Внутренние морские воды - описание, характеристики и особенности
Внутренние морские воды входят в состав государства, к берегу которого они подходят. На них распространяется суверенитет данного государства.
Что относится к данным водам?
Итак, по-порядку. Согласно ФЗ «О внутренних морских водах...», теомин употребляется по отношению к:
- Портам РФ, лимитированным линией, проходящей через самые удаленные точки их постоянных сооружений.
- Заливам, бухтам, губам и лиманам, с полной принадлежностью берегов РФ, до прямой линии, проходящей от берега к берегу там, где наблюдается наибольший отлив, с впервые образующимися со стороны моря проходами (или одним), при этом ширина каждого должна не превышать 24 морские мили.
- Они же при превышении ширины заданной ширины при их исторической принадлежности нашему государству.
Данное положение закона «О внутренних морских водах...» соответствует положению Конвенции ООН от 1982 года.
Примеры рассматриваемых объектов
К внутренним морским водам РФ относятся таковые: Карского, Чукотского, Восточно-Сибирского морей и моря Лаптевых.
К объектам с исторической принадлежностью относится залив Петра Великого, расположенный на Дальнем Востоке, с шириной входа, превышающей 100 миль.
Юрисдикция в рассматриваемых объектах
Все преступления, которые совершаются на иностранных судах, находящихся во внутренних морских водах, должны подпадать под уголовную юрисдикцию государства, которому они принадлежат. Однако в большинстве случаев в двусторонних соглашениях судебные власти не применяют ее, если такая просьба не последует от страны, на судне которой совершено преступление. Также политика невмешательства присутствует и при нераспространении последствий совершенного преступления на данную территорию, при незатронутой безопасности и обеспечении общественного порядка в стране, при не затрагивании интересов любых лиц, кроме членов экипажа, а также в случае отсутствия международного обязательства государства по вмешательству в данную ситуацию.
В отношении гражданской юрисдикции против нарушителей, вторгшихся во внутренние морские воды государства, могут применяться меры по задержанию и аресту иностранных судов, однако на практике гражданские иски к таким судам, находящимся в прибрежной территории данной страны, не применяются. Последнее условие может быть нарушено в том случае, если иск связан с государством, гражданами или хозяйствующими субъектами, к которым относятся рассматриваемые объекты.
Иностранные суда должны допускать для проведения санитарного, иммиграционного и таможенного контролей представителей местных властей, которые могут определять порядок допуска иностранных граждан на территорию, подконтрольную данным властям, вопросы безопасности и охраны здоровья физических лиц. При нарушении правил может последовать административная ответственность.
Понятие
Федеральный закон «О внутренних морских водах...» вводит понятие и территориального моря. Под последним понимают морской пояс, который примыкает к рассматриваемому объекту или к сухопутной территории, имеющий ширину, не превышающую 12 миль. Некоторые морские государства придерживаются лимита в 3 мили.
Само территориальное море, недра, дно и воздух над ним являются суверенной территорией прибрежного государства, но при этом невоенные иностранные суда имеют право прохода через данное образование. Данный проход называется мирным. Под ним понимают пересечение внутренних морских вод и территориального моря при не нарушении мира, порядка и безопасности государства, к суверенитету которого относятся данные образования.
Проход должен обеспечиваться соблюдением правил, установленных данной страной. При проходе судов особый режим плавания предусматривается для Северного морского пути. Он рассматривается как единая транспортная коммуникация нашей страны, и поэтому его прохождение осуществляется по правилам, устанавливаемым Россией.
Юрисдикция для территориального моря
На иностранное судно, следующее по данному пути, не распространяется уголовная юрисдикция страны, суверенитет которой распространяется на территориальное море, кроме следующих случаев:
- если совершенное преступление на борту оказывает свое распространение на прибрежную страну;
- в случае нарушения спокойствия в государстве и порядка в данном морском поясе;
- если консул или диппредставитель той страны, под чьим флагом плывет корабль, либо его капитан не обратятся с официальным запросом о помощи;
- в случае необходимости пресечения торговли наркотиками и средствами, относящимися к данной группе;
- в иных случаях, предусмотренных международными договорами.
При прохождении данного морского пояса по окончанию выхода из внутренних морских вод прибрежная страна может предпринимать любые меры для ареста и осуществления расследования на борту данного судна. Последние действия не могут осуществляться в случае, если проход в территориальные воды был произведен без захода во внутренние воды, кроме случаев, касающихся защиты морской среды и нарушений норм о защите исключительной экзоны и континентального шельфа.
Судно иностранного государства, проходящее по территориальным водам, не может быть остановлено и для осуществления гражданской юрисдикции к какому-либо лицу, находящемуся на его борту. Меры взыскания и арест в рамках данных дел могут быть применены для судна, сделавшего стоянку в территориальном море, либо же осуществляющего проход через него после того, как осуществлен выход из объекта рассмотрения статьи.
Правовой режим внутренних морских вод
Заливы признаются историческими в том случае, если они из-за своего географического положения имеют огромное значение для экономики и обеспечения безопасности прибрежного государства.
Примерами исторических внутренних морских вод в мире могут служить Гудзонов залив в Канаде, Бристольский — в Великобритании, Монтерей — в США, Вест-Фьорд — в Норвегии.
Законом РФ от 16.07.1998 все морские порты на территории страны являются открытыми для захода инкораблей, за исключением военных и госсудов, использующихся в некоммерческих целях. Иностранные суда вместе с находящимися на их борту экипажем и пассажирами при нахождении в порте подпадают под юрисдикцию той страны, которой принадлежит порт.
Правовой режим рассматриваемого объекта определяется национальным законодательством государства, чей суверенитет над ними является установленным. Он обязателен для исполнения всеми невоенными иностранными судами.
Исследовательскую деятельность, различные виды промыслов последние могут осуществлять, основываясь на специальных международных соглашениях или с разрешения соответствующих органов государства, которому принадлежат данные воды. При этом заход и пребывание иностранных судов в портах является свободным и бесплатным. В случае использования технических средств, использования маяков, складов, причалов, оказания каких-либо услуг плата взимается.
Особенности прохода внутренних морских вод военными кораблями и их захода в порты
С данных судов, прибывших в порт, не берется пошлина, и они освобождаются от таможенного досмотра. Но в случае выгрузки грузов на берег, она осуществляется под присмотром таможенных органов, и они уже облагаются пошлиной. Военные корабли в рассматриваемых в данном разделе объектах обладают неприкосновенностью. Никакие принудительные действия к ним не могут быть использованы. Но они должны соблюдать нормативно-правовые акты государства, в воды которого они зашли. При их несоблюдении страна с установленным правом над рассматриваемыми объектами вправе предложить данным кораблям покинуть внутренние воды.
Требования к судам, покидающим рассматриваемые объекты
Для обеспечения сохранности грузов, охраны жизни экипажа и находящихся на борту пассажиров, безопасности плавания такие требования предъявляются ко всем судам, которые покидают как порты, так и внутренние морские воды. Они должны быть освидетельствованы должностными лицами прибрежной страны.
Оборудование на судне должно быть в таком состоянии, которое обеспечит безопасность выхода в море как для самого корабля, так и для всех членов экипажа и пассажиров, находящихся на нем. При несоответствии предъявляемым требованиям выход за пределы внутренних вод может быть запрещен.
В заключение
Таким образом, внутренние морские воды представляют собой такие воды, которые примыкают к береговой линии конкретного государства; на них распространяется его суверенитет. Ширина входа в заливы, лиманы, бухты, губы должна составлять не более 24 морских миль. Данный запрет может быть снят при отнесении территории к исторической принадлежности определенной страны.