче.
  • Борзе.
  • Карымской.
  • Белогорске.

Ряд предприятий путевого хозяйства. Это дистанции пути:

  • Бурейская.
  • Белогорская.
  • Магдагачинская.
  • Завитинская.
  • Михайло-Чесноковская.
  • Шимановская.
  • Зиловская.
  • Могочинская.
  • Ерофей-Павловичская.
  • Сковородинская.
  • Амазарская.
  • Шилкинская.
  • Карымская.
  • Могзонская.
  • Чернышевск-Забайкальская.
  • Читинская.
  • Оловяниннская.
  • Хилокская.
  • Борзинская.
  • Маргуцекская.

Предприятия централизации, блокировки и сигнализации. Это дистанции:

  • Белогорская.
  • Сковородинская.
  • Ерофей-Павловичская.
  • Шимановская.
  • Зиловская.
  • Читинская.
  • Борзинская.
  • Хилокская.
  • Могочинская.
  • Магдагачинская.
  • Шилкинская.

Дистанции энергоснабжения:

  • Шилкинская.
  • Могочинская.
  • Хилокская.
  • Чернышевск-Забайкальская.
  • Магдагачанская.
  • Свободненская.
  • Белогорская.
  • Читинская.
  • Борзинская.
  • Ерофей-Павловичская.
  • энергомонтажные поезда.

Прочие предприятия:

  • Путевые машинные станции, в т.ч. и специализированная.
  • Дистанция инженерных сооружений.
  • Дирекция по ремонту и эксплуатации путевого транспорта.
  • Центр мониторинга и диагностики устройств инфраструктуры.

Также функционируют Забайкальская дирекция подвижного моторвагонного состава, Забайкальская дирекция тяги, Забайкальская дирекция инфраструктуры.

Основные вехи истории

Давайте познакомимся с главными этапами развития Забайкальской ж/д:

  • Строительство дороги проходило в масштабах прокладки Транссибирской магистрали в 1895-1905 гг. В работах участвовало как местное население, так и специалисты из европейской части России. Строительство осложнялось особенностями региона: болотистая местность, вечная мерзлота, сложный рельеф, пересеченный реками и хребтами, низкие температуры зимой, стихийные бедствия.
  • В январе 1900 г. уже было начато временное движение составов.
  • В 1922 г. вошла в Сибирский округ путей сообщения.
  • В 1923 г. Забайкальская железная дорога была отсоединена как самостоятельное подразделение. В 1925-м ее дополнили Читинской.
  • В период 1936-1943 гг. имела название Молотовской.
  • В 1959 г. к Забайкальской ж/д была присоединена Амурская.

Вот мы и рассмотрели все ключевые особенности Забайкальской железной дороги. Являющаяся частью Транссибирской магистрали, она имеет и сегодня важное значение в сфере пассажирских перевозок, в области грузовых.

Комментарии